Проповедь к воскресению Quasimodogeniti 19.4.09.
От Иоанна 21, 1-14
Послание 1 Петра 1, 3-9
Евангелие от Иоанна 20, 19-29
Главная песня «Великий праздник наступил» (папка, 81) Арсеньев и Сокол 106
Песня перед проповедью «Ты, Господь, мне жизни свет» (фиолетовая книга, 56)
Песня после проповеди «Душа в весельи гонит тень» (папка, 33)
Арсеньев и Сокол 100
Дорогая община!
Песня, которую мы только что пели, хорошо подходит ко времени после Пасхи.
Только что мы праздновали воскресение Господа. Но где Он? – Мы прояснили для себя, что мы живем силой Его воскресения, и поэтому больше не подвержены этому ужасному механизму греха, имеющему власть в этом мире. Но где это видно у нас? – Мы сказали, «Мы остаемся, потому что Иисус Христос остается». Но где Он остается? Еще раз: где Он сейчас находится?
Он на небесах, Он в наших сердцах, Он в нашей вере. Но здесь оказывается проблема: мы не можем Его видеть, мы можем только веровать, что Он есть. Ведь это хорошо говорит послание сегодняшнего дня: «Которого, не видев, любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него» (1Петра 1, 8).
И так наша песня поет о нашей тоске по Нему: Ты, Господь, мне жизни свет \ Ты мой мир и воскресение… (читать первый куплет) и ведешь меня с Собой к вечной жизни в край родной». И сейчас следует важное: «Там я вижу чудный свет и лицо Твое, Спаситель / В сердце радость, мир прольет / Вид Твой, Агнец-искупитель/ Там, Господь мой, я душой / Буду вечно жить с Тобой».
Только тогда мы будем Его видеть. Сейчас мы можем только веровать в Него и Его любить, и тосковать по Нему. Иисуса Христа после Своего воскресения больше не видно среди нас, и это делаем нас печальными.
Но все-таки существуют истории, где Он после Своего воскресения появился людям, и они Его видели. Конечно, это мы знаем и это было уже давно. Но есть и такие истории, о которых мы могли бы сказать: это сегодня точно также могло бы произойти. И такая история является нашим сегодняшним текстом проповеди (читать от Иоанна 21, 1-14).
Это история особенных чар. Она действительно романтична, и она всегда очень возбуждала мою фантазию: озеро, рыболовы, костер, тайной окутан странник, и Он их приглашает к столу, и у них возникает определенное чувство: этого человека мы знаем, «Это Господь»(ст 7); «И никто не смел спросить Его: «Кто Ты?», зная, что это Господь»(ст 12), и потом этот тайной окутанный странник «берет хлеб и дает им также и рыбу»(ст 13).
И при этом они Его действительно узнают. Он тот же, Который накормил однажды пятью хлебами и двумя рыбами 5000 человек, Он тот же, Который «в ту ночь, в которую Он предан был взял хлеб» (1-е Кор 11,23), преломил его и дал им,- это действительно Господь.
Или это другой человек? Это я часто спрашивал себя. Но это такой человек, который ведет себя таким же образом, как Он, Господь. Значит, это Он? Что мы знаем? Во всяком случае, это такой человек, которого ученики считают Господом, и о котором тоже Иоанн, автор Евангелия, говорит «это Господь», и «это уже в третий раз явился Иисус ученикам своим по воскресении Своем из мертвых.»( 21, 14).
Значит, это история воскресения, - и все-таки это история, которая могла бы произойти и сегодня таким же образом. Что же сегодня таким же образом могло бы произойти? Ну конечно: озеро, рыболовы, костер, тайной окутанный странник, который сидит у костра и раздает хлеб и рыбу, как тогда Иисус.
Ведь это то, в чем люди узнали Иисуса и всегда заново Его узнают: Он сначала тайной окутанный странник и неизвестен, и становится известным. Через что? Через то, что Он раздает хлеб, как Он это делал всегда: Он приглашает к столу и разделяет хлеб с людьми таким образом, как никто другой: люди чувствуют: это хлеб, которым мы, тленные люди, с нашим телом живем, - но это одновременно общая еда, через которую мы опять соединяемся с источником жизни, с Богом, мы соединяемся в этой общей трапезе друг с другом и с Богом, разъединение с Богом устранено,- - мы находимся в выполнении этих двух центральных просьб молитвы «Отче наш»: «хлеб наш насущный дай нам на сей день
и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим».
Когда один человек так с нами ест и пьет, как здесь, в этой мистической истории, тогда это есть тайная вечеря Иисуса Христа: это общность друг с другом, потому что «один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1к Коринфянам 10, 17), и то, что мы пьем, является кровью Христа «за многих изливаемая во оставление грехов» (от Матфея 26,28).
Когда кто-то так с нами ест и пьет, как здесь, в этой мистической истории, тогда это празднование святого причащения, тогда Иисус Христос Сам празднует с нами тайную вечерю.
Но я не хочу это преувеличивать; не везде, где горит костер и окутанный тайной странник с нами кушает, как в этой истории, Иисус Христос празднует с нами святое причащение. И у нас в богослужении тоже не горит костер, и никакой неизвестный странник не дает нам здесь кушать и пить, но наш известный пастор.
И все-таки ты не можешь освободить себя от чар этой истории и можешь хорошо представить, что она сегодня возможна, и что там Иисус нас приглашает к столу и с нами ест и пьет, где кто-то это так делает, как в этой истории.
Потому что, - и это я говорю вам в заключение, - не это делает святое причащение святым причащением, что правильные слова сказаны и что кто-то в специальном облачении раздает причащение, но это:
ЧТО ТАМ ТВОРИТСЯ ОБЩНОСТЬ СРЕДИ НАС, БЕДНЫХ ЛЮДЕЙ, И ЧТО НАШИ ГРЕХИ БУДУТ ПРОЩЕНЫ, --И ТОЛЬКО ТАМ ИИСУС ХРИСТОС САМ ПРИСУТСТВУЕТ СРЕДИ НАС. И ТАК ОН ТОЖЕ СЕГОДНЯ ПОЯВЛЯЕТСЯ.
Аминь.
|