Евангелическо-лютеранская церковь в России, на Украине, в Казахстане
Лютеранские приходы Дальнего Востока
Владивосток - Уссурийск - Арсеньев - Хабаровск
Комсомольск-на-Амуре - Благовещенск - Чита - Магадан
ALL REGIONS
  Новости
  Всякое зло не жизнеспособно, заявил патриарх Кирилл
  Встреча в "Совете Ветеранов" г. Арсеньев
  Белый дом объяснил совпадение "дня трансгендера" и католической Пасхи в США
  В Финскую православную церковь стекается консервативная молодежь: “У некоторых довольно радикальные взгляды”
  Миллионам европейцев вынесли приговор. Осталась неделя
  Скорбная весть
  "Будет как 80 лет назад". Жителей Европы предупредили о масштабной угрозе
  Буддийскую академию хотят создать в Москве в ближайшие годы
  Ватикан заявил, что транссексуалы и гомосексуалы могут креститься и быть крестными родителями
  Православие играло важную роль в учении Лютера, рассказали богословы
  Проповеди
  Проповедь: «Пятидесятница 2024»
  Проповедь: «Вознесение Господне»
  Проповедь: «Воскресенье Rogate»
  Проповедь: «Воскресенье Rogate»
  Проповедь: «Воскресенье Cantate»
  Проповедь: «Воскресенье Jubilate»
  Проповедь: «Первое воскресенье после Пасхи»
  Проповедь: «Пасха 2024»
  Проповедь«Воскресенье Palmarum»
  Проповедь: «Воскресенье Judica»
  Музыка и пение
  Оглавление сборника песнопений Евангелическо-лютеранской общины св. ап. Павла г. Владивостока
  Хоралы 49-60
  Хоралы 37-48
  Хоралы 25-36
  Хоралы 13-24
  Хоралы 1-12
  Адреса общин
  Пропство Дальнего Востока
  Адреса общин
  Наши реквизиты
  Наши реквизиты
  Евангелическо-лютеранская церковь
  Избранные тезисы М. Лютера
  КРАТКИЙ КАТЕХИЗИС
  Апостольский символ веры
  Мартин Лютер - реформатор
  Какой должна быть истинная Евангельская церковь
  Что такое Лютеранство?
  Это нужно знать каждому
  Остерегайтесь заблуждений
  Древние и современные ереси
  Основные отличия : Католицизм - Православие - Лютеранство
  БИБЛИОТЕКА
  Белый дом объяснил совпадение "дня трансгендера" и католической Пасхи в США
  Проповедь: «Пятидесятница 2023»
  От Далилы до царицы Савской: что опасные библейские женщины рассказывают нам о мужских страхах
  О сущности ординированного служения в ЕЛЦ:
  «АЛТАРЬ РЕФОРМАЦИИ», Лукас Кранах.
  Проблема бессмертия души в Библии и Христианской традиции.
  Тема смерти и скорби в душепопечительстве.
  Религия сегодня. Вопросы, которые Вы боялись задать. ( интервью )
  Взгляды Мартина Лютера и в целом Реформации на богослужение:
  Отличие веры от теологии.

Проповедь«Воскресенье Palmarum»



От Иоанна 12: 12 — 19.

Филиппийцам 2: 5 — 11.



«Нет иного Имени...».



«Благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа. Аминь».



Сегодня, дорогие братья и сестры, мы отмечаем радостное с одной стороны, и трагичное с другой, событие входа Господнего в Иерусалим. Думаю, эти события знакомы многим... Иисус садится на ослицу и торжественно въезжает в Иерусалим! Рядом с Ним идут ученики, народ в некоем религиозном экстазе, встречает Его как «Царя», постилая свои одежды по дороге и восклицая:

«...осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!».

Но, сегодня, я бы хотел поговорить не столько о событии входа, сколько о иной теме... Разговор будет долгим... Я не часто «мучаю» вас долгими проповедями, но сегодня особый случай... Видимо так расположил мой разум и сердце сегодня Господь... Да и тема будет важная и думаю, многим интересная...

