Евангелическо-лютеранская церковь в России, на Украине, в Казахстане
Лютеранские приходы Дальнего Востока
Владивосток - Уссурийск - Арсеньев - Хабаровск
Комсомольск-на-Амуре - Благовещенск - Чита - Магадан
ALL REGIONS
  Новости
  Крупный пожар произошел в первой баптистской церкви в Далласе
  Встреча Святейшего Патриарха Московского с главами Протестантских Церквей России.
  Немного о истории Евангелическо-Лютеранской Церкви в России.
  Епископ рассказал, когда в России появилось богослужение на корейском языке
  Венчание в Арсеньеве
  В РПЦ выступили за законодательное ограничение оккультизма
  Еврейская община Петербурга проведет шаббатное застолье в рамках ПМЭФ
  Католики отворачиваются от Байдена
  Всякое зло не жизнеспособно, заявил патриарх Кирилл
  Встреча в "Совете Ветеранов" г. Арсеньев
  Проповеди
  Проповедь: «Восьмое воскресенье после Троицы»
  Проповедь: «Седьмое воскресенье после Троицы»
  Проповедь: «Шестое Воскресенье после Троицы»
  Проповедь: «День Св. Апостолов Петра и Павла»
  Проповедь: «Рождество Пророка Иоанна Крестителя»
  Проповедь: «Третье Воскресенье после Троицы»
  Проповедь: «Второе Воскресенье после Троицы»
  Проповедь: «Первое воскресенье после Троицы»
  Проповедь: «Пятидесятница 2024»
  Проповедь: «Вознесение Господне»
  Музыка и пение
  Оглавление сборника песнопений Евангелическо-лютеранской общины св. ап. Павла г. Владивостока
  Хоралы 49-60
  Хоралы 37-48
  Хоралы 25-36
  Хоралы 13-24
  Хоралы 1-12
  Адреса общин
  Пропство Дальнего Востока
  Адреса общин
  Наши реквизиты
  Наши реквизиты
  Евангелическо-лютеранская церковь
  Избранные тезисы М. Лютера
  КРАТКИЙ КАТЕХИЗИС
  Апостольский символ веры
  Мартин Лютер - реформатор
  Какой должна быть истинная Евангельская церковь
  Что такое Лютеранство?
  Это нужно знать каждому
  Остерегайтесь заблуждений
  Древние и современные ереси
  Основные отличия : Католицизм - Православие - Лютеранство
  БИБЛИОТЕКА
  Белый дом объяснил совпадение "дня трансгендера" и католической Пасхи в США
  Проповедь: «Пятидесятница 2023»
  От Далилы до царицы Савской: что опасные библейские женщины рассказывают нам о мужских страхах
  О сущности ординированного служения в ЕЛЦ:
  «АЛТАРЬ РЕФОРМАЦИИ», Лукас Кранах.
  Проблема бессмертия души в Библии и Христианской традиции.
  Тема смерти и скорби в душепопечительстве.
  Религия сегодня. Вопросы, которые Вы боялись задать. ( интервью )
  Взгляды Мартина Лютера и в целом Реформации на богослужение:
  Отличие веры от теологии.

Проповедь: «Третье Воскресенье после Троицы»



1 Тим. 1: 12 — 17.

Лк. 15: 1 — 3, 11 — 32.



«Знакомый и незнакомый нам блудный сын».



«Благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа. Аминь».



Дорогие братья и сестры!

Ну, кто из нас не знает Евангельскую историю «о блудном сыне»?... Все знают! Все слышали!... Даже чисто «мирские» граждане, нет — нет, да и вспомнят это повествование и, даже с иронией, скажут про кого-то, кто пустился «во все тяжкие», а потом появился: «...ну вот, блудный сын наконец-то вернулся!».

Да, это довольно распространенная история, которая встречается и в нашей жизни... Кто-то, одолеваемый гордостью, думая, что он «умнее всех», сам лучше распорядится своей судьбой, требует то, что, как он считает, по праву принадлежит ему... Затем оставляет налаженную жизнь и, подобно блудному сыну, расточает все на сиюминутные удовольствия...

