Витражи на тему Святой Троицы
В алтарной части церкви Св.Павла построен уже второй витраж на тему Святой Троицы
По-существу, этот витраж мы должны бы назвать «первым», потому что сюжет его посвящен первой ипостаси Святой Троицы: Богу-творцу и Отцу.
Это окно также создано немецким художником Матиасом Клеммом (Лейпциг)
и фирмой «Domglas - Naumburg» установлено во Владивостоке мастером Лютцем Герлихом. Это произошло 19 октября 2011 г. Первый витраж – тоже работа этого художника Матиаса Клемма,- был установлен также Лютцем Герлихоим 26 августа
2010 г.; сюжет его: Иисус Христос распятый и воскресший – вторая ипостась Бога.
И это – центральная часть триптиха, прямо за алтарем.
Он установлен на пожертвование гамбургского купца Торстена Грисс-Нега (см.фото).
На новом витраже изображен Бог-творец и на второй половине витража – воплощение Бога. Этот витраж установлен на пожертвование Гертруды и Вильфрида Штолль из Штутгарта (см.фото).
Тема этого витража Св.Троицы обсуждалась между пропстом М.Брокманном и художником М.Клеммом.
Пропст М.Брокманн написал М.Клемму 28.6.2011 г.: «Что Вам и нам приходит в голову для изображения первой ипостаси Св.Троицы? В сущности, мы не должны бы задавать такой вопрос, но смотреть на то, что нам дают библия и традиция нашей церкви. Здесь обзор гораздо шире. Здесь не идет речь о жизни одного человека со смертью и воскресением, но о прорыве из вечности – пугающем; Творец и Бог, Кто избирает и может уничтожить (Deus absconditus), но также любящий отец в небесах (Deus revelatus).
Наверняка мы должны в первую очередь ко всему этому читать откровения Бога в пятикнижии и псалмы».
М.Клемм предложил в письме пастору Брокманну 31.08.2011 г. посвятить вторую половину первого витража не теме «Бог-отец», но непосредственно теме «воплощение Бога». Таким образом, у нас сейчас часть витража – «Бог-творец» и часть витража – «воплощение Бога во младенце Христе». Обе части витража полны символики. К этому
М.Клемм пишет в своем письме:
«Часть первая: «Прорыв из вечности». Треугольник с оком – знак вечного Бога (этот символ часто появляется в церквях и показывает Бога ветхого завета в Его всемогуществе).
Бог одновременно человечный и ужасный (слева молнии и холодные цвета, справа – согревающие потоки света). Начинается контакт с людьми, полный тайн. В отражении треугольника на земле, внизу, возникает звезда будущего Спасителя: Иисуса Христа.
Движение волн внизу показывает предвечную пустыню: «И дух Божий носился над водою» (Бытие 1,2).
Часть вторая: «Воплощение Бога». На самом верху - круговое движение космоса - холодный синий цвет. В середине показывается зарождение младенца, на фоне это сопровождается треугольником Бога: «Я приду от Отца». Ребенок – воплощение. Под этим – квадратные формы зданий; мы можем думать о домах Вифлеема, но это одновременно и формы нашего рационального мира. Над ребенком – форма рыбы.
Рыба – древний символ христианства: ИХТЫЗ (греческое слово «рыба») = Иисус Христос – Тэу Хыос – Зотер, по-русски: Иисус Христос – Божий Сын – Спаситель».
В следующем году должен быть сотворен и установлен третий витраж нашего триптиха: «Бог – Святой дух».
Манфред Брокманн, пастор церкви Св.Павла г.Владивостока
|