Кто-нибудь задумывался о словах Евангелия: «... благословен грядущий во имя Господне...»?

Кто-нибудь из вас знает, как звучит Имя Господне?

Всем вам известна, конечно, Заповедь о не произнесении имени Божия: «Не произноси имени Господа Бога твоего…». Как там дальше? Верно - «Всуе»... Да, всуе! А какое имя не надо произносить? Ну, раз сказано «не произноси», значит, все-таки надо знать, что - не произноси, а то мало ли, ненароком произнесешь и согрешишь... Да мы его, если честно и не произносим никогда!

Или вот, например, в Евангелии от Иоанна Иисус Христос обращается к Богу Отцу и говорит: «Я открыл имя Твоё человекам». Что же, они не знали этого имени, что ли? Как это Он - «открыл»? Непонятно…

Не находите, что потихоньку эта тема становится интересной? Посмотрим, как нам удастся с ней разобраться... Начнем с Заповеди: «Не произноси имени Господа Бога твоего…».

В нашем переводе ‒ «всуе» по-славянски, или «напрасно» в Синодальном переводе... То есть, не упоминай Имя Божие в повседневной суете, без дела или повода, так? На самом деле это немножко неправильный перевод... Если мы заглянем в оригинальный текст Библии, в книгу Исход на «иврите»,то увидим следующее: «Ты не будешь произносить имени Господа Бога твоего…». Буквально там: «...в ничто»! Или: «чтобы не сделать его (случайно или намеренно) ничтожным»!

Если перефразировать это по русски, то это значит:«Не произноси имени Господа Бога твоего никогда»! У нас ‒ «всуе», как будто бы можно «не всуе» произносить, а вот здесь ‒ «никогда». Это абсолютный запрет на произнесение имени Божия!

Как говорится — шах и мат вам дорогие Свидетели Бога, проповедующие по улицам и домам, и везде говорящие, что у Бога есть известное всем Имя...

Правда, один раз в году Иудеям было дозволено это Священное Имя произносить... Это был день, который назывался «Йом-Киппур» ‒ это праздник очищения, или праздник примирения. Он празднуется Евреями осенью. Но обо всём по порядку...

Впервые имя Божие было открыто кому? Кто помнит? Верно — Моисею... А в какой ситуации? Может, кто-то вспомнит? Совершенно верно ‒ при горящем, но не сгорающем кусте... История была такая. Помните, что Моисей, который вырос и воспитан был в Египте почти как принц Египетский, вынужден был бежать из Египта после известной истории, когда он в гневе, а, может быть, и ненароком, не желая того, убил издевавшегося над Иудейскими работниками, надсмотрщика Фараона...

Он бежит из Египта и скитается по Синайской пустыне... Затем он женится на Сепфоре, дочери одного из небольших племенных вождей... И у своего тестя трудится обычным пастухом, пасет и охраняет его стада... И вот однажды, когда он пас стадо своего тестя в пустыне, он увидел куст, который горел и не сгорал... Моисей чувствовал, что здесь не только что-то необычное, но здесь какое-то божественное явление! Особая «энергия»... Он приблизился благоговейно к этому кусту... Голос из куста повелел ему снять обувь свою, ибо это место было Свято! Им овладел страх и благоговение... Ибо явно какой-то Бог говорил к нему...

И Бог повелел Моисею вернуться в Египет и вывести народ Израиля из Египта, из египетского рабства. Моисей стал отказываться, говорить, что не готов к этому, не хочет, не может, говорить не умеет, и вообще человек слабый и маленький... Очень часто Ветхозаветные Пророки отказываются от божественной воли... Мы люди, мы слабые... Эта тема «отказа» говорит о том, что воля Божья исполняется человеком, несмотря на человеческое сопротивление, на человеческое «хочу - не хочу».