Дай ребенку хотя бы тысячу рублей, дай свободу их потратить, и он, «обалдев» от невиданного богатства, за пару часов все «спустит», как говорится, на «фантики»... Этому образу «блудного сына», уподобляются и дети, и взрослые... Каждый может вспомнить в своей судьбе подобную историю, часто не одну...

Как говорится, получил стипендию, где был, что делал не помню, но еще 28 дней надо чем-то питаться до следующей стипендии...

Блудный сын вот тоже, все прогулял, растратил, и, как мы видим, начал нуждаться... Устроился пасти свиней и был рад питаться тем, что давали хрюшам в корыто... Но он, осознал свою ошибку и раскаялся... Он вспомнил об отце... Он уже не считал себя достойным называться его «сыном» и решил проситься в число его «наемников»...

Ибо даже наемники отца жили достойнее, чем неразумный сын на чужбине... Мы видим здесь пример смирения и покаяния, но главное — решимости все исправить, что, к сожалению, не часто наблюдаются в нашей жизни... Многие так и живут, есть деньги — гуляем, нет денег — сожалеем что не имели больше...

А что же отец? Увидев сына, поняв глубину и искренность его раскаяния, он даже ни словом не упрекнул его, не потребовал объяснений, слов покаяния, или просьб о прощении... Он обнял и поцеловал его, приказал одеть его в лучшую одежду, дать обувь на ноги, и одеть перстень на руку его, тем самым признав его - сыном и вновь своим наследником...

И здесь мы видим пример милосердия отца, олицетворяющего милосердие Отца Небесного...

Эта притча, сказанная Спасителем, имеет особый смысл. Она так велика по своему значению, что многие Отцы Церкви назвали ее - «евангелием в Евангелии». Эта притча - рассказ о великой Небесной любви к нам Бога-Отца, о достоинстве человека, о непослушании и желании жить самому, без Бога. Уходе человека от Бога, о падении, страдании, раскаянии и возвращении к Отцу. Притча о «Благой Вести», через которую открывается воля Божия о каждом, и через которую совершается Богом наше спасение...

Во всем глубокий смысл! Как Небесный отец, Бог бесконечно любит нас, но, будучи Всемогущим, Он не стесняет нашей свободной воли...

Хотя, мы порой не понимаем, что уходя от воли Бога, хотим мы того или нет, мы попадаем под волю противника Божия — дьявола. Мы всегда «зависимы», либо от любви Господа, либо от страстей и греха, навязанных нам дьяволом... Любви нельзя требовать, ожидая ее от человека...

Нельзя требовать благодарности и послушания — это сугубо наше решение...

Господь не может требовать от нас, ни нашей ответной любви, ни верности, ни благодарности... Имея полную власть над Своим творением, Господь не принуждает нас, приводя к полной зависимости от Него. Это было бы насилием с Его стороны...

Как Отец, Бог бесконечно уважает нашу свободу, свободу сынов, дочерей, детей, всех носителей образа Божьего. Но, в этой свободе есть риск... И каждый человек может своей сыновней любовью ответить Богу, а может и отвергнуть Его любовь...

Любовь Бога отвергли Адам и Ева, соблазненные дьяволом... И с тех пор, для каждого из нас, существует соблазн искать «свободы самоутверждения» во исполнение своей воли, своих чувственных желаний, вопреки закону совести, этому «Божьему Закону», вписанному в нас Самим Творцом, не говоря о «Законе Заповедей»...

На первый взгляд кажется, что в притче говорится о «праведном сыне», он старший, он остался в доме отца, и о «блудном сыне» - грешнике... Но, это не так... Они оба грешники, но у них разные грехи...

Младший сын полон жизненных сил! В нем, кипит желание самому насладиться жизнью! Это состояние самоутверждения, но, без жизненного опыта, не говоря уже о духовной мудрости... Юная влюбленность, самонадеянность, жажда нового... Младший сын одержим желанием все испытать, всем насладиться без запретов и ограничений: «Я хочу, я считаю, я сам...».

