Проповедь к 18 воскресению после Троицы, 29.09.2013 г.
От Марка 10, 17-27
Послание к римлянам 14, 17-19
Евангелие от Марка 12, 28-34
Вводная песня «Благослови, душа моя» (папка 105) Сборник ЕДЦ 303
Главная песня «Блажен, кто Бога ищет» (папка 53) Tastenspiele 295
Перед проповедью «О Ты, пространством бесконечный..»
( Папка 113)
После проповеди «Когда отчаявшись в беде..» (Папка 23) Сборник ЕЛЦ 273 Tastenspiele 366.
Дорогая община!
Мы прослушали тексты Послания и Евангелия. В обоих говорится о Царствии Божьем. В послании нам было сказано, как же выглядит царствие Божье, какая жизнь в нем царит. (читать еще раз Послание к римлянам 14, 17-19). В Евангелии Иисус обращается к одному человеку и говорит ему: «Недалеко ты от царствия Божьего» (от Марка 12, 34). Почему? Потому что этот человек хорошо знает и исповедует, какие же есть две основные заповеди (читать от Марка 12, 32б+33), и мы хотим надеяться, что он после этого живет, следуя этому.
И в нашем сегодняшнем тексте проповеди речь тоже идет о том же: знать заповеди и жить, следуя им, и так входить в Царствие Божье. И поэтому в главной песне сегодня мы пели «Блажен, кто Бога ищет, устав Его хранит». Знать заповеди и жить, следуя им, - на этом лежит благословение!
Давайте послушаем сейчас текст сегодняшней проповеди (читать от Марка 10, 17-27).
История о богатом юноше – известная история. Это одна история, в которой ты можешь
получить представление об ужасе. И это представление об ужасе ученики получают. Когда Иисус говорит известные слова: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в Царствие Божье» (стих 25), тогда сказано: «Они же чрезвычайно
изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись?»
Сейчас же мы все можем сказать: «Ведь мы же здесь в России не богаты. Это же не касается нас, нам не нужно ужасаться». Осторожно! Хотя и правильно, что мы все не богатые, но не касается ли нас все же эта история? И не приходится ли нам ужасаться?
И это всегда неплохо, что мы сначала поражаемся и ужасаемся этим историям Иисуса. Почему? Потому что они всегда приходят к нам из другого мира, чем тот, в котором мы живем. Мы всегда далеко позади Иисуса Христа, богатые или бедные. Это тоже познали ученики Иисуса, они уж точно не были богатыми.
Нет, ужасаться, слушая истории Иисуса Христа, - это весьма хорошо, и это пробуждает нас. Это вызывает в нас вопрос: где же мы стоим? Кто же мы? Это ведет нас к самопознанию и совершенствованию. И так же, как у Платона философия начинается с удивления, так же в Библии у Иисуса Христа вера и познание Бога и самого себя начинается с ужаса. Поражаться, ужаснуться: Петр воскликнул при своей первой встрече с Иисусом: «Выйди от меня, Господи! Потому что я человек грешный» (от Луки 5,8). Растеряться: Петр говорит: «Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (от Иоанна 6, 26).
Быть пораженным, быть ужаснувшимся, быть растерянным – именно это ведет нас дальше, но не удобство покоя и состояние «меня это не касается». Быть внимательным, пробуждаться! Апостол совершенно правильно говорит: «Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос!» (к Ефесянам 5, 14). Нет, да никто и не говорит, что эта история о богатом юноше нас не касается только потому, что мы не богатые! Это нас в России касается также, как богатых в Америке и Германии. И кроме того, у нас есть тоже богатые и там есть бедные.
Хотя мы все и не богатые, но мы все хотели бы быть богатыми. И как вели бы мы себя тогда? Не так ли, как этот богатый юноша? Мы охотно смотрим на рекламу богатой жизни и на все то, что мы должны купить и не можем купить, и мечтаем об этом. Раньше был этот фильм «Санта-Барбара», который охотно смотрели многие женщины, мужчины больше смотрели боевики и приключенческие фильмы, тоже не лучше, потому что всегда остается вопрос, какую ценность имеет для тебя царствие Божие? Не этот мир, но царствие Божие!
Быть самокритичными, также со стороны бедных! Потому что проблемы еще продолжаются: возможно, что бедные мечтают не только о богатстве и завидуют богатым, но они могут также впасть в противоположность и считать себя лучше богатых. Если мы говорим:» Мы больше и больше учимся тому, что мы не церковь Германии и Америки, но церковь в России и бедная церковь, то мы больше и больше учимся тому, что мы зависим только от Бога, и в этом состоит наше счастье, и этому нашему счастью так называемые богатые церкви еще будут завидовать», тогда это звучит весьма высокомерно и гордо. Кто же мы? Или если я не люблю автомашин и телевидение и чувствую себя счастливым, когда я сам размышляю или пишу музыку, или делаю свою проповедь, - лучший ли я тогда христианин? Ведь все это мне дает такое же удовольствие, какое есть у того, кто ведет автомашину. Это что-нибудь для меня, какой-то тонкий эгоизм. Но в нашем тексте проповеди сегодня сказано: «и приходи, последуй за Мною, взяв крест» (стих 21). Но крест всегда означает то, что трудно, чего я не люблю. Или не так? Да и что такое крест? Я должен это нести, это положено на меня, часто Иисус говорит: «Возьми крест свой», ведь этот крест - моя личная история жизни, через которую я становлюсь личностью. Все не так просто. Просто – в смысле ясно - это есть только зов Иисуса «последуй за мной»!
Или давайте возьмем другое предложение из нашего сегодняшнего текста. Иисус говорит: раздай все «и будешь иметь сокровища на небесах» (стих 21). Когда спросили нашего Райнера Мууса: «Сколько ты получаешь за то, что ты делаешь ремонт церкви?»,
Тогда он показал вверх и сказал словами Иисуса: «Собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют…» (от Матфея 6, 20). Да, это красиво и хорошо по-христиански, но он это делает охотно и тоже для себя. И это так хорошо, каждый человек делает что-то для себя и ищет при этом радость, и так и должно быть. Но крест? Последовать за Иисусом? Этому, наверное, ты должен учиться всю твою жизнь. Тот, кто например, как Райнер, делает что-нибудь охотно, и при этом счастлив и помогает другим, и при этом внимательно живет, и остается самокритичным, и всегда опять спрашивает себя, кто есть Иисус Христос и каков Его путь, и при этом учиться тому, каков его личный крест и несет его, - тот тоже становится счастливым. Иисус говорит в нагорной проповеди: «Блаженны …», и это тоже счастье, но счастье, которое тебе даруется, и это идет через трудности, страдания, внимательную жизнь, через размышления и молитву из этого вопроса: «Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни».
Но давайте заключаемся сегодня временно словами Иисуса, которые звучат не так жестко: «дети! Как трудно надеющимся на богатство войти в царствие Божие!» (стих 24). Но это мы должны принимать очень всерьез: или бедные, или богатые. Богатство является большим препятствием, большой опасностью; богатство может тоже быть большим заданием, - бывают некоторые богатые спонсоры, - но богатство есть и остается опасностью для человечности общества и опасностью не познать вечного присутствия Иисуса Христа, этого вечного образа ближнего (от Матфея 25, 45).
Давайте ужаснемся словам Иисуса Христа о богатстве! Пробудимся! «Кто же может спастись?» - спросили пораженные ученики. – «Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу» (стих 27). Это утешение, но не извинение. Пусть Бог нам всем помогает!
Аминь!
|