Евангелическо-лютеранская церковь в России, на Украине, в Казахстане
Лютеранские приходы Дальнего Востока
Владивосток - Уссурийск - Арсеньев - Хабаровск
Комсомольск-на-Амуре - Благовещенск - Чита - Магадан
ALL REGIONS
  Новости
  Домоправители мира сего
  Изображая зло
  Психофизиолог: изучение сознания монахов поможет раcкрыть перспективы жизни
  Семь грехов папы Франциска
  В РПЦ попросили учесть монашество при принятии запрета пропаганды «чайлдфри»
  «Им прививают презрение». Митрополит Приморский Владимир – об отношении мигрантов к русским
  В Петербурге задержали пастора общины Петеркирхе Шварцкопфа
  На Украине сотрудники ТЦК похитили двух священников УПЦ сразу после литургии
  Папа – о выборах в США, посредничестве Китая и защите жизни
  Патриарх Кирилл назвал кощунством сожжение христианских крестов в Косове
  Проповеди
  Проповедь: «Второе воскресенье Адвента 2024»
  Проповедь: «Первое Воскресенье Адвента 2024»
  Проповедь: «Воскресенье Вечности 2024»
  Проповедь: «Предпоследнее воскресенье церковного года»
  Проповедь: «День Реформации 2024»
  Проповедь: «Двадцать второе воскресенье после Троицы»
  Проповедь: «Двадцать первое воскресенье после Троицы»
  Проповедь: «День благодарения за урожай 2024»
  Проповедь: «День Архангела Михаила и всех Ангелов»
  Проповедь: «Семнадцатое воскресенье после Троицы»
  Музыка и пение
  Оглавление сборника песнопений Евангелическо-лютеранской общины св. ап. Павла г. Владивостока
  Хоралы 49-60
  Хоралы 37-48
  Хоралы 25-36
  Хоралы 13-24
  Хоралы 1-12
  Адреса общин
  Пропство Дальнего Востока
  Адреса общин
  Наши реквизиты
  Наши реквизиты
  Евангелическо-лютеранская церковь
  Избранные тезисы М. Лютера
  КРАТКИЙ КАТЕХИЗИС
  Апостольский символ веры
  Мартин Лютер - реформатор
  Какой должна быть истинная Евангельская церковь
  Что такое Лютеранство?
  Это нужно знать каждому
  Остерегайтесь заблуждений
  Древние и современные ереси
  Основные отличия : Католицизм - Православие - Лютеранство
  БИБЛИОТЕКА
  Проповедь: «Второе воскресенье Адвента 2024»
  В РПЦ выступили против идеи запретить преподавание теории Дарвина в школах
  Белый дом объяснил совпадение "дня трансгендера" и католической Пасхи в США
  Проповедь: «Пятидесятница 2023»
  От Далилы до царицы Савской: что опасные библейские женщины рассказывают нам о мужских страхах
  О сущности ординированного служения в ЕЛЦ:
  «АЛТАРЬ РЕФОРМАЦИИ», Лукас Кранах.
  Проблема бессмертия души в Библии и Христианской традиции.
  Тема смерти и скорби в душепопечительстве.
  Религия сегодня. Вопросы, которые Вы боялись задать. ( интервью )

Тема смерти и скорби в душепопечительстве.



1) Что такое душепопечительство?

Мартин Лютер считал, что фундаментальными причинами, вызвавшими реформацию Римско-Католической церкви явилось отсутствие проповеди Слова Божьего и настоящего душепопечительства в Церкви.

Лютер, как никакой другой реформатор, придает большое значение душепопечительству. В его понимании проповедь и душепопечение – взаимосвязаны и неразделимы. Проповедовать и не заботиться о душах – недопустимо.
Душепопечительство, «по-Лютеру», это воспитание себя и других в соответствии с проповедуемым Словом Библии.
Душепопечение – не только право священников, но призвание каждого Христианина.

«Любой хозяин дома обязан учить как детей, так и прислугу.... Потому, что он в доме своем священник и епископ», - писал М.Лютер.

В этом свете, душепопечение есть неотъемлемая часть прпоповеднического служения пастора и Христианина вообще.

2) О теме смерти вообще:

Наверное, нет более нелюбимой человеком темы, чем тема смерти.