В таком состоянии человек не способен никого любить, он любит только себя...

Сын даже не осознает своей неблагодарности отцу и своей жестокости... Его тяготит жизнь в доме отца, его тяготит само присутствие отца, связывающего его желания. Младший сын просит дать ему наследство, которое полагается ему после смерти отца, чтобы жить так, как будто отца нет, или отец уже умер... Ведь наследство делится после смерти родителя...

Наш небесный Отец бессмертен... Уходя от Бога-Отца, источника жизни, духовно умирает сам человек... Господь проявляет величайшее смирение и терпение к сыну... Он скорбит об уходе Его сына из дома, но силой Он не удерживает его, хотя может...

Мы, будучи родителями, часто злоупотребляем своей любовью, удерживая детей возле себя... Мы не понимаем их желаний, не разделяем их взглядов, не видим, что они хотят самостоятельности... Наша задача — научить их жизненной мудрости... Научить любить и сострадать, привить желание к труду и упорству, дать образование...

Я уже не говорю о привитии им веры, заповедях, молитве, любви к Писанию... Что мы делаем?! Потакаем их капризам и держим, образно говоря - «возле юбки»!

Родители, замечали, как трудно бывает ребенку сказать строгое - «нет»?! Еще сложнее, объяснить ребенку — почему нет!

Меня жена часто упрекает, что я - «бесчувственный»... Например, я иду в магазин, количество денег ограничено, и за мной увязывается кто-то из моей «шпаны», в тайне надеясь, что папа купит «вкусняшек»... Я честно говорю им заранее, что ничего не собираюсь им покупать! Возьму только необходимое... Но, стоит только зайти в супермаркет и начинается... Но, со мной, где начинается, там обычно и кончается...

В итоге, чадо выходит зареванное и разочарованное, неся в руках пакет с батоном, яйцами и молоком, помогая папе, потому что папа тащит, в одной руке тяжелый пакет с картошкой, а в другой пакет с пятью кило стирального порошка...

А, собственно, я ничего и не обещал... Другое дело, пойти в магазин с мамой...

Мама и сама, как говорится тратит больше, чем муж зарабатывает... Да и у отца, нет-нет, не часто, да и дрогнет сердце, и разведут его полные печали глаза ребенка на «Сникерс» или мороженое... А уж если у папы есть деньги, и он желает именно побаловать детей... Тут и мамы отдыхают в расточительности! И здесь мы - отцы, скорее напоминаем любящего, щедрого и прощающего «отца» из притчи!

И понятно, что только почуяв «воздух свободы», дети, не наученные прежде всего нами, пускаются «во все тяжкие», просто «пьянея» от мнимой свободы! И вот, собравши свое имение, младший сын уходит в страну далекую и там, живя в блуде, расточает все имение... И это, по сути — неизбежно!

И хорошим напоминанием, нам всем — родителям, будут строки из книги Притч:

«Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится...» (Пр.22:6).

Младший сын назван - «блудным». Блуд - это крайнее наиболее грубое проявление самолюбия и распущенности, но, в широком смысле, слово «блуд» - это измена Богу... Блуд присутствует в каждом грехе... Жизнь без Бога - это блудная жизнь...

Грех, своей «сладостью», влечет страстное сердце человека, но, после вкушения греха, неизбежно наступает тоска, уныние и опустошенность сердца...

И снова в сердце, не знающем меры, рождается вожделение, желание «насытиться» еще и еще...

Но, после этого уныние и тоска, становятся все более и более мучительными... Эта жизнь, жизнь в грехе, в блуждании, неизбежно опустошает человека духовно и физически...

Он лишается не только радости, но и внутреннего мира, теряет свои душевные дарования... Это неизбежно... Человек, уйдя от Бога, обретает не «свободу», а рабство! Он - уже раб греха, раб страстей и не может уже не испытывать голода, прежде всего - духовного голода и тоски... Но, как бы далеко не уходил человек от Бога, он вспоминает о Боге-Отце или, по крайней мере, слышит об отеческом доме...

