Проповедь к 11 воскресению после Св.Троицы, 3.8.08
Проповедь: 2 Царств 12,1-10+13-15а
Послание: к Ефесянам 2,4-10
Евангелие: от Луки 18, 9-14
Вводная песнь: «Благослови, душа моя …»( 105)
Главная песнь: «Из сердца глубины мой глас…»( 145) приложение.
Перед проповедью: «Как тяжелы мои грехи…»(72)
Дорогая община!
В этом богослужении говорится много о грехе, даже очень много. Совершенно правильно. Мы, христиане, знаем, почему. Те, там, в светском мире, этого не знают и над этим смеются. Но мы знаем, что мы – грешники, мы все. При этом надо только смотреть на то, что мы делаем с нашим миром, что мы делаем с нашими ближними, что мы делаем с нами самими …
И дальше: взгляни только немного назад, на свою прошедшую жизнь: не много ли ты сделал того, о чем тебе сегодня должно быть стыдно! ……Ты оттесняешь это от себя, ты склонен забыть об этом. Ведь часто это становится неизвестным: никто же этого не видел. Но Бог видел это - на это ты можешь полагаться.
И когда ты слышишь такую историю, как эта, о фарисее и мытаре, тогда все опять возникает: именно то, что ты хотел вытеснить (читать от Луки 18, 9-14). «Мытарь же, стоя вдали, не смел даже глаз поднять на небо, но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!»
Эти слова даже могут чувствительного, умного человека довести до слез, и он вынужден сказать себе: воистину, это я - грешник, и при всем том свинстве, которое я сделал, я все-таки еще продолжаю жить. Какое же это чудо, какая же мне это милость! Да, «Боже, будь милостив ко мне, бедному грешнику» - это может сказать себе каждый умный, честный человек в этом мире.
Мы пели сегодня как главную песнь «Из сердца глубины мой глас/ К Тебе, Господь, взывает…» - песнь Лютера о переживании, нет, лучше об уверенности в своем грехе и об уверенности в милости Бога. «Коль станешь Ты на грех взирать/ Кто в состояньи устоять/ Господь, перед Тобою?». Да. – Во второй строфе: «…и в самом праведном житье/Все тщетно, что свершаем…»
Да, ты можешь много хлопотать, и это все напрасно, если над этим не лежит благодать Бога, например: ты не можешь больше спасти свой брак, если он уже испорчен слишком многими грехами, - все напрасно. – Или эти слова в пятой строфе: «Как бы ни был велик наш грех, Его милость – больше!» (точный перевод с немецкого!).
Наши грехи – это наши проблемы, но величие Бога – гораздо более и более велико.
Или сейчас мы опять слушаем слова песни, которую мы пели перед проповедью
(да, мы должны бы петь наши гимны с большим осознанием, потому что они зачастую есть уже маленькая проповедь!): «Как тяжелы мои грехи, как страшно наказанье!
Кого найти, чтоб мог спасти, избавить от страданья?» И потом последняя строфа: «А в мире том, что ждет потом – за жизнью нас земною/ Ты мне прости грехи мои, чтоб мог я быть с Тобою».
Здесь возникает особенный аспект греха: вопрос, тоска о близости к Богу. Мы знаем: грех – это, в основном, отдаленность от Бога. Но мы должны бы также слышать, что грех, давление греха, отчаяние под грехом – очень усиливает нашу тоску по Богу и наше желание Бога. Тот, кто честно страдал под грехом и под его проклятием, тот знает, что такое милость Бога. – Об этом мы знаем из притчи о блудном сыне. Об этом мы знаем через Св.Августина, который как пожилой мужчина говорит: «О ты, великий грех, заслуживший для меня такого великого Спасителя - Иисуса Христа!»
Да, грех, который был честно перенесен и глубоко перестрадан, может человека опять привести к Богу, и снова оживить отношения с Богом. И об этом мы слышим сегодня в тексте проповеди (читать 2 Царств 12, 1-10+13-15а).
История сама по себе ясна. Впечатляюще, как пророк Натан говорит Давиду: «ТЫ – ТОТ ЧЕЛОВЕК!». Да, во всех историях Библии, в которых описываются люди перед Богом, мы должны бы сказать себе: «Ты и есть сам этот человек, этот мужчина, эта женщина». Это нам очень помогает понимать Библию и понимать ее обращение к нам.
И здесь интересна реакция царя Давида: он сразу признает свой грех и сразу начинает каяться (читать). И после этого он сразу получает прощение, как мы при исповедании наших грехов перед Св.Причастием. И он тоже сразу получает свое наказание: его первенец умрет. Но все это служит для того, чтобы Давид все ближе и ближе имел историю с Богом.
Он признает свою вину и грех, и они прощаются ему; он получает свое наказание (да, Бог не равнодушен к нему: «Ибо Господь, кого любит, того наказывает», - к Евр.12,6); и потом он стал очень великим избранным Бога, тем, который написал много псалмов, тем, который опять и опять появляется в Библии как король последних времен, и с его именем народ приветствует Иисуса при Его входе в Иерусалим…
Давид – великий грешник, но при этом также великий помилованный Богом. Тот, кто признает себя грешником перед Богом, - того Бог возвышает, того Бог избирает, потому что с таким человеком Бог действительно имеет свою историю. И Он хочет иметь Свою историю тоже с нами. Давайте опять исповедывать перед Богом: «Я бедный, грешный человек» - тогда Он нас прощает и возвышает нас.
«О ты, великий грех, заслуживший для меня такого великого Спасителя – Иисуса Христа!». Или я могу завершать тоже словами из 1 послания Св.Петра, которое тоже очень любил Лютер: «Итак, смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас с свое время!» (1 Петра 5,6).
«Боже, будь милостив ко мне, бедному грешнику!»
Аминь.
|