Cтрастная пятница 2019
Ин 19.16-30
В Евангелии от Иоанна, Иисус много говорит; своими речами Он помогает ученикам понимать, как истолковывать Его действия, в чем смысл Его служения. Но в последние часы Своей жизни, Иисус становится удивительно тихим. Он уже все рассказал о себе. Теперь мы видим, как реагируют люди на Божью мудрость, на встречу с Сыном Божьим. Они Его распинают.
Евангелист Иоанн словно не хочет показывать нам все муки распятия - о них можно узнать из других Евангелия. А здесь выделяются как бы второстепенные моменты - расположение Иисуса между преступниками, надпись над Его головой, жребий за Его одежду, стоящие у креста близкие Иисуса, уксус на губке… Евангелист рисует нам картину обычной человеческой суеты, которая идет своим чередом пока Сын Божий умирает позорной смертью.
Вся история Страсти Иисуса в Евангелие от Иоанна указывает на то, как сложно людям отходить от своих страхов и от своих привычек. Иисус и Его весть угрожали существующим порядкам; конец Его миссии был предсказуем, потому, что Он был слишком необыкновенен, чтобы в мире Его приняли. Или даже терпели. Несмотря на Его кротость, Он вызывал слишком бурные реакции людей, поэтому Он был отстранен. Его место было на кресте, среди бандитов.
Совершили это не какие-то злодеи, моральные уроды, монстры, а типичные представители правящего класса, которые действовали в своих интересах и как бы в интересах общества. Солдаты не дали пропасть даром хорошей одежде; Пилат не пропустил шанс показать превосходство Рима над местными и унизить евреев. Толпа, которая хвалила Иисуса во время Его въезда в Иерусалим отсутствует; с Ним только один молодой человек да женщины. Смертная казнь для проповедника любви. Вот так можно было назвать эту картину.
Единственное, которое удивляет - достоинство Того, Кого распяли. Хотя Он владел словом, Он не стал уговаривать, не указывал на ошибку, которую совершают они. Он уже все сказал - “Я есмь Путь и Истина и Жизнь;” “идите за мной”. Когда страх берет верх у людей, когда они уже решились на такое ради сохранения существующего порядка, тогда проповедь уже бесполезна. Поэтому, вися на кресте, Иисус сначала просто по-человечески заботиться о своей матери и об ученике. И потом Его последние действия направлены на то, чтобы (оглянувшись назад) люди на века поняли, что был распят Пасхальный агнец, берущий на себя грехи мира.
Вокруг Него в ту пятницу все думали, что история Иисуса закончилась. Когда Он говорил “свершилось!” кто-то вздыхал с облегчением, а для кого-то это была огромная потеря - потеря сына, друга, учителя...и потеря надежды на новую жизнь.
Но евангелист Иоанн знает, что Его история имеет продолжение. И он знает, что мы, его читатели, тоже знаем Его. Но перед тем, как почувствовать ту радость, которая начнет распространяться в воскресенье, надо сначала пройти пятницу. Надо остановиться и осознать, где мы с вами участвуем в том, что Иисус испытал во время своего распятия.
Мы с вами тоже услышали Его проповедь; но порой мы отрицаем ее, чувствуем, что в Его вести о любви есть угроза для нас, потому, что любовь требует открытость и, следовательно, уязвимость. Иногда мы ведем себя подобно тем солдатам, которые разбирали Его одежду - когда рядом с нами убивают Любовь и мы делаем вид, что ничего особенного не происходит; мы выживаем, находя для себя выгоду в любой ситуации. А гораздо чаще мы просто самоустраняемся от Иисуса в тяжелые моменты, как все эти люди, которые в толпе на Вербное воскресение положили одежду перед ним, и как практически все ученики. Мы боимся последствия следования за Христом, и поэтому трусливо прячем нашу веру. Если мы думаем о нашем собственном месте в истории о распятии, в лучшем случае мы оказываемся у подножья креста. Но и здесь мы бессильно смотрим на убийства Учителя.
Вот наше состояние на Страстную пятницу. Только, познав глубину Его страдания и нашей причастности к их причинам, мы можем по-настоящему ценить тот дар, который был послан нам. Дар, который мы пригвоздили к кресту.
Аминь.
Б. Бюркле, пропст
|