В притче говорится, что блудный сын пристал к одному из жителей одной страны. Страна эта далекая от отеческой земли, это там, где нет места Богу... Это мир страстей, это царство сатаны.... И сатана, по сути, посылает его на свои поля, пасти свиней... Свинья - это символ греховной нечистоты... Свинья любит грязь, любит валяться во всякой мерзости... Свинья не может видеть небо... Ее глаза всегда обращены вниз, к земле, к своему корыту... Она всеядна и способна есть все... Но участь свиней тоже всем известна, как и их предназначение...

Под свиньями в притче подразумеваются страсти и вожделения, к которым «прикипел» человек, отпав от Бога... Вместо веры, любви, послушания, смирения, целомудрия, воздержания, в нем растут гордость, тщеславие, зависть, похотливость, осуждение, злоба, злопамятность и все множество страстей душевных и плотских...

Блудный сын пасет этих свиней, насыщает их, а сам не может насытиться... Он желал бы насытиться пищей свиней, но и ее, как сказано, не дает ему хозяин...

Таков закон духовной жизни! Страсти, которые пасет человек в своем сердце, никогда не могут его насытить. Они лишь разжигают желания! Невозможно «напитаться» грехом, этой пищей свиней... И голод становится все более мучительным...

Почему? Потому что голодает душа человеческая! Страдает «образ Божий» заложенный в саму природу человека, и заложенный Богом!

И здесь происходит чудо! Как сказано в притче - сын пришел в себя! Это очень важный духовный момент! Живя в грехе, в угаре страстей, человек выходит из себя, из своей природы и сути, заложенной ему Богом! И пока не пройдет это духовное помрачение, это опьянение грехом, человек живет так, как будто Бога нет или Он далеко.. Потому, что сам - умер, духовно умер, отпав от Бога...

Отец отпустил своего сына, но он любит его, не перестает любить его, и ждет его, надеясь что сын образумится и вернется!

Так Господь стучит в двери сердца каждого грешного человека, призывая возвратиться к нему, познать — что есть настоящая любовь и настоящая жизнь! И вот, благодать Божия коснулась сердца младшего сына...

Он прозрел, он вдруг вспомнил, что он - сын отца! О своем человеческом достоинстве вспомнил, вспомнил, что даже «наемники» в доме отца имеют в избытке хлеб, а он страдает от голода...

Здесь, в этот момент происходит решительный поворот его жизни! Это то, что в Церкви называется - покаянием! Покаяние - это коренной перелом образа мыслей, и образа жизни человека, это осознание своей вины и решимость изменить, исправить свою жизнь... И сын говорит: «...встав, пойду к отцу моему и скажу ему: отче, я согрешил на небо и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим, но прими меня как одного из наемников твоих. И он пошел к отцу...».

И что самое важное здесь? Это глубокая искренность покаяния, осознание, что я уже сыном не имею права называться. Я был жесток и неблагодарен, я расточил свое имение, не свое, а твое богатство отец, живя скверно! Во всем виноват я сам!

Это важное осознание! Я сам, только я виноват! Многие, страдая от греха, обвиняют в своем несчастии других! Все виноваты, только не я! Этот сын приносит истинное покаяние! Я возвращаюсь к тебе отец, я прошу тебя, прими меня в число твоих тружеников, твоих наемников и я буду честно работать на тебя!

Здесь происходит встреча отца и сына... Отец ждал его возвращения, и когда сын был еще далеко, он сам вышел ему навстречу, увидел его, и, как сказано в притче: «...и пал ему на шею и целовал его...».

И здесь сын снова уже самому отцу говорит: «...я согрешил на небо и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим. Отец сказал рабам своим: принесите первую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги его. И приведите тельца упитанного и заколите его. Будем пировать и веселиться...».

Так совершается истинное покаяние! Так совершается возвращение блудного сына к Небесному Отцу! Оно завершается пиром в доме Отца, пиром веры и Слова Божьего, таинством Тела и Крови Христовых! Водами Святого Крещения для вновь обращенных! Новом Завете между Богом и «блудным», отпавшим от Него родом человеческим! Милосердие Божие безмерно! Бог наш - Бог милости и щедрот! Небесный Отец ждал и ждет от нас плодов покаяния!