И в конце концов Моисей вынужден согласиться с Богом, он соглашается отправиться в Египет... Но только он спрашивает: «А как Тебя звать? Какое Твое имя?». Значит, до этого момента он не знал еще имени Бога, он знал лишь только, что он, как и другие Евреи, поклоняется Богу Авраама, Исаака и Иакова... Но, это скорее племенное название... Авраам, Исаак и Иаков – это племя... Племя Евреев... Для них это был племенной Бог, но имени Его никто не знал...

А собственно, зачем так уж необходимо было знать имя Бога? До сих пор, у некоторых племенных народов, имя — это «святое — святых»... К нему относятся благоговейно! Имя отражает суть человека, если кто-то узнает твое имя, то, по поверьям этих племен, сможет завладеть твоей душой! По этому имя тщательно оберегается и скрывается от посторонних...

Моисей интересуется «Именем» Бога... Если вы помните последующее повествование, там описывается состязания Моисея с Египетскими жрецами-чудотворцами... Они произносили имена своих «богов» и вызывали чудеса этими именами, т.е. боги творили так называемые - «чудеса египетские». То есть, если ты знаешь имя языческого бога, то ты можешь овладеть им, диктовать ему свою волю, в той или иной степени... А если не знаешь имени, то ничего и не можешь сделать... Например, когда Египетские жрецы готовились к своему служению, то прежде всего, они заучивали имена своих богов... Богов много, у каждого бога много имен, и их надо было точно, очень точно-точно запомнить! Это мы сейчас говорим: бог солнца у древних Египтян - «Амон-Ра». Но у этого Амона-Ра было сто одиннадцать имен, которые нужно было выстроить одно за другим и точно выучить, точно произнести с определенными интонациями и с определенной жестикуляцией. Только тогда этот Ра тебя услышит и тебе поможет...

И вполне естественно, что Моисей, когда он встречается с Богом, задает вопросы об Его Имени... (Исход, гл.3).

Он говорит: «Я приду в Египет к своим соплеменникам и скажу им: «Вам велено выйти из Египта», а они спросят: «А Кто это повелел? Как Его звать?» Что я им скажу?» И Бог открывает ему Свое Имя... Никто не помнит, что там сказано?! В нашем Синодальном переводе стоит следующее: «Я есмь Сущий. Вот моё имя...». Это в нашем переводе...

А по Еврейски звучит совсем по-другому. Звучит это имя так и довольно сложно: Эхье Ашер Эхье. При чем слово «Эхье» повторяется дважды.

Фактически можно перевести - «Я есмь Вечный» или «Я есть Сущий». Или можно заменить тремя временами - «Тот, Кто был; Тот, Кто есть; Тот, Кто будет»...

Так на все языки и стали переводить, начиная с эпохи Реформации.

Скажем, Лютеровский перевод стиха 3:14: «Я есть такой, какой Я есть».

Ну, а что значит: «Я есть какой Я есть»?

Следует отметить, что Лютер был очень талантливый, во многом гениальный человек. Он сделал на полях такое примечание к своему переводу, как бы говоря за Бога: «Вы узнаете, какой Я, когда вы пойдете из Египта. Когда вы будете идти по пустыне, тогда Я вам открою, какой Я».

Лютер это сделал не просто так. Он прочувствовал, что это незавершённое время, и написал так: «Когда вы пойдете, тогда вы узнаете, в чём выражается Моё имя, какой Я»; «Да, Я буду, какой Я буду, но какой Я буду, вы узнаете в будущем». Это была гениальная прибавка на полях у Лютера, и она дала очень много к последующему богословию.

Дальше Бог говорит Моисею: «Пойди к сынам израилевым и скажи им...». И далее это имя уже написано иначе: «Яхве послал меня к вам...».

Итак, имя Божие существует в двух вариантах. Исход 3:14 ‒ это первый раз, когда Бог говорит Моисею: «Эхье Ашер Эхье». И затем оно повторяется уже множество раз в Библии, но в другом виде: просто одно слово ‒ «Яхве». Итак, один раз три слова ‒ и сотни раз одно слово...

