Проповедь «21 воскресенье после троицы».
Ефесянам 6: 10 – 17.
Матфея 5: 38 – 48.
Благодать вам и мир, от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.
«Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный».
Знаете дорогие друзья, слушая эти слова Христа, мне хочется задать Ему вопрос: Иисус, а не слишком ли многого Ты от меня требуешь? Быть совершенным как Бог! Прощать врагов, терпеть зло, помогать ближнему, и еще множество качеств, о которых Иисус говорит в нагорной проповеди, часть из которых мы слышали в сегодняшнем Евангелии.
Но согласитесь, многого ли требует от строителей средневековый архитектор, когда, допустим, возводит готический собор где-нибудь в Испании? Устремляющиеся в верх, почти кричащие к небу купола, прекрасная акустика, четкие линии сводов….., как приятно зайти среди зноя испанского солнца в такой средневековый храм, сесть на скамью, послушать орган, насладиться прохладой, задуматься о вечном.
А, многого ли требуем мы, когда строим для себя дом или делаем ремонт в только что приобретенной квартире? Нам хочется уюта, практичности, скромной красоты, в общем, места, где именно тебе будет хорошо. И какова будет твоя реакция, если нанятый рабочий сделает работу кое-как? Кривые стены, небрежно поклеенные обои, скрипящие полы…., наблюдая этот ужас, можно прийти к выводу, что до начала строительства или ремонта здесь было гораздо уютнее, чем после! Так почему же, слушая слова Христа «будьте совершенны» все мое человеческое естество противится этому призыву? Почему же, возводя храм своей христианской жизни, я возмущаюсь, что Бог от меня требует четких линий, крепких стен, способных выдержать нагромождение куполов, ровных полов и, крепких, но при этом словно парящих в воздухе сводов. Так многого ли требует от меня Бог? Приходишь, прежде всего, для себя самого, к выводу что нет! Бог требует ровно столько, сколько необходимо для того, чтобы все здание моей жизни простояло как можно дольше, и чтобы глазу стороннего наблюдателя, было приятно остановить свой взор именно на мне. И так, будьте совершенны!
Да, легче сказать, чем действительно сделать! Как-то не очень-то мне хочется простить обидчика, а уж тем более подставить, образно говоря, ему еще и вторую щеку…. А если давать всем просящим, то через некоторое время у меня самого ничего не останется, и, вспоминая ранее сказанное, я уж точно не смогу сделать ремонт в квартире, а так хотелось. Так и живем, а собственно говоря, как живем? И в ответ часто слышишь: живу как все.
А потом, ты возмущаешься, что тебе грубят, к примеру, в автобусе, или что мошенники сняли все деньги с твоего телефона, что в стране бардак, нигде не добьешься справедливости, и к тому же, недавно нанятый тобою «специалист» из Средней Азии испортил тебе в квартире стены! А, может быть, прежде всего, что-то испортилось в самом тебе?
Да, как часто, наше желание сэкономить, при этом получив максимальный результат, приводит к тому, что нам, что называется, приходиться платить дважды! И потом мы действительно ищем специалиста и платим ему достойные его труда деньги, чтобы потом радоваться полученному результату. Так и Бог, не желая сэкономить на тебе, заплатил за тебя жизнью Своего Сына, чтобы ты жил! Жил достойно, жил по Евангелию.
Именно по этому, Иисус, не желая слышать твоих оправданий, требует от тебя быть совершенным и порою, ты даже сам желаешь измениться к лучшему, но получается почему-то «как всегда». Однако я могу тебя утешить, потому что это «не получается» в итоге получается не только у тебя. Так получается у каждого, кто пытается хотя бы что-то делать, что-то изменить в своей жизни.
Апостол Павел, размышляя о проблеме греха в нескольких главах послания к Римлянам тяжело, со вздохом подытоживает:
«18 Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу.
19 Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.
20 Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
21 Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое.
22 Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием;
23 но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.
24 Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим. 7гл).
Да, мы тоже, на каждом богослужении, да и часто каждый для себя самого, признаем и исповедуем: «Я бедный, грешный человек…».
Так каков же выход из ситуации между требованием Иисуса быть совершенным с одной стороны и моим жалким попыткам, и это при условии, что я действительно желаю, соответствовать этим требованиям с другой?
Апостол Павел, несколько глав посвящая проблеме греха в послании к Римлянам, подытоживает свои долгие рассуждения только одним стихом:
«25 Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим».
И все, он не дает четкого ответа или рецепта. Почему? Потому что у Бога нет такого понятия, которым часто прикрываемся мы, говоря: «как все».
Ты не как все, ты уникален, и это твоя жизнь и твои грехи или наоборот успехи. И твоя жизнь во Христе, это только твоя жизнь. Ты знаешь свои достоинства и недостатки, и, если уж говорить честно, даже часто знаешь, как можно многое исправить в самом себе. Вся проблема в том, действительно ли ты желаешь что-то менять. При этом, Иисус всегда желает, чтобы ты изменился, потому что если изменишься ты, то и мир, пусть немного, пусть на одного человека, но станет лучше! Самое главное, это не стараться сэкономить на самом себе, ведь Бог, никогда не экономит на тебе!
«И мир Божий, который превыше всякого разумения нашего, да сохранит наши сердца и помышления во Христе Иисусе, Господе нашем. Аминь».
Проповедь: пастор Александр Лапоченко, г. Арсеньев, 2013 год.
|