Большинство современных людей самоустраняется от всего, что связано со смертью. Сегодня большинство людей рождается и умирает уже не под крышей родного дома, а в клиниках и больницах. Передоверив себя здравоохранению, человек получил иллюзорное освобождение от проблем. Великое Христианское «таинство» смерти, которое еще было актуально в двадцатом веке, превратилось в основном в «тягостную обязанность» для родных и близких. О собственной кончине в основном не принято рассуждать. Даже если родные начинают говорить о близкой кончине, то в основном можно услышать в ответ: «ой, да что ты говоришь.... Тебе еще жить да жить....».

Мы оберегаем подрастающее поколение от раздумий о смерти, утратили мужество говорить о ней в зрелом возрасте, сами отгоняем от себя мысли о собственной смерти....

Русский писатель Михаил Михайлович Зощенко писал в своей философской книге «Перед восходом солнца»:

«Отношение к смерти — это одна из величайших проблем, с которой непременно сталкивается человек в своей жизни. Однако эта проблема не только не разрешена (в литературе, в искусстве, в философии), но она даже мало продумана. Решение ее предоставлено каждому человеку в отдельности. А ум человеческий слаб, пуглив. Он откладывает этот вопрос до последних дней, когда решать уже поздно. И тем более поздно бороться, поздно сожалеть, что мысли о смерти застали врасплох…».

Именно по этому, даже верующие люди, часто приглашают пастора или служителя уже когда их близкий человек умер. Не понимая важности духовного сопровождения человека перед лицом вечности Бога. И хорошо, если семья понимает важность духовного сопровождения как умирающего, так и душепопечение их самих, перед расставанием с близким человеком.

3) Душепопечительство с умирающим.

Не стоит забывать, что приглашение к смертному одру - это ситуация, которая может оказаться тяжелым испытанием для самого пастора или душепопечителя. Что он должен делать и как себя вести? По этому важно, чтобы пастор точно знал, или по крайней мере хорошо ориентировался в обстоятельствах, причинах, движущих мотивах, для того, чтобы знать, как протекают события времени скорби.

1.Причины для страха смерти

а) Обусловленные болезнью причины:

- Мало кто знает, наверное кроме медиков, что состояние подавленности умирающего, и чувство страха часто связано с нарушением функций щитовидной железы.

- Удушье вызывает страхи, которые не редко приходят со страхом смерти.

- Страх перед болями может вызвать или обострить страх смерти.

- Страх перед длительной хронической болезнью.

- Страх перед болью и агонией.

б) Общие причины:

- Страх перед расставанием с любимыми людьми. Это относится к самому тяжелому моменту в жизни, при умирании. Родные могут своим утешающим отношением принести облегчение умирающему.

- Страх, что после смерти нельзя будет больше заботиться о других людях. Особенно молодые отцы и матери мучаются от этого.

- Страх из-за тяжести «напрасно прожитой жизни».

- Страх перед неизвестностью того, «что будет».

в) Религиозно мотивированные причины:

- Страх из-за отсутствия подготовки к смерти: «Обо всем я думал, но только не о том, что сейчас я должен умереть!».

Исследования показали, что подавляющее большинство умирающих людей высказывали религиозные вопросы и тревоги, и именно такие, о которых будучи здоровыми они не говорили.

Например:

- «Я никогда не спрашивал о Боге, а теперь…?!».

- «Я обещал Богу то и другое, но не сдержал слова».

- Страх из-за отсутствия надежды. Там, где смерть оставляет человека без надежды, где «все для него кончилось», там исчезает даже последняя надежда и появляется страх. Страх и безнадежность это неразлучные спутники кончины.

- Страх перед судом. Глубоко в каждом человеке существует некое предчувствие, что настанет «день расплаты». Тогда неподкупный Господь - Судья произнесет над моей жизнью окончательный приговор.

- Страх из-за груза нечистой совести. Перед лицом смерти разрушается любая ложь.

г) Христианин и страх смерти:

Прежде всего, необходимо предостеречь каждого христианина от самоуверенности, как будто бы с ним не может больше ничего случиться. Не напрасно смерть названа в Писании «последним врагом», а умирание «последней битвой», к которой каждый христианин должен приступить «хорошо вооруженным».
Конечно же, смерть для христианина это «возвращение домой», «встреча с Богом», но конечно же, темные мысли, страх и сомнения, посещают и христианина, когда дело идет к концу.

Самуил Келлер имел обыкновение говорить: «Бог иногда бросает своих детей в темноте на ложе».