Теперь нужно сказать вот о чем: почему же всё-таки это Имя в двух формах: «Эхье» ‒ «Я буду присутствовать» (буквально) и «Яхве»? А вот в чем дело! «Эхье» ‒ это глагол [хайя] в первом лице, когда Бог говорит о Себе. А «Яхве» ‒ это тот же самый глагол, но в третьем лице, когда говорят о Боге. Понятно надеюсь, да?

Вы, наверное, видели, что в некоторых местах Библии эта священная тетраграмма передаётся как - «Иегова». Видели, конечно. Но это переводческие фантазии, пришедшие из английских переводов шестнадцатого века, по всей видимости... А дело вот в чём. Уж больно хотелось произнести имя Бога! Но «Имя» Евреи не произносят, а нам-то, Христианам чего бояться? Будем произносить! И тогда что сделали? Взяли священную тетраграмму «ЙХВХ» и подставили гласные от еврейского слова - «Адонаи». И получилось, с некоторыми изменениями - «Иегова». Но это чисто искусственное образование, фантазия и не более...

И так, некоторые наверно уже задаются вопросом: «а чего пастор сегодня, в праздник Входа Господня в Иерусалим, философствует о Имени Божием?».

Итак, имя Божие само уже по содержанию содержит в себе великий смысл! Ведь, собственно:«Эхье Ашер Эхье» - означает, что Бог ‒ это Помощник и Покровитель, Он всегда будет с нами! Это обещание: «Эхье! Я буду с вами, Я буду присутствовать среди вас»! Это имя Священно, оно – обетование. Поэтому оно и было воспринято Евреями с таким восторгом. Если бы им в Египте, совершенно безграмотным рабам, сказали: «Имя Бога ‒ это Сущий!», им бы это ничего не сказало... Они и такого слова-то не знали: «философия там какая-то ‒ Сущий…». А на самом деле в Своём имени Он обещал Своему народу: «Я с вами, Я ваш помощник, Я буду с вами. Идите! Но вы не сможете колдовать на Моём имени, как Египтяне колдуют на именах своих богов».

Почему? «Я буду с вами», ‒ а дальше: «Ашер Эхье»: «Я буду с вами, но такой, какой Я буду!». Вы Мною не овладеете никогда! Пусть язычники владеют своими демонами и богами. Я абсолютно свободный, ибо Я великий Бог, Я свободный Бог ‒ свободный от вас, от ваших желаний, от ваших действий, от ваших пристрастий... Я вообще ни от чего независим. Я буду Такой, но Какой Я буду, а не Такой, каким вы Меня пожелаете увидеть!

Это великое имя! Почему ему и было придано такое великое значение, что его произнесение было запрещено. Оно должно святиться, то есть быть «Небесным» и не «пачкаться» о земные наши прихоти, желания и прочее...

Имя Божие содержит в себе обещание божественной помощи и присутствия Бога... Присутствие Бога в мире может быть, конечно, таинственным, а может быть и очевидно-явным. Только надо иметь очи веры и открытые дверцы ушей, чтобы услышать и увидеть это божественное присутствие в мире.

Для каждого человека свойственно видеть и слышать божественное присутствие. Но только не каждый человек отдает себе в этом отчет.

Все мы видим движение планет, красоту и законообразность в этом мире. У каждого из нас есть эстетическое чувство. Мы видим прекрасное в природе и в делах рук человеческих. Но иногда мы ощущаем, что это - «божественно». Сам Бог в этом незримо присутствует...

Православное богословие часто говорит о том, что никто никогда не узнает Бога в Его «Существе», оно для нас закрыто. Сущность Бога закрыта, как во многом и сущность любой личности, потому что Бог свободен. Как можно узнать свободного? Бог познается не в Своей «сущности», а в Своих «энергиях». Энергия по смыслу — это действие! То есть в своих действиях... От глагола «эрго», «делать»... Итак, мы видим и познаём Бога только по Его действиям в этом мире: вот закат, вот бактерия, вот звёзды ‒ это всё «действия» Бога. Законы, красота, вообще всё бытие – это действия Бога, то есть присутствие Божие. Вот присутствие Бога в мире мы можем осознавать и чувствовать, хотя никогда не познаем истинную сущность Бога!

