Проповедь к воскресению Jubilate 29.04.07.
Текст проповеди: Быт.1, 1-4а + 26-31а + 2, 1-4а
Послание: 1-е Иоанна 5, 1-4
Евангелие: от Иоанна 15, 1-8
Главная песня: «Вознесся Он, и мир спасен» (56)
Вводная песня: «Христос воскресе»
Перед проповедью: «Благослови, душа моя» (105, 1-2 + 7-8)
После проповеди: «Господа славь ты» (67)
Особая песня: «Восхвалим Господа» (21)
Заключительная песня: «Аллилуйя, аллилуйя» (172)
Дорогая община!
Прошлое воскресение было воскресением «Доброго пастыря», Доброго Пастыря Иисуса Христа. Сегодняшнее воскресение посвящено – кому? – конечно, опять Иисусу Христу. Каждое воскресение – воскресение Иисуса Христа, особенно после Пасхи, после Его воскресения. Ведь поэтому мы сегодня, в третье воскресение после Пасхи, опять пели вводную песню «Христос воскресе». Но кем или в чем сегодня, в это воскресение, является нам Иисус Христос?
Евангелие нам сегодня говорит: Иисус Христос – виноградная лоза, истинная виноградная лоза, и мы - ветви. «Я есмь лоза, и вы – ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Иоанн.15,5).
Так, это мы знаем и в это веруем. Мы знаем, что жизнь в этом мире, в этой стране, нелегка, особенно для тех, кто хочет быть и оставаться порядочным, хорошим человеком. Вот что сказал мне однажды здесь один друг: «Манфред, в России очень трудно оставаться порядочным, хорошим человеком». Это мы знаем и видим. Но также мы знаем и видим, что у нас есть много хороших и порядочных людей. И мы как христиане знаем и верим, что люди, которые веруют, есть порядочные, хорошие люди.
Почему? – Потому что наша вера знает: этот мир и это общество – не все, и этот мир и общество пронизано грехом, - но мы не подвержены греху этого мира и человечества. Почему? – Об этом мы только что слышали в послании: «Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1-е Иоанн.5,4).
Но все-таки Библия к сегодняшнему воскресению говорит о мире еще совсем по-другому. Нам говорится: мир – хорош! Бог создал его хорошим. Об этом мы слушаем сейчас в тексте проповеди (читать Бытие 1, 1-4а + 26-31а + 2, 1-4а). Но здесь явно видно противоречие: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (стих 31а), значит, мир – хорош, и «…всякий, рожденный от Бога, побеждает мир, и сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1-е Иоанн.5,4), значит, мир плох.
Да, оба утверждения есть правда, это внутреннее противоречие в нашей вере, это –христианский лютеранский парадокс, о котором мы так часто слышали: мир – хорошее создание Бога, и мир испорчен грехом, мы имеем эти обе истины рядом друг с другом в нашем символе веры: первое отделение – творение, второе отделение – искупление.
Творение Бога – хорошо: свет и тьма, вода и земля, порядок, мужчина и женщина, день праздничный как день отдыха, «и вот, хорошо весьма»! Каждый человек это знает: мы живем добротою творения. Тот, кто еще хорошо знает ритм дня и ночи, тот знает, как каждое утро, когда встает солнце или начинается дождь, - является как новый подарок жизни. Осознанно переживать это и наслаждаться этим –есть упражнение и укрепление в вере.
Мы только что пели это перед проповедью в этой красивой песне на стихи Державина по псалму 103: «Благослови, душа моя…» (читать или петь стих 1). И как все зависит от доброты создателя, живет и оживляется, когда Он обращает Свой лик к нам, и как все унывает и даже умирает, когда Он отвратит Свой лик – это мы пели в куплете 7 и 8 (читать или петь).
И мир плох, создание испорчено грехом. И это мы тоже знаем и в этому верим. Он испорчен до экономики, государственной власти, и даже до религии и церкви, потому что религия и церковь преследовали Иисуса Христа и Его убили, и они могут делать это даже еще сегодня. И тогда наша вера говорит вместе с Иоанном: «Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден...» (читать 1-е Иоанн.5,1-4). СИЯ ЕСТЬ ПОБЕДА, ПОБЕДИВШАЯ МИР, ВЕРА НАША.
Мы побеждаем этот мир, когда мы идем с Иисусом Христом, идем с ним через этот мир и общество!
И сейчас в конце мы еще раз возвращаемся к нашему Евангелию: Иисус Христос говорит: «Я есмь лоза, а вы – ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Иоанн.15,5). Да, без Иисуса Христа мы в этом мире действительно не можем делать ничего другого, кроме глупостей и заблуждений.
Или так сказать: конечно, мы можем многое делать в этом мире, и ведь мы это делаем: мы можем радоваться утру, солнцу и дождю, цветам и животным, всей красоте и доброте творения, у нас есть целое богатство культуры; но мы можем тоже принимать участие во всех ужасных делах этого мира и общества: продолжать загрязнять природу и разрушать ее, дальше врать и обманывать, - и мы же это делаем иногда, нам часто ничего другого не остается, - ведь мы только слабые люди (Иисус в Гефсимании: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть во искушение, дух бодр, плоть же немощна», Матф.26,41), - и ведь мы только простые, бедные, грешные люди (в литургии Святого причастия: «Я бедный, грешный человек…»).
Да, без Него в этом мире мы в результате ничего не можем делать, ничего хорошего не можем делать, мир еще слишком испорчен грехом. Тот, кто хочет быть хорошим человеком, перед Богом хорошим человеком, тот может быть таким только с этим человеком и сыном Божьим - Иисусом Христом (это можно делать только с таким посредником, как Иисус Христос; этим я не хочу унижать доброту других религий и других посредников перед Богом, но для нас единый посредник перед Богом – Иисус Христос).
Как мы от Иисуса Христа получаем силу и пищу к доброй жизни в этом мире, об этом очень хорошо видно в этих словах: «Я есмь лоза, а вы – ветви. Пребывайте во Мне!» В Евангелии от Иоанна всегда снова и снова сказано, кто есть Иисус для нас: Он – добрый пастырь (Иоанн.10), Он – хлеб жизни (Иоанн.6,35), Он – путь, истина и жизнь (Иоанн.14,6), Он – воскресение и жизнь (Иоанн.11,25), и Он – лоза, и мы – ветви (Иоанн.15).
Давайте же всегда будем пребывать в Нем!
Аминь
|