Проповедь к 4 воскресению после Троицы 5.07.09
Бытие 50, 15-21
Послание к римлянам 14, 10-13
Евангелие от Луки 6, 36-42
Главная песня «О Бог, Ты милостив» (папка 43)
Перед проповедью «Руки простри над моею темницей», стих 1-3 (папка 115 )
После проповеди «Бог нам прибежище и сила»
(Папка 118)
Дорогая община!
Песня, которую мы только что пели, написана В.Кюхельбекером. Про него написано однажды в нашем журнале «Вестник» в статье «Знаменитые лютеране в России». Он был один из декабристов и другом А.Пушкина; сначала был приговорен к смерти, затем приговор был заменен на 15 лет каторги, из которых он прожил 9 лет, и остаток своей жизни он жил в изгнании в Сибири. В этом изгнании он написал эту песню...
Он знал, какова жизнь на этой земле, особенно каковой может быть жизнь в России: в любимой нами песне на стихи Бальмонта мы слышим, что наша жизнь – суровая борьба («…к нам, утомленным суровой борьбой»), здесь слышим мы: жизнь –это темная тюрьма, и отсюда Кюхельбекер взывает к Богу (читать стих 1, может быть, еще читать стихи 2+3). И весь этот зов к Богу из этой жизни здесь завершается признанием: «Господи, что пред тобой человек!»
Да, здесь ясно видно: Бог и человек очень далеки друг от друга. Как мал человек перед Богом! Он не только мал, он почти ничто перед Богом. Здесь – это чувство поэта, И даже, если мы читаем и веруем, что человек создан по образу Бога (Бытие 1,27), здесь он – как ничто перед Богом. И это тоже правильно, обе реальности правильны; и в этом тоже один из наших христианских лютеранских парадоксов: человек создан по образу Бога и одновременно человек как ничто перед Богом.
В последние дни мы тоже размышляли над тем, что это весьма хорошо, когда человек знает, что он находится совсем на другом уровне, чем Бог, и что ему ничего не помогает, если он хочет спасти себя сам по себе. Мы несколько дней назад слышали на библейской лекции, что это ужасный грех был и есть, когда люди сами себе делают своего Бога, как они сделали золотого тельца (Исход 32,31).
Но это не только большой грех, но и большая глупость, потому что все эти самодельные боги – это только повторения самого человека и его фантазий, его плохих снов и хороших желаний. Человек остается только у самого себя , там нет освобождения и спасения. Наша единственная надежда – что Бог совсем другой, чем наши сны, желания и страхи, - что существует что-то совершенно другое, чем то, в чем мы уже заключены, - об этом мы задумали тоже 3 недели назад, 1.после Троици ( Иеремия 23,16-29).
Это тоже можно выразить этими словами Библии (Исайя 55,8-9): «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших»). И это только – наша надежда и утешение, по крайней мере, когда мы веруем, что Бог нас любит, и мы веруем в это с Иисусом.
Так, и сейчас давайте послушаем текст проповеди на сегодня (читать Бытие 50, 15-21). Здесь мы имеем это ясно: Иосиф говорит своим братьям: «Вот вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро» (стих 20). Братья Иосифа имели свой план для Иосифа, но это не было хорошо для него. Мы знаем эту историю? ( Если нет, проповедник рассказывает ее).
Но это получилось совсем по-другому. Бог руководил путем, не эти люди; Бог даже мог превратить эти злые планы в добро и использовать их. Так Бог очень отличен от нас, и как это хорошо и утешительно!
Знаете: мы иногда очень тонем в наших проблемах. Один раздражается другим, один тогда хочет мстить другому, по крайней мере ему ясно сказать, что это так не идет, потому что этого он не может вынести, потому что задета его честь…, или потому что у него страх против другого, или потому что он сам хочет что-то определить и это из-за того, что он боится потерять что-нибудь, или потому что он тщеславен, или упрям, или просто потому что он не имеет достаточного признания.
О как важно нам слабым, плотским людям признание, как мы нуждаемся в этом! Мы таковы, и наша Библия это знает и сама говорит, что мы должны воспринимать друг друга: «Посему принимайте друг друга, как Христос принял вас во славу Божию» (к римлянам 15,7). Правильно. Но что за театр из этого часто бывает! Поэты пишут об этом комедии и трагедии. И наша жизнь – как театр. Мы должны иногда смеяться над этим, смеяться над самим собой.
Юмор – это большая христианская добродетель...
Мы делаем здесь внизу свой театр, мы тонем в наших мечтах, желаниях, страхах и тщеславии. Мы раздражаемся друг от друга. И иногда, некоторое время спустя, мы можем только смеяться над этим. Но иногда нет, и мы продолжаем страдать дальше. Но мы должны знать одно: наши пути – не пути Бога. Бог идет Свой путь с нами, и мы верим как Иисус Христос, что это Бог – наш небесный отец, который нас любит и все обращает к лучшему для нас.
Часто получается совсем по-другому, чем мы думаем. Но все Бог будет направлять к лучшему для нас, даже если мы это сейчас не понимаем. Мы все в руках Божиих, и эти руки – самые лучшие для нас.
Аминь!
|