Евангелическо-лютеранская церковь в России, на Украине, в Казахстане
Лютеранские приходы Дальнего Востока
Владивосток - Уссурийск - Арсеньев - Хабаровск
Комсомольск-на-Амуре - Благовещенск - Чита - Магадан
ALL REGIONS
  Новости
  Приветственная речь к XXIV Дням немецкой культуры во Владивостоке
  В тайге задержан руководитель "Церкви последнего завета" Виссарион. Что известно
  Алтарные витражи №957 - последняя большая работа Герхарда Рихтера
  Служителей РПЦ за разглашение конфиденциальных сведений будут наказывать.
  Foreign Affairs (США): отказ от Бога.
  Миссионер,пастор,музыкант принимает поздравления!
  Подарок пастору - признание верности.
  Подарок пастору - признание верности.
  «Мы вместе» - особенная экскурсия для особенных людей.
  Sasapost (Египет): крупнейшее политическое движение в Америке. История религиозного течения Белого дома.
  Проповеди
  Проповедь к 16 воскресению после Св.Троицы 27.9.2020.
  Шестнадцатое воскресенье после Троицы.
  Проповедь к 15 воскресению после Троицы, 20.9.2020.
  Пятнадцатое воскресенье после Троицы.
  14 Воскресенье после Троицы.
  Тринадцатое воскресенье после Троицы.
   Проповедь к 12 воскресению после Св.Троицы 30.8.20
  12 Воскресенье после троицы.
  Одиннадцатое воскресенье после Троицы.
  Проповедь к 11-ому воскресению после Троицы 23.8.2020.
  Музыка и пение
  Оглавление сборника песнопений Евангелическо-лютеранской общины св. ап. Павла г. Владивостока
  Хоралы 49-60
  Хоралы 37-48
  Хоралы 25-36
  Хоралы 13-24
  Хоралы 1-12
  Адреса общин
  Пропство Дальнего Востока
  Адреса общин
  Наши реквизиты
  Наши реквизиты
  Евангелическо-лютеранская церковь
  Избранные тезисы М. Лютера
  КРАТКИЙ КАТЕХИЗИС
  Апостольский символ веры
  Мартин Лютер - реформатор
  Какой должна быть истинная Евангельская церковь
  Что такое Лютеранство?
  Это нужно знать каждому
  Остерегайтесь заблуждений
  Древние и современные ереси
  Основные отличия : Католицизм - Православие - Лютеранство
  БИБЛИОТЕКА
  О сущности ординированного служения в ЕЛЦ:
  «АЛТАРЬ РЕФОРМАЦИИ», Лукас Кранах.
  Проблема бессмертия души в Библии и Христианской традиции.
  Тема смерти и скорби в душепопечительстве.
  Религия сегодня. Вопросы, которые Вы боялись задать. ( интервью )
  Взгляды Мартина Лютера и в целом Реформации на богослужение:
  Отличие веры от теологии.
  Христианство и суеверия
  Для библиотеки ЕЛЦ св. ап. Павла нужны выпуски газеты «Лютеранские вести»
  Для библиотеки ЕЛЦ св. ап. Павла нужны выпуски журнала «Der Bote»

Взгляды Мартина Лютера и в целом Реформации на богослужение:





а) Что касается чина и порядка богослужения, движение Реформации не стало изобретать нечто соверршенно новое. Движение Реформации, вдохновленное идеями Мартина Лютера и его сподвижников, призывало к духовному обновлению, где в центре всего должны были быть не церковные обряды, а Слово Божие и Таинства, заповеданные Самим Христом. А потому, во многом, в литургической практике в основе остался порядок Римской Мессы, из которого, по мнению реформаторов, удалили все, что отвлекало человека от Слова и Таинств.
В «Аугсбургском исповедании» (1530г) говорится:
«Артикул XXIV: О мессе.
1 Наши церкви ложно и безосновательно обвиняются в отмене мессы. Ибо месса сохранена у нас и служится с высочайшим почтением.
