Проповедь к воскресению ROGATE 13.05.2007
Текст проповеди: к колоссянам 4, 2-6
Послание: 1-е к Тимофею 2, 1-6а
Евангелие: от Иоанна 16, 23 Б -28 + 33
Главная песня: «Отец наш, мы Тебе верны» (64)
Перед проповедью: «Чем доле я живу» (117)
После проповеди: «Отче наш, Бог в небесах …» (123)
Дорогая община!
Сегодняшнее воскресенье называется Rogate, что означает «молитесь!» В последнее воскресение мы призывали: пойте! (kantate), сегодня мы призываем: молитесь! Мы знаем, что эти два призыва тесно связаны. Оба должны совершаться «для величания Бога и для созидания человеческой души», ведь так говорит нам Иоганн-Себастьян Бах о музыке.
Но вы сейчас думаете: «Да, это касается музыки, но молитва всегда произносится для величия Бога и для созидания человека». Ничего подобного! – молитва также может идти и не для величания Бога и не для благословения человека, когда она совершается неправильно. Об этом попозже.
Да, с музыкой это все понятно, она может звучать вовсе и не для величия Бога и не для созидания и излечения человека. Это мы знаем из нашей повседневности: например, музыка, которую мы слышим в наших автобусах, не звучит для величания Бога и делает людей только больными (душевнобольными) – очевидно, что это от дьявола.
И это также доказано из мира политики: Гитлер злоупотреблял музыкой Вагнера и Бетховена для идей национал-социализма (фашизма) и Сталин велел великому Шостаковичу писать «социалистическую музыку». Тогда музыка являлась как большая проститутка, которая продается властным этого мира. Это ясно.
Но сейчас о молитве. Может ли она не быть от Бога и не вести к Богу? К сожалению, это бывает. Хотя набожные люди, которые так громко и так много молятся, слышат это не так охотно. Давайте, сначала посмотрим на историю политики. Как часто они злоупотребляли молитвой для моления за победу собственных войск в войне!
Это было так всегда, в истории каждого народа. «Да, но мы, которые так охотно и так от сердца молимся, ведь мы не злоупотребляем молитвой» - я уже слышу вас, как вы это говорите.
Осторожно! Уже Иисус знает, что мы можем также и неправильно молиться, и Он нас об этом предупреждает. Давайте послушаем только Его слова из Евангелия от Матфея 6, 5-8 (читать): «А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него».
И потом следует «Отче наш», Иисус учит нас «Отче нашему», основанию и мере всякой правильной молитвы. В этой молитве нам сказано на все времена, о чем ты должен говорить в молитве: О ВЕЛИЧИИ И ЧЕСТИ БОГА и О НУЖДЕ НАШЕЙ БЕДНОЙ ЖИЗНИ! – все, что не соответствует этим двум основным реальностям, - все это пустословие и лишняя болтовня перед Богом.
Да, молитва – это искусство, и Иисус учит нас этому искусству. И молитва «Отче наш» также построена искусно. Она начинается на самом верху, у Бога и Его величия; затем она спускается оттуда ниже, в нашу маленькую, красивую и все-таки такую бедную жизнь; затем она опять поднимается наверх к Богу и к Его величию и чести: «… ибо Твое есть и царство, и сила, и слава вовеки. Аминь».
О Боге говорится: «Небо, Твое Имя свято, Твое царство, Твоя воля, царство, сила, слава, вечность». О нас говорится только: «хлеб наш насущный дай нам на сей день / и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим / избавь нас от лукавого». Больше ничего – это все. И что за много слов, мы люди, делаем так часто о нас и наших чувствах, как часто мы «болтаем» в молитве!
Нет: хлеб, прощение и избавление, - это все, в чем мы действительно в основном нуждаемся,- и в большем нет! За это мы должны молится, и в этом мы нуждаемся для жизни: «хлеб» - значит: еда и питие, сон, жилье, хорошие друзья, семья; «прощение долгов» - значит: хорошее и справедливое общество, милосердие друг к другу; «избавление от лукавого» - значит: свобода от давления деструктивных сил, свобода от цинизма, отчаяния, глупости, эгоизма, - одним словом, свобода от дьявола в этом мире.