Вот, Бог незримо присутствует, я могу услышать Его, увидеть Его, достаточно только открыть свои глаза и распахнуть свои уши. Бог везде! Надо уметь Его видеть! Не Его по сути, а Его присутствие, Его действие, Его энергию, действие на нас и в нас.

Это Еврейское слово: «кабод» – присутствие Бога, чувственно воспринимаемое зрением, слухом, умом, ощущением... Когда стали переводить Библию с еврейского на греческий язык, перевели словом - «докса», по-латыни – «глория», а по-славянски – «слава». Везде, где вы читаете - «слава Божия», знайте, что это означает чувственно воспринимаемое присутствие Бога, или явление имени Божия. Ведь Имя Бога и означает реальное присутствие Бога.

Когда «присутствие», «кабод» воспринимается зрительно, зрением, то в Библии такая «слава», такой «кабод» называется - «шехина´». Это то же самое, что кабод, но только зрительный... В виде света, в виде цвета, в виде явления... Кабод может быть и слуховым, аудиальным, и визуальным, и тактильным ‒ любым. Кабод ‒ любое чувство. А шехина ‒ это кабод только визуальный.То, что Моисей увидел куст, это и была «Слава Божия», которая осияла этот куст. То есть присутствие Бога как шехина, сияние на кусте. Когда Библия нам говорит, что над Скинией была слава Божия, это значит, что над скинией было как бы сияние, потому что в скинии жил Бог, это же обиталище Бога со Своим народом...

Когда мы изображаем Святых, или говорим о них скажем... Что такое Святой? Это тот, который являет для нас Богоприсутствие, который являет нам Бога, в котором мы видим Христа...

Когда Иисус Христос в сопровождении трех Апостолов поднялся на гору Фавор, вдруг Его одежды стали блистать, Его осияла Слава Божия - «шехина», божественное явление было, явлением присутствия Бога в Иисусе Христе...

В Евангелии от Иоанна Иисус говорит: «Я открыл имя Твоё человекам...», это значит, что Он Самим Собою явил имя Божие, а что такое имя? Присутствие Божие! Это значит - Он и есть «Слава Божия» среди нас! Кто видел Сына, тот видел Славу Отчую, то есть присутствие Бога среди людей. Или тот узнал имя Божие. Это одно и тоже. Понятия «слава» и «имя» по сути одно и тоже!

Сегодня мы взираем на Самого Бога, Который являет миру Христа, действует в Иисусе Христе! Иисус входит в Иерусалим, народ взывает: «...благословен грядущий во Имя Господне!».

В сегодняшнем Послании мы читаем:

«Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознёс Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Фил.2).

Это очень серьезное и глубочайшее исповедание! Возможно, это один из первых Христианских гимнов! Иисус — это «действие» Бога в мире! Это Его воля! Это наше сильнейшее Христианское исповедание и упование! Это, по сути — явленный видимым образом Господь этому миру!

«...и нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись...» (Деян. 4).

Иудеи не могли произносить Имя Божие, но нам, Христианам дарована уникальная благодать и милость Бога, знать и произносить это Имя — Иисус Христос!

Человек может подняться на Небеса не имея например здоровья, или богатства, без друзей или без глубоких знаний, но никогда человек не достигнет Неба не зная Иисуса Христа!

И поэтому апостол Павел начинает любое свое послание словами: «Благодать вам и мир от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа», то есть вносит в само начало своего Послания всегда Христианское исповедание веры и живое упование.

Что для тебя Божье Имя? Кто для тебя лично Иисус? Иисус желает сегодня войти в твой город, в твое сердце, стать твоей надеждой и твоим упованием, твоей верой и исповеданием! Отнесись серьезно к Святой Божьей воле и не отвергай единственное Имя, коим Бог каждому дарует Спасение!



Проповедь составил пастор Александр Лапоченко, г.Арсеньев 2024 г.



Отдельная благодарность за многие мысли, лекции: «Библейское богословие — Имя Божие» Архимандрита Ианнуария (Ивлева).