2 Почти все обычные церемонии также сохранены, за исключением лишь того, что фрагменты, поющиеся на латыни, перемежаются повсюду с гимнами на немецком языке, которые были добавлены для научения людей.
3 Ибо обряды нужны только для того, чтобы неученые были научены [тому, что им нужно знать о Христе].
4 И не только Павел в 1Кор.14:2,9 заповедовал использовать в церкви язык, понимаемый людьми, но так было установлено и законом человеческим.
5 Люди привыкли принимать Причастие вместе, только те, кто достойны этого,
6 и это также увеличивает почтенность и достоинство публичного богослужения. Ибо [к Причастию] не допускаются те, кто прежде не испытал [своей совести].
7 Люди также получают наставление относительно достоинства и пользы [благословений] Таинства. Сколь великое утешение приносит это терзающимся сердцам, дабы они могли учиться веровать в Бога, ожидать от Него всех благ и просить Его об этом. [В этой связи их наставляют также об иных и ложных учениях о Причастии].
8 Подобное служение угодно Богу. Такое отправление Причастия воспитывает истинную посвященность Богу.
9 Потому [нам] отнюдь не кажется, что у наших противников месса служится более благочестиво, чем у нас.
10 Но очевидно, что на протяжении долгого времени все благочестивые люди публично и горько сетовали о том, что мессы были по большей части осквернены и использовались с целью наживы».
Отсюда можно сделать несколько простых выводов:
В первую очередь язык мессы и прооповеди должен быть понятен рядовому прихожанину, а значит богослужение должно служиться на родном для слушателя языке.
В центре богослужения находятся Слово и Таинства. Причастие преподается под двумя видами.
Целью богослужения должно быть прославление Бога и утешение слушателя вестью Евангелия, а не обогащение церкви и ее служителей.
При этом, деятели Реформации никогда не настаивали на повсеместном единообразии богослужения и цековных обрядов. Там, где церковь воспринимала идеи Реформации, в основном сохранялись литургические традиции и особенности церковной жизни данной местности. Отсюда в странах с Лютеранской традицией, мы наблюдаем довольно большое разнообразие в формах проведения богослужений, от торжественных литургий с красочным облачением, до самых простых, где служители практически не отличаются от прихожан.
Аугсбургское исповедание (1530г) подчеркивает:
«Артикул XV: О церковных обрядах.
1 Об отправлении церковных обрядов наши церкви учат, что должны соблюдаться те обряды, которые не ведут ко греху, и которые полезны для поддержания спокойствия и доброго порядка в церкви, в частности, такие, как святые и праздничные дни и тому подобное.
2 Тем не менее относительно всего этого людей увещевают, что совесть их не должна обременяться так, будто соблюдение этих обрядов необходимо для спасения.
3 Их учат также о том, что человеческие традиции, учрежденные для того, чтобы умилостивить Бога, для того, чтобы заслужить благодать и искупить грехи, противоречат Евангелию и учению о вере.
4 Посему [монашеские] обеты и обряды, относящиеся к еде, соблюдению [постных] дней и т.п., установленные с целью заслужить благодать и расплатиться за грехи, бесполезны и противоречат Евангелию».
б) Само Лютеранское богослужение, традиционно состоит из трех частей:
Богослужение (греч. литургия, лат. месса) включает исповедание грехов перед всемогущим Богом, прощение грехов, Евангелие, Крещение, св. Причастие и наш ответ Богу в молитве, прославлении и благодарении.
В евангелическо-лютеранских церквях применяется историческая форма Западного богослужения, сложившаяся к VII веку.
Повторяющиеся части богослужения называются «ординарий» (лат. «постоянный»). Ординарными являются «Господи, помилуй» (греч. – Кирие), «Слава в вышних Богу» (лат. – Глория ин Эксельсис), Символ веры (лат. – Кредо), «Свят, Свят, Свят» (лат. – Санктус), «Христос, Агнец Божий» (лат. – Агнус Деи). Те части богослужения, которые изменяются в соответствии с церковным календарем, называются «проприй» (лат. «изменяемый»). К проприю относятся интроит, коллекты, градуал, чтения Св. Писания, молитвы.
