Проповедь: «Воскресенье Oculi»
Лука 9: 57 — 62.
«Любой путь труден».
«Случилось, что, когда они были в пути, некто сказал Ему: Господи! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошёл. Иисус сказал ему: лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнёзда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову. А другому сказал: следуй за Мною. Тот сказал: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: предоставь мёртвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие. Ещё другой сказал: я пойду за Тобою, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними моими. Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадёжен для Царствия Божия...» (Лк.9).
Благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.
Дорогие братья и сестры! Половина пути «Страстного времени» уже пройдено... Легок ли был этот путь?! Думаю, что для того, кто идет страстным путем со Христом, этот путь не может быть легким... Вообще, в жизни, любая дорога не легка сама по себе... Мы часто даже не представляем, что на самом деле нас ожидает в пути и с какими трудностями мы столкнемся...
«Господи! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошёл...» - слышим мы слова неизвестного кандидата в «Ученики» из сегодняшнего Евангелия... Он желает следовать за Христом, быть Его учеником... Но, вряд ли он представляет чего желает и что его ожидает...
Я сам помню как в детстве просился с отцом на охоту... Была осень и сезон на уток был открыт... Отец часто уезжал на пару дней поохотиться и привозил несколько уток домой... Мама их обдавала кипятком, очищала от перьев и готовила в духовке... Не сказать что дикая утка очень вкусная... Мясо жесткое и суховатое, но это была «добыча», добытая своими руками! Думаю отец гордился!
Ну так вот... Приспичило и мне попроситься с отцом на охоту... Мне было уже двенадцать лет и не скажешь что маленький... В своих мечтах я уже представлял, как направо и налево отстреливаю уток, не хуже чем в известной тогда игре «Денди»... Но папа категорически отказывался меня брать с собой... Дошло до слез и честных обещаний не ныть во время охоты и не проситься домой! Как же я был счастлив, когда отец согласился!
На самом же деле, проехав около ста километров и оказавшись на лоне девственной северной природы, у красивейшего озера, мне довольно быстро все наскучило... Ночью уже подмораживало, отец лежал на двух телогрейках у озера и просто смотрел в небо, ожидая подлета потенциального жаркого... Я же сидел в машине, закутавшись в теплое одеяло и просто умирал от скуки... Не происходило ничего...
Естественно, что через часов десять я начал так тихо подвывать... Ну а затем стала звучать самая известная детская фраза, из любого детства, любого человека: «хооочууу домооой!».
С тех пор беззаботного детства я не очень люблю охоту... Да больше и не просился...
Это сейчас, будучи взрослым понимаешь, что дело было не в отстреливании невинных уток, а в тишине, природе, отдыхе от суеты и семьи, мерцающих звездах на небе... И не важно, прилетят пернатые или уедешь домой без трофеев, главное побыть наедине с собой...
Сколько энтузиазма и энергии мы испытываем, когда вдохновляемся каким-либо делом! И только в процессе реализации идеи, понимаешь разницу между мечтой и реальностью... Не все так просто, что в жизни, что в работе, что в жизни церковной...
Везде свои трудности, препятствия, борьба... Конечно здорово, если у тебя получается в итоге что-то хорошее, тогда понимаешь, что старался и мучился не зря, даже гордишься собой. Но, не всегда так бывает...
«Случилось, что, когда они были в пути, некто сказал Ему: Господи! Я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел. Иисус сказал ему: лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову...».
На просьбу идти за Ним Иисус дает странный ответ: «Птицы имеют гнезда». Другими словами, Он сказал юноше: «Ты знаешь, что тебя ждет впереди, представляешь?!».
А беседа эта состоялась на пути в Иерусалим: «Приближались дни взятия Его от мира...». Спаситель видел, что желание этого человека следовать за Ним постепенно угаснет, как только он встретится с первой же трудностью, когда от него потребуется первая жертва, когда он встретится с первым же соблазном... В ответе Иисуса слышится вопрос: «А ты знаешь, куда Я иду?!».
Больше о несостоявшемся ученике мы ничего не знаем. Идти за Иисусом не было его призванием... Толпы непризванных, потенциальных «учеников» окружали при жизни Христа, но, они даже не пытались понять, Кто есть Иисус, куда Он идет, что значит быть Его последователем... Для них было главным решить свои проблемы... С каким усердием они искали Его, когда Он, например, кормил их чудесно хлебом! Когда же перестал кормить, они ушли... С каким почетом Его встречали, когда Он входил в Иерусалим, но где они были, когда Его распинали?
На известной картине «Лев Толстой — странник. По дороге в бесконечность»; художника Яна Стыки, великий писатель изображен вполоборота в крестьянской одежде с посохом в руке и котомкой за плечами. Толстой любил странствовать и три раза ходил из Ясной Поляны в Москву.
Умер писатель тоже в дороге, как бы исполнив духовное завещание: «Если хочешь, чтоб вечное спасение было твоим главным делом, будь посреди этого мира, как странник и пришлец...».
Конечно можно спорить о взглядах писателя на Евангелие, но он был верен тому, во что верил...
Призванные идут за Призвавшим их, независимо от того, будет у них хлеб или нет, будет у них ночлег или они проведут ночь под открытым небом... Они знают, что Иисус вместо того, чтобы дать им то, в чем они нуждаются, может потребовать от них высокую цену — даже саму жизнь, и они готовы ее заплатить...
Но для призванных нет более важного дела, чем следовать за Иисусом, куда бы Он ни пошел...
Вот и Петр, однажды спросил Христа: «...вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам? Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, — в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестёр, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную. Многие же будут первые последними, и последние первыми...» (Мф.19).
Не годится для Неба тот, кто, устремляясь к Небу, оборачивается назад и смотрит по сторонам... Есть такие люди, которые всегда идут, обернувшись назад, и думают с грустью, о том, что они оставили позади... Путь христианина — не назад, а вперед! И как кто-то из древних отцов сказал: «Не в сторону заката, а в сторону рассвета лежит мой путь!».
И только тот, кто способен пройти путь до конца, спасется... Но этот путь, ты проходишь не в одиночестве, а вместе со Христом! Аминь.
Пастор Александр Лапоченко, г. Арсеньев 2025г.
 |