Покаяние - это первое проявление веры и любви, это плач о том, как и Кого мы оскорбили своими грехами и гордыней... Блудный сын во всем обвинил себя самого и смирился перед отцом. Этого и ждет от нас Господь...

Он Сам, благодатью Своею и любовью, встретит нас, когда мы еще только на пути к Нему. Через покаяние, Он снова облекает нас в одежду спасения, которую мы разорвали грехом своим и осквернили... Не зря, при Крещении, человек, по традиции, облачается в белые одежды, но долго ли он их хранит?!

Отец одевает нам перстень на руку - это «печать» наследия Царства Отца, власти Сына Божьего и Силы Духа Святого! Он велит принести обувь... И теперь сын, может не боясь острых камней, уверенно идти по дорогам жизни! Что это? Может быть — Слово Божие, или молитва? Возможно... Главное — сын принят, восстановлен в «сыновстве» и одет! И завершается все радостным пиром в доме Отца...

В притче сказано, что когда старший сын вернулся с поля, он услышал в доме пение и ликование... Спросив о том, что случилось, он узнает, что пир устроил отец, радуясь, что вернулся его младший сын... И тогда сын старший разгневался и не захотел войти в дом и разделить радость отца... Этот сын был послушен, он никогда не оставлял дом отца, и всегда честно работал на поле... Он не хочет, и не может разделить с отцом его радость о возвращении младшего брата...

И здесь, для нас, очень важный урок! Можно жить в доме отца и внешне исполнять все, что требует закон, но быть по духу совершенно чуждым отцу, не имея ни смирения, ни любви, ни милосердия, ни прощения... Тоже — гордый!

Такое часто встречается в Церкви... Кто-то, только познал благодать прощения, а кто-то, всю жизнь, строго жил, как говорится под «Законом» и смотрит на остальных с высока... Таковые не понимают благодати Евангелия, не познали сами любви отца...

Старший сын укорил отца за то, что он с такой любовью и радостью принял сына, расточившего его имение с блудницами, а его, честного, работающего уже столько лет, не порадовал даже малым утешением... Хотя, кто виноват старшему в том, что он только «пахал»? Разве отец не разрешил бы ему отдохнуть и попраздновать с друзьями? Он и не спрашивал! Не просил... Думаю, что и отец бы с удовольствием присоединился к старшему сыну, устрой тот праздник со своими друзьями... Плохо знал этот сын, своего отца, хотя и жил, как говорится по «Закону»...

Отец звал его, говоря, что все, что он имеет, все его... А о том надо было сейчас радоваться и веселиться, что младший брат его был мертв и ожил, погибал и нашелся... Мы, по сути, не знаем, как ответил старший сын на призыв отца, как поступил... Пришел ли он на праздник, или, возможно и сам решил уйти из отеческого дома... Притча об этом не говорит...

Но, вот что очень важно, что мы должны помнить и понимать. Никакие внешние дела, сами по себе, не приближают нас к Богу, не соединяют нас с Ним в Духе, если они делаются не ради Христа и Евангелия...

Тщеславие обесценивает все! Мы всегда должны помнить заповедь, данную Апостолам: «...когда сотворите все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, только сделали то, что должны были исполнить...» (Лк.17: 10).

И кто из нас может сказать, что я исполнил все, что заповедал Господь в Слове Своем?! Никто... А значит, все мы, каждый, нуждается в покаянии и прощении, и Царстве Божьем, где большая радость бывает об одном грешнике кающемся, чем о праведниках, не имеющих такой нужды в покаянии...

И каждое богослужение — это наше возвращение к Отцу... У кого-то, только первый шаг, у кого-то очередной, но эти шаги и есть трудный, и одновременно радостный путь домой... Аминь.




Проповедь пастора Александра Лапоченко, г.Арсеньев 2024г.