Больше нет! «Отец ваш знает, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него», и поэтому вы ДОЛЖНЫ молится так, как это есть в «Отче наш».
Знаете, многословие и много субъективных, личных чувств в молитве, которые не ориентируются на «Отче наш», являются опасными по трем причинам: 1 – они слишком много говорят о самих себя и не смотрят на величие и честь Бога; 2 – они не принимают всерьез основное положение человека в этом мире: ГОЛОДНЫЙ, ВИНОВАТЫЙ, НЕСВОБОДНЫЙ; и 3 – они отталкивают других людей, которые принимают свою жизнь всерьез, о ней размышляют и имеют свои вопросы ( «во тьме идем мы в поисках источника наших сил / и светом для нас лишь жажда сердец»).
Каждый человек с честным опытом своей жизни не позволяет другому человеку навязывать ему свои чувства и желания, но он в конце-концов, стоя перед истиной и силой молитвы «Отче наш», будет признавать: «Да, это так: ВЕЛИЧИЕ БОГА и БЕДА НАШЕЙ ЖИЗНИ, здесь ясно сконцентрированы».
Ведь так мы только что пели словами русского поэта Фета: «Чем доле я живу: чем больше пережил / Тем повелительней стесняю сердца пыл / Тем для меня ясней, что не было от века / Слов, озаряющих светлее человека», и потом следует «отче наш».
Давайте останемся у молитвы «Отче наш» как у основы и меры всякой хорошей молитвы! Это нам велено Иисусом, Богом и человеком, который действительно лучше всех знал и знает, каков Бог и каков человек: БОГ ВЕЛИК и ЧЕЛОВЕК ГОЛОДЕН, ВИНОВАТ, НЕСВОБОДЕН. Пусть это будет мерой всех наших молитв, но не мы, а именно молитва нашего Господа Иисуса Христа.
И сейчас в конце мы еще раз слушаем текст сегодняшней проповеди: к колосссянам 4, 2-6 (читать).
Ведь там нам ясно сказано, как важна хорошая правильная молитва для нас всех: для проповедника, для общины и церкви и даже для мира вокруг нас – для всех хорошая правильная молитва есть благословение. Для проповедника является благословением и ему это помогает «возвещать тайну Христову» (стих 3 и 4), это значит, показать людям перед глазами личность Иисуса Христа, чтобы Иисус Христос и Его жизнь появились людям и не другие иные человеческие мысли.
Ведь это для нас значит: всегда снова всю нашу жизнь созерцать явление, судьбу, миссию Иисуса Христа…; для общины правильная молитва – благословение, потому что она тогда может «благоразумно» обходиться с миром вокруг нее, значит тогда община и церковь может хорошо критически оценивать мир, значит, может поставить его на свое место, и она может умно «пользоваться временем» (стих5).
И также для мира церковь, которая правильно молится – благословение, потому что она может каждому спрашивающему у нее правильно отвечать (стих 6). И в нашем послании дополнительно еще сказано, что настоящая церковь еще дополнительно молится за людей в обществе и за государство (1-е к Тим. 2, 1-2), но она молится за государство не потому, что оно так хорошо или достойно или даже от Бога, но только из-за того, что оно несет большую ответственность, значит, мы молимся за поддержку порядка и справедливости в этом мире, насколько это возможно.
Хорошая, правильная молитва – благословение для всех, для пастора и проповедника, для общины и церкви и даже для внешнего мира. Поэтому мы хотим следовать за призванием этого нашего сегодняшнего текста: «будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением» (к колосс.2, 2).
Давайте молиться правильно, словами молитвы, которой нас учил наш Господь и Спаситель, давайте молиться словами и мыслями молитвы «Отче наш»: БОГ ВЕЛИК и ЧЕЛОВЕК ГОЛОДЕН, ВИНОВАТ, НЕСВОБОДЕН, и он станет сытым только через Бога, он нуждается в прощении от Бога, и только Бог единственный его освобождает. Пусть только это одно стоит в центре каждой нашей молитвы.
Аминь.
|