Лютеранская церковь следует традиции древней христианской церкви сидеть во время богослужения и вставать в наиболее важные моменты службы.

1) Часть (вступление):

Гимн (Начальная песнь).
«Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу», – говорит апостол Павел (Кол 3:16).
Благодаря особому вниманию, уделяемому лютеранской церковью духовной музыке, ее часто называют «поющей церковью». Искренне верующими лютеранами были И.-С. Бах,
Ф. Мендельсон, И. Брамс и другие известные композиторы и исполнители. Лютеране восстановили древнюю церковную практику исполнения духовных песнопений всеми прихожанами, а не только священнослужителями и церковным хором.
Номера исполняемых гимнов указываются на специальной доске в передней части храма. Духовные гимны немецкого и скандинавского происхождения называют хоралами.
Псалом и славословие (лат. – интроит)
Богослужение начинается с интроита (лат. «вход, начало»). Обычно интроит предваряется антифоном (стих псалма). Затем следует чтение или пение псалма (частично или полностью). Интроит дня завершается словами «Слава Отцу и Сыну…» (лат. – Глория Патри), после которых повторяется антифон. Использование интроитов было введено римским папой Целестином 1 в 5 веке.
Некоторые воскресные дни называются по первым словам читающегося в этот день интроита.
Исповедание грехов (общая исповедь) и отпущение грехов (разрешение грехов).
Общая исповедь была введена в богослужение папой Дамасом 1 в 4 веке.
«Господи, помилуй» поется трижды в воспоминание Cв. Троицы.
Христос дал Своей Церкви власть прощать грехи от Его имени. Слова отпущения грехов, произнесенные пастором, обладают абсолютной силой, но лишь для тех, кто приносит покаяние нелицемерно.
Великое славословие (лат. – Глория)
В великом славословии, основанном на библейском тексте Евангелия от Луки, мы переходим от признания нашей греховности к радостному прославлению Бога, избавляющего нас от греха. Великое славословие было введено в богослужение в 126 г. До XI века оно пелось только священнослужителями. С XI века в пении славословия начал участвовать приход, затем эта практика была приостановлена; возобновлена Мартином Лютером в период Реформации.
Великое славословие поется стоя.

2)Часть (Литургия Слова).

Коллекта дня (молитва).
Перед тем, как войти в молитвенное общение с Богом, пастор и община благословляют друг друга.
Коллекта – короткая молитва, в которой выражается тема всего богослужения.
Коллекты используются в богослужебной практике на протяжении последних 1500 лет. Эти молитвы состоят из пяти небольших частей и всегда завершаются формулой: «чрез Иисуса Христа, Сына Твоего, Господа нашего». Название молитвы происходит от лат. «экклесия коллекта» («собравшаяся церковь»). Также существует предположение, что название «коллекта» («собранное») может происходить от практики «собирать» молитвенные просьбы прихожан, которые затем возносятся священником к Богу.
Во время приветствия и коллекты дня община стоит.
Чтение из Ветхого Завета, чтение Апостола, чтение Евангелия (греч. – паремии).
В этой части богослужения Бог обращается к Своей Церкви через Слово, Св. Писание. Чтения соответствуют церковному календарю и теме богослужения.
После чтения из Ветхого Завета поется градуал (лат. градус – «ступень») – псалом, читавшийся со ступеней алтаря.
После чтения новозаветного апостольского послания поется «Аллилуйя!» (трехкратное – в воспоминание св. Троицы).
Евангельское чтение всегда концентрируется на личности и деяниях Иисуса Христа. Ветхозаветное и апостольское чтения можно слушать сидя. Перед чтением Евангелия приход встает.
