Проповедь к 7 воскресению после Троицы 6.07.08.
Текст проповеди: от Луки 9, 10-17
Послание: Деяния апостолов 2, 41а. 42-47
Евангелие: от Иоанна 6, 1-15
Главная песня: «Хвала и честь Царю небес…» ( папка 40)
Перед проповедью: «Хвалю Тебя я всей душою» (Агенда или пака 132)
После проповеди: «Преломи с нами хлеб…» (Агенда или папка 91)
Дорогая община!
На прошлом богослужении мы говорили о крещении, сегодня тема – Святое причастие. Тот, кто внимательно слушал, это уже заметил: речь идет о хлебе и пище, а точнее о связи хлеба с Иисусом Христом. Послание, Деяния нам говорят: «И они постоянно пребывали в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (2,42). В Евангелии мы слышим о насыщении 5 тысяч (Иоанн.6,1-15).
Все это относится к Святому причастию, это нам кажется ясным. И все-таки это не наше Святое причастие. «Как же так?» - можете спросить вы; «преломление хлеба среди первых христиан – не это ли празднование Святого причастия?». Именно так говорит немало этих наивно-мечтательных протестантов вокруг нас: «Мы собираемся дома, молимся вместе, преломляем хлеб и так празднуем Святое причастие».
Но это не Святое причастие, потому что причастие – слишком святая вещь, чтобы праздновать его так просто, в одном молитвенном кружке дома.
Святое причастие требует святых слов установления причастия. Оно требует серьезного исповедания грехов. Оно требует порядка, такого порядка, о котором мы знаем от св.Павла, о котором он пишет в 1 послании к коринфянам, гл11.
Оно требует всей серьезности, о которой там говорится, например, осознания того, что «Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней» (1 коринф.11,27). Святое причастие требует серьезной подготовки и совершения его образованным и заординированным пастором.
И там, где необходимо совершить Святое причастие в случае нужды под руководством простого христианина (например, в случае смерти и т.д.), тогда этот христианин совершает его с трепетом и страхом, потому что он знает: это очень святая вещь, которую нельзя делать так просто в уютном молитвенном кружке.
Святое причастие, прежде всего, требует присутствия нашего Господа Иисуса Христа. Оно требует не просто Его присутствия в том смысле, как Он сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (от Мтф.18,20), но в таком смысле, что Он входит в тебя, ведь ты ешь от Тела Его и пьешь Кровь Его.
Хочешь ли ты быть ответственным за это, когда ты делаешь что-то неправильно и плохо, ты или я, или мы, мы все, которые так отдалены от Бога и Иисуса Христа?
Первые христиане, как они описаны здесь в Деянии апостолов, были еще не так отдалены от Бога и Иисуса Христа, как мы сегодня...
Они были еще под непосредственным влиянием излития Святого Духа на Пятидесятницу, ведь они продавали все, и разделяли это между собою, и имели все общее (стих 44-45), как это было в программе строительства коммунизма. Но сегодня мы так больше не живем, мы давно живем в другом мире.
Каждый из таких людей, каковы мы сегодня, сделал бы себя смешным, если бы он захотел совершить Святое причастие, разделить Тело и Кровь Иисуса Христа, и он сделал бы себя виновным против Тела и Крови Господней, как это говорит св.Павел в 1 послании к коринфянам (стих 27).
Он в своей несвятости и нечистоте только сгорел бы от святости и чистоты этого сына Бога Иисуса Христа, и он будет чувствовать это на последнем суде.
Нет, давайте будем скромны и рады тому, что нам не приходится раздавать Тело и Кровь Господа Иисуса Христа. Будем рады тому, что этим занимается только церковь, и только церковью призванные и посвященные служители.
Может быть, на этом я уже могу закончить проповедь. Но я пока не читал вам еще текст проповеди. Это я хочу делать сейчас (читать от Луки 9,10-17). Наверное, вы можете сразу сказать: об этом мы уже слышали в Евангелии от Иоанна.
Правильно. Это такая же история о насыщении пяти тысяч. И обе истории имеют связь со Святым причастием, и все-таки обе не описывают Святое причастие. Но обе истории показывают, что Святое причастие – святая вещь, потому что эта встреча, очень тесная встреча со Святым от Бога, с Иисусом Христом.
Обе истории - о великом чуде. Как бы вы не хотели и не могли этого понять, - чудо в истории св.Луки высказано в этом предложении: «И ели, и насытились все» (стих 17). Пять тысяч человек насытились, это действительно большое чудо.
Но речь не идет о том, сколько они ели, но о том, что они все насытились. И эти пять тысяч человек насытились пятью хлебами и двумя рыбами. Почему и как? Потому и так, что они были вместе со святым от Бога, с Иисусом Христом. Он их насытил, Он собственной персоной, не просто хлебом, но присутствием Своей собственной персоны!
Так и мы насытились в Святом причастии, хотя хлебом, но в основном через-, и в-, и с- Его персоной, через тесную связь с Ним.
И чудо насыщения пяти тысяч в тексте Евангелия от Иоанна продолжается еще дальше, после насыщения. Продолжается тем, что все познают, что Он – сын Божий. «Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно прийти в мир» (Иоанн.6,14). И это должно
происходить также и с нами во время Святого причастия: мы должны не только насыщаться, но евши и пивши от Него, должны познать, что Он сын Божий, опять и опять, снова заново, должны познавать это так часто, как часто мы принимаем Святое причастие.
И сейчас я хочу закончить последним стихом текста Евангелия от Иоанна: «Иисус же, узнав, что хотят прийти, нечаянно взять Его и сделать царем, опять удалился на гору один» (стих15). Это также будет все время происходить: церковь или набожные, люди, которые чувствуют себя привлеченными Иисусом Христом, хотят Его взять и сделать свом царем, так Римская церковь через папу Римского, также как наши наивно-мечтательные протестанты через какого-нибудь набожного руководителя молитвенного кружка.
Но этого не удается, Иисус Христос всегда удаляется, остается свободным - Слава Богу!
Он всегда приходит к нам на Святое причастие, но Он всегда удаляется опять. Куда? - На гору. И значит, Он Сам, один, без папы Римского и руководителя молитвенного кружка. И Он с этой Его высокой горы опять и опять спускается к нам вниз.
Но Он не остается в нас, когда мы едим и пьем от Него. Иисус Христос остается свободен от нас. Слава Богу! Так же, как это сказано в первом куплете одной старой духовно так богатой песни пашей Лютеранской традиции: «Слово нисходит от Отца, но в то же время навечно остается у Него».
И это так, очень хорошо. Иисус нисходит к нам, но в то же время навечно остается у Отца. Потому что только таким образом Он может освободить нас от нас самих, когда Он остается у Самого Себя и не становится нашим царем по нашему желанию и представлению.
Давайте будем думать об этом всегда, когда мы едим и пьем от Него на Святом причастии: «Господь Иисус Христос! Ты вошел в меня. Но не останься во мне, лучше сделай, чтобы я остался в Тебе. Потому что я не хочу, чтобы Ты стал как я, но я хочу, чтобы я стал как Ты ! Питай меня, образовывай меня, преображай меня. Сделай так, чтобы я стал сообразным Тебе (см.желание св.Павла: к Филипп.3,10).
Аминь.
|