Проповедь к 11-ому воскресению после Троицы 31.8.2014 г.
Текст проповеди: к Галатам 2, 16-21
Послание: к Ефесянам 2, 4-10
Евангелие: от Луки 18, 9-14
Главная песня: «Из бездны алчущей молю» (89) Tastenspiele 299
Песня перед проповедью: «Господи Боже, склони Свои взоры» (106)
После проповеди « Господа славь ты…» (67) Tastenspiele 317
Дорогая община!
Песня, которую мы только что пели, относительно новая в нашем сборнике песен.
За это короткое время она стала одной из самых любимых песен нашей ЕЛЦ. Почему же?
Я думаю, что это не только потому, что текст написан русским поэтом, но прежде всего, потому что она хорошо отражает нашу жизнь в России. «Господи Боже, склони Свои взоры/ К нам, утомленным суровой борьбой» - да, наша жизнь есть суровая борьба, каждый день, и даже если кто-то не хочет об этом слышать, это все-таки так, по крайней мере для, кто принимает всерьез свою жизнь и будничную работу. И мы, христиане, принимает свою жизнь всерьез, мы принимаем всерьез нашу ответственность, мы не склоняем головы в унынии, лени, алкоголе и наркотиках, мы не унываем. Ведь это мы часто себе говорим этими красивыми словами из 2-го послания коринфянам, которые написаны как будто для нас: «Мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся» (2 коринф. 4, 8Б). Мы не унываем, как часто мы говорили себе это! Но также просто верно то, что сказано в последнем куплете нашей песни: «Боже, нам горько и страшно, и трудно/ Сжалься, о сжалься, мы – дети Твои».
Так. И сейчас мы слушаем текст проповеди для сегодняшнего 11-го воскресения после Троицы (читать к галатам 2, 16-21). Это, дорогая община, очень важный текст для нас. Почему? Потому что он так ясно выражает сердце и центр нашей христианской веры, и особенно христианской веры с точки зрения лютеранства. Мы снова и снова говорим о том: что же в конце-концов есть «по-лютерански»? Что есть наш лютеранский профиль? - И это проявляется здесь: ОПРАВДАНИЕ ГРЕШНИКА БЕЗ ДЕЛ ЗАКОНА, ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ ВЕРУ ВО ХРИСТА!
Это все звучит так трудно и непонятно, так догматично. Многие думают, что это имеет мало связи с нашей ежедневной жизнью. Но я хочу вам показать, что это имеет много связей с нашей ежедневной жизнью, и поэтому это совсем не трудно понять. Это звучит сначала так трудно, потому что мы слышим это в теологических формулах ап.Павла: «Оправдание, закон и т.д.». И Павел является великим интеллектуалом, он пишет очень концентрированно и часто немного абстрактно, но ведь концентрированно так убедительно и умно, как в нашей сегодняшнем тексте. И все-таки он может очень конкретно и трогательно говорить о своей личной жизни, как например, в этом нашем тексте: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос» (стих 19Б+20). Как меня и тебя это глубоко трогает, такой личное исповедание такого умного человека!
Давайте позволим Иисусу объяснить нам, что такое оправдание грешника без дел закона! Потому что где Павел пишет умные письма, там Иисус рассказывает настоящие истории из жизни. И такая история есть наш сегодняшний текст Евангелия (читать от Луки 18, 9-14). Да, дорогая община, это одна история, от которой я всегда легко могу плакать. Здесь, в нашей церкви, в последнее время иногда тоже плакали во время проповеди. Правильно. Это можно бы делать также и от сегодняшнего текста проповеди.
Почему? Потому что нам, тебе, мне в этой истории становится так ясно: это ведь мы, так есть и у нас, в нашем обществе и в нашей общине.
Там появляются люди, которые «…уверены о себе, что они праведны, и уничижают других» (стих 9), и там есть люди, которые «…стоя вдали, не смеют даже поднять глаз на небо» и которым только остается сказать: «БОЖЕ! БУДЬ МИЛОСТИВ КО МНЕ, ГРЕШНИКУ!» (это как раз те, слова, от которых я всегда могу плакать. Поразительно: так непосредственно Иисус трогает человеческое сердце!). И сейчас может быть каждый из нас будет спрашивать: кто же я в этой истории, фарисей или мытарь? Ты есть эти оба, мой дорогой брат, более или менее оба каждый день!
В последнее время у меня часто есть причина беседовать с людьми о скромности. Тогда я всегда говорю: скромность есть признак веры лютеранской конфессии, потому что мы говорим: мы пока не все знаем, мы говорим с Павлом словами послания к филиппийцам 3, 12: «… не потому, чтобы я уже достиг или усовершился, но стремлюсь, не достигну ли и я, как достиг меня Христос Иисус». Или как говорится в нашей литургии: «Во тьме идем мы в поисках источника наших сил/ И светом для нас лишь жажда сердец, и светом лишь жажда сердец!».
Поэтому нам для всего, что мы говорим и делаем в нашей церкви, важна самокритичность, и важно смотреть из самого себя (отвне) на Христа (не слишком созерцать себя, но созерцать Христа)! И к этому нужно немного церковного, теологического, просто гуманитарного образования. И этим - тем, что мы, лютеранская церковь есть церковь образования, культуры и воспитания, мы немного гордимся.
И вот – бац! – мы уже и не скромные, но высокомерные. Да, вопрос скромности и высокомерности - трудная вещь. Есть ли ты фарисей или мытарь? Спрашивай об этом себя каждый день.
Но я думаю, мы не должны бы здесь долго абстрактно или морально рассуждать.Мы должны бы только позволить этой истории Иисуса Христа действовать на нас. Тогда, без сомнения, будет хороший результат. Мы прежде всего должны позволить этому образу мытаря действовать на нас. Мы должны бы позволить этим словам мытаря действовать на нас: БОЖЕ! БУДЬ МИЛОСТИВ КО МНЕ, ГРЕШНИКУ!». Ты должен бы, например, сейчас говорить себе эти слова: «БОЖЕ! БУДЬ МИЛОСТИВ КО МНЕ, ГРЕШНИКУ!»
и при этом думать о своей жизни. Тогда, может быть, ты заплачешь. И тогда уж точно придет к тебе настоящая скромность (пауза! тишина!).
Думаю, я мог бы здесь уже заканчивать, и остальное оставлять Богу и Христу. Тогда мы будем не только узнавать, что такое оправдание грешника без дел закона, мы будем это испытывать и чувствовать!
И тогда мы тоже будем узнавать, что же это такое, о чем Павел говорит в тексте нашей проповеди: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос» (к галат.2, 19Б+20). Не я, не моя праведность важна, но праведность Иисуса Христа! БЫТЬ КРИТИЧНЫМ К САМОМУ СЕБЕ – ОТКРЫТЫМ ДЛЯ ХРИСТА! Это и есть лютеранская и Павлова аксиома!
Может быть, только еще это: мы знаем: грешник не просто плохой человек, он глубоко несчастный человек. И так мы возвращаемся к нашей песне перед проповедью. Нам «…горько, и страшно, и трудно», потому что мы грешники, значит, люди, которые потеряли и рай, и постоянную близость Бога (см.другие куплеты песни). Мы не унываем, мы не отчаиваемся (2-е коринф. 4, 8Б), мы не опускаем головы, мы живем и радуемся в этом мире и в нашей церкви и общине, потому что Бог милостив к нам, грешникам.
О, пусть это стало бы более видно в нашей церкви и общине!
БОЖЕ! БУДЬ МИЛОСТИВ КО МНЕ, ГРЕШНИКУ! Аминь!
|