Символ веры (лат. – Кредо).
Символ веры – это краткое изложение христианского вероучения. Никейский символ веры был принят Никейским собором в 325 г. и обыкновенно читается на богослужении с преподанием св. Причастия. Также может читаться Апостольский символ (развившийся к середине VIII века из древнейшего исповедания веры, читавшегося при крещении). На праздник Cв. Троицы читается Афанасьевский символ веры. Символ веры произносится стоя.
При произнесении слов «и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, и вочеловечившегося» мы почтительно склоняем головы (или преклоняем колени) перед тайной боговоплощения. При словах «и жизни будущего века. Аминь» можно осенить себя крестным знамением.
Гимн дня (нем. – Хауптлид).
Это главный гимн богослужения, всегда соответствующий теме дня.
Проповедь (греч. – гомилия).
Проповедь часто называется «слышимым Евангелием», в то время как Таинства называются «видимым Евангелием».
Проповедь и св. Причастие являются важнейшими частями богослужения. Лютеранская церковь вернула проповеди то важнейшее значение, которое она имела в ранней Церкви. Тема проповеди – одно из чтений дня, обычно Евангельское чтение.
Гимн.
Церковная молитва (общая молитва, великая ектения).
«Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков…» (1 Тим 2:1–2). Каждое прошение завершается «Кирие элейсон» («Господи, помилуй»), которое исполняется на греческом языке в воспоминание о древней Церкви.
Церковная молитва читается стоя.

3)Часть (Евхаристия).

Гимн оффертория (причастная песнь).
В древней церкви прихожане приносили продукты, которые разделялись с бедными во время общей трапезы. Часть хлеба и вина отделялась для Св. Причастия.
В первой половине II века богослужения начали совершаться в утреннее время, но традиция принесения даров сохранилась. В Средние века вместо продуктов начали приноситься денежные пожертвования.
«Офферторий» означает «приношение» (лат.). В оффертории мы также приносим Богу хвалу и поклонение – жертву наших уст.
В ранней Церкви в это время те, кому не было позволено принимать св. Причастие, должны были оставить богослужение, и храм запирался.
Начало евхаристического канона: префатия (греч. – анафора) и Санктус (Серафимская песнь).
Диалог между пастором и приходом включает традиционное приветствие, с которого начинался «седер» (ветхозаветная пасхальная трапеза).
Так открывалась и трапеза Тайной Вечери, на которой Христос установил таинство св. Причастия. В память об этой первой евхаристической трапезе Лютеранская Церковь совершает св. Причастие на пресном хлебе (лат. – хостия).
Серафимская песнь (лат. Санктус – «святой») составлена из песни Ангелов в видении пророка Исайи и песни народа во время торжественного входа Христа в Иерусалим в Вербное воскресенье.
Слово «осанна» может быть переведено как «спаси нас». В этом песнопении соединяются небо и земля, сливаются голоса людей и ангелов. Во время всего евхаристического канона община стоит.
Молитва над дарами (греч. – эпиклезис) и слова установления (лат. – верба).
Произносятся слова, сказанные Господом Иисусом Христом во время установления Таинства св. Причастия. С этой минуты хлеб и вино становятся освященными – отныне в Святых Дарах пребывает Своими Телом и Кровью Сам Христос.
Молитва Господня (Отче наш).
Молитва, данная нам Самим Христом. Мы просим не только за себя, но и за других христиан и приходим к Господу как члены одного тела – Церкви Христовой.
Приветствие мира (лат. – Пакс Домини) и обряд причащения.
Пастор обращается к приходу с пожеланием мира – с таким приветствием обратился воскресший Господь к Апостолам. Христос принес мир, приняв на себя наши грехи. Нам дается этот мир (мир с Богом, душевный покой, мирная совесть) в таинстве св. Причастия.
В это время в ранней церкви христиане приветствовали друг друга целованием. Сейчас целование заменено рукопожатием с приветствием: «мир тебе!».
