Наша тяжелая жизнь и Бог, к которому мы взываем
Константин Бальмонт
Господи Боже, склони Свои взоры
К нам, утомленным суровой борьбой.
Словом Твоим поднимаются горы,
Камни, как тающий воск, пред Тобой.
Тьму отделил Ты от яркого света,
Создал Ты небо и небо небес.
Землю, что трепетом жизни одета,
Мир, преисполненный скрытых чудес.
Создал Ты рай и изгнал нас из рая.
Боже, опять нас к Себе возврати.
Мы утомились, во мраке блуждая,
Мы согрешили, прости нас, прости.
Не искушай нас бесцельно страданьем,
Не утомляй непосильной борьбой.
Дай возвратится к Тебе с упованьем.
Дай нам, о Господи, слиться с Тобой.
Имя Твое непонятно и чудно,
Все же Отец Ты наш, полный любви.
Боже, нам горько, и страшно, и трудно,
Сжалься, о сжалься, мы дети Твои.
Это стихотворение русского поэта Константина Бальмонта со своей мелодией стало за короткое время одной из самых любимых песен общин Дальнего Востока и за его границами. Почему же?
Ответ находится сразу же в первой строфе. Мы утомлены суровой борьбой в нашей жизни. Константин Бальмонт (1867-1942), друг Марины Цветаевой и тонкий переводчик А.Э.По и А.Рембо, Шелли и Шекспира, написал это стихотворение в конце 19 века, а кажется, что оно написано для сегодняшнего времени. Каждый день нашей жизни есть суровая борьба, и утомление и усталость является признаком наших людей.
Эти слова – русское стихотворение вне времени.
Настояще по-русски звучит также и глубокое объяснение нашего положения в этой утомительной жизни и потеря ориентации: наш грех привел нас туда: «Мы утомились во мраке блуждая/ Мы согрешили, прости нас, прости» (строфа 3). По-настоящему русским является также удивление перед созданием и даже ужас перед «трепетом жизни», и благоговение перед скрытыми чудесами творения: «Землю, что трепетом жизни одета/ Мир, преисполненный скрытых чудес» (строфа 2).
И здесь словом «скрыто» стихотворение оказывается не только по-настоящему русским, но тоже по-настоящему лютеранским! Потому что скрыты не только чудеса творения, скрыт тоже святой Бог! «Имя Твое непонятно и чудно/Все же отец Ты наш, полный любви» (строфа5). Мысли Лютера из его книги «О рабстве воли» о «скрытом Боге» и «открытом Боге» возникают перед нами. Бог как святой и безгранично всемогущий может быть представлен только в ужасе и благоговении.
Но наша вера держится на этом Боге, которого нам открыл Иисус Христос, и к которому мы обращаемся с детским доверием словами «Отче наш».
И к этому Богу обращается вера утомленных, с доверием к тому, что Он будет применять свою безграничную, ужасную силу для нашего блага: «Словом Твоим поднимаются горы/ Камни, как тающий воск, пред Тобой» (строфа 1). Поэтому особенно Ты, Бог, можешь нам помочь: «Господи Боже, склони свои взоры/ К нам, утомленным суровой борьбой».
Это действительно великолепное русское и одновременно по-хорошему лютеранское стихотворение и песня.
Манфред Брокманн, пропст ДВ
|