Приход поет «Агнец Божий» (лат. – Агнус Деи) – причастную песнь, основанную на словах Иоанна Крестителя, сказанных о Христе. В богослужебную практику эта песнь была введена папой Сергием I ок. 700 г. За пением следует приглашение к Алтарю.
Причастники принимают истинные Тело и Кровь Христовы в освященных хлебе и вине. «Приходи, не с простертыми руками и не с разведенными перстами приступай: но, левую руку сделав престолом правой, как хотящий Царя подъять, и согнувши ладонь, приими Тело Христово и тут же скажи “аминь”... Потом, по причащении Тела Христова, приступи и к Чаше Крови: не простирая руки, но наклоняясь» (св. Кирилл Иерусалимский).
После отпуста причастников пастором следует вернуться на место, сесть (или встать на колени) и тихо прочитать благодарственную молитву (ее можно найти в молитвеннике).
Благодарение и благодарственная коллекта (благодарственная ектения) и благословение.
В молитве мы прославляем Бога за все Его Дары, особенно же за Его Слово и Св. Таинство.
Пастор произносит благословение, данное Богом священникам, чтобы благословлять народ (Числ 6:24– 26). Община отвечает троекратным «аминь» («да будет так»).
Заключительный гимн богослужения исполняется стоя.
* Евангелическо-лютеранские церкви в России обычно придерживаются чинопоследования (агенды) Евангелическо - Лютеранской Церкви Российской Империи, хотя встречаются и свои варианты «агенды», например на Дальнем востоке, где многие песнопения взяты из литургии экуменического монастыря «Тезе».
в) Что касается мнения самого Мартина Лютера о богослужении, то его мнение выражено например в его работе «Немецкая месса и чин богослужения».
С одной стороны, Лютер подчеркивает в ней принцип Евангельской свободы:
«Прежде всего, любезно прошу всех, читающих этот чин богослужения или желающих следовать ему: Бога ради, не превращайте его в непреложный закон, связывающий и отягощающий совесть, но пользуйтесь им в христианской свободе по своему предпочтению, там и тогда, где покажется уместным, и столько, сколько будет нужно. В этом деле мы не имеем намерения кому-либо что-то указывать или предписывать в качестве закона».
С другой стороны, вольное отношение служителей к богослужению, привело к такому разнообразию в проведении богослужений, что Лютер видел острую необходимость привести порядок богослужения к определенному единообразию:
«Однако повсеместно видна настоятельная потребность в немецких мессах и богослужениях, а также происходит большое недовольство и возмущение от великого числа новых месс, потому что каждый делает свое. Некоторые делают это из лучших побуждений, иные же из неугомонности, не желая быть простыми учителями и стремясь прослыть среди людей светилами. Как, впрочем, всегда и случается с христианской свободой: мало кто пользуется ею во славу Бога и на благо ближнего, — всё больше себе в услаждение или корысти ради. Использование свободы — это, конечно, дело совести каждого, и нельзя это ограничивать или запрещать, но все же надлежит следить, чтобы свобода была и оставалась служанкой любви и ближнего.
Там же, где людей возмущает или сбивает с толку такой разнобой в обрядах, мы несомненно обязаны поступаться своей свободой и стараться, насколько возможно, духовно укреплять людей, а не раздражать их тем, что мы делаем или не делаем. Поскольку же этот внешний порядок не влияет на отношение Бога к нам, но может пойти на пользу ближнему — мы должны, любви ради, как учит св. Павел, стараться быть единомышленны».
Далее Лютер описывает три вида Святой Мессы:
- Первый вид - на латыни, который мы опубликовали ранее под названием «Formula Missae». Лютер не выступает против мессы на латинском языке, так как считает древние языки полезными для молодежи и видит в них связь с древней Церковью.
- Второй вид службы - это Немецкая месса и богослужение, чему и посвящена его работа. Это богослужение, по мнению Лютера, как нельзя лучше подходит для простых мирян.
- Третьей разновидностью служения - должна стать подлинно евангельская служба.
Такая форма богослужения не должна быть публичной, в отличие от двух первых.
Ее следует проводить по домам:
«Те, кто всерьез желают быть христианами и исповедуют Евангелие словами и на деле, должны будут записываться и собираться отдельно в каком-нибудь доме, чтобы молиться, читать, крестить, приобщаться таинства и делать прочие христианские дела. Согласно этому чину, можно будет узнать, укорить, исправить, изгнать или отлучить по правилу Христа в Мф 18 тех, кто живет не по-христиански.
Здесь же можно будет обратиться к христианам за добровольной общей милостыней, которую бы раздавали бедным по примеру св. Павла, 2 Кор 9.
Здесь не будет необходимости много и величаво петь. Для такого служения можно будет разработать краткий и изящный чин крещения и причащения, и сосредоточить все на Слове, молитве и любви. Здесь понадобится добротный, краткий катехизис о Символе веры, Десяти заповедях и молитве «Отче наш».
Словом, если бы были люди, всерьез желающие быть христианами, то за чинами и правилами дело бы не стало. Но пока я не могу, да и не хочу устраивать или учреждать такую общину или собрание».
Далее Лютер предлагает для мирян простую форму «Катехизиса» состоящего из простых вопросов и ответов.
Состоит оно (наставление) из трех частей:
Десяти заповедей, Символа веры и «Отче наш», как и было заведено у христиан с самого начала и сохраняется по сей день. Лучшего и более ясного наставления или катехизиса мне не придумать. В этих трех частях в ясной и краткой форме содержится все, что нужно знать христианину.
Таким образом, для Лютера важно не только само богослужение, которое должно быть понятным общине, но и понимание простыми мирянами сути христианской веры.
Основным смыслом богослужения названа проповедь Слова Божьего, оно стоит в центре всего. Лютер призывает сохранить в практике богослужения облачения, свечи и алтарь.
Сама «Немецкая Месса» должна служиться на понятном немецком языке.
Структура богослужения предлагаемая Лютером:
- Духовный гимн или псалом.
- Kyrie.
- Коллекта.
- Чтение Апостола.
- Гимн.
- Евангелие.
- Символ веры.
- Проповедь
- Парафраз «Отче наш».
- Освящение хлеба и вина с возношением Святых Даров в сочетании с «Санктус» и «Агнус Деи».
- Причастие.Коллекта с благословением.
В конце своей работы Лютер подчеркивает:
«Вообще же, этим или любым другим чином следует пользоваться так, чтобы, как только из него получится злоупотребление, его можно было сразу отменить и составить другой, как царь Езекия сломал и упразднил медного змея, хотя его повелел сделать Сам Бог, потому что дети Израилевы стали им злоупотреблять. Чинопоследования должны служить умножению веры и любви и не причинять ущерб вере. Как только они перестают это делать, они мертвы, пусты и не имеют никакой ценности, как подделка доброй монеты, которую по причине злоупотребления аннулируют и обменивают. Или как новые башмаки — когда они износятся и станут натирать ногу, их перестают носить, выбрасывают и покупают новые. Чинопоследование — это вещь внешняя. Какой бы хорошей она ни была, ею всегда могут злоупотребить. И тогда это уже будет не чин, а бесчинство. Поэтому достойность чина заключена не в нем самом, как раньше думали о папских чинопоследованиях. Жизнеспособность, ценность, сила и достоинство всякого чина заключается в его правильном употреблении. Иначе он ничего не стоит и ни на что не годен. Дух и благодать Божья да будут со всеми нами. Аминь».
Таким образом, Мартин Лютер, как и мысль Реформации в целом, подчеркивает важность внутренней веры и осознание происходящего на богослужении, над внешними его формами.
Главным — остается проповедь Евангелия во всех литургических формах, все остальное второстепенно.

п. Александр Лапоченко. г. Арсеньев.