А в кармане у Мартина Лютера нашли посмертную записку: «Мы нищие, это правда».
Вера не исключает страха перед смертью, но включает его. Но мы, как верующие, не должны этого стыдиться! У умирающего может возникнуть мысль:

«У меня должно быть что-то не в порядке, так как я не могу сказать пастору: «Я желаю разрешиться…».

Конечно, это вопрос духовной зрелости! Но, даже в сомнении и страхе, мы должны снова и снова в доверии переводить взгляд на Иисуса. И конечно, задачей пастора, является объяснить умирающему, что это «нормально».



Так же, что касается подготовки к смерти, важными аспектами является утешение в Слове Божием и, прежде всего, восстановить мир с Богом и людьми.

По этому, задачей пастора, является очистить и сгладить ту вину, которая разделяет умирающего с Богом и людьми. Дать отпущение грехов и последнее Причастие. Важно так же помолиться вместе с умирающим, хорошо, если это будет происходить вместе с его родными. На смертном одре часто нет возможности и сил для всеохватывающей жизненной исповеди, это надо учитывать.

Например я, как пастор, часто практикую «елеопомазание» предлагаемое в послании Иакова 5: 13 — 15, что не часто встречается в практике Лютеранской Церкви. Но, по опыту, является хорошей духовной поддержкой умирающего и родственников, присутствующих при этом священнодействии. Особенно, если сам умирающий не в состоянии исповедаться и принять Причастие.
Ну и конечно плох тот душепопечитель, который сам не верит в то, о чем говорит и проповедует умирающему.
д) Преодоление страха перед умиранием и смертью:

Чем сильнее пережил человек преодолевающую смерть власть Бога в своей жизни по вере, тем увереннее он будет ожидать своего последнего часа.
В «уверенности веры» нам не нужно заботиться о прошедшем, иначе прошлое будет тяготить человека до последней секунды. Кто верит знает, что те, кто принадлежит Христу, уже перешли от смерти в жизнь (Ин. 5,24), а значит может принять и свою смерть.
Это «Да» веры, сквозь сомнения, которые неизбежны, может вслед за Иисусом повторить Богу: «Впрочем не моя воля, но Твоя да будет».

Кто верит, что Христос ведет Своих детей за собой, тот может вполне положиться на Него!

Верующему важно осознавать:

- проходя жизненные этапы веры, которые мы должны преодолеть, следуя за Иисусом, не потерять из виду цель – вечность!

- рассматривать этот взгляд на единство с Богом в вечности, не как дешевое утешение о лучшей загробной жизни, а как мотивирующую силу на пути к цели.на этом пути сознательно определять новые приоритеты, быть помощниками другим людям на их пути к вечной жизни.

- вполне сознательно радоваться вечности, так как самое прекрасное — Царство Божие, еще только грядет!

«Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор 2:9).

2. Подготовка к уходу.

Важной частью душепопечения умирающего является его подготовка к уходу из мира.

- Внешняя подготовка:

Оставишь ли ты после себя, когда ты отойдешь в вечные обители, твой земной дом в хаосе или в порядке? Бог хочет, чтобы ты оставил за собой упорядоченные отношения. (Ис. 38,1)
Это простое слово хочет обратить наше внимание на жизненно важный, но часто пренебрегаемый аспект христианской ответственности. Это составная часть христианского образа жизни, сделать тщательные приготовления, чтобы земное имущество после смерти могло было быть справедливо и рационально распределено между родными.
Первый шаг при подготовке, это принятие человеком факта, что все мы умрем.

Промедление ворует наше время. Промедление также ворует чувство уверенности у наших родных и друзей.
Осознание того, что все мы однажды умрем, не имеет значения, если оно не конкретизируется в благоразумных выводах ежедневной жизни.
Существуют практические предложения:
- Своевременно очиститься – желание многое сохранить и приумножить относится, очевидно, к жизни. По этому, это не малая задача научиться во время разлучаться со всем более или менее обесценившимся. Также эта частица «умирания» может практически подготовить человека к собственному уходу.
- Своевременно раздаривать – многие вещи старый человек больше не использует. Если они вызывают воспоминания или как прежде приносят радость, то это важно и хорошо. Но, например, ценные книги, которые больше не читаются, украшения, которые только очень редко или вообще не носятся, и к которым потеряно внутреннее трепетное отношение, здесь каждый должен проверить себя, не будет ли намного красивее и лучше подарить эти вещи еще при жизни. Доставить радость другим и порадовать свое сердце.
- Принятие горя и болезни – каждая госпитализация больного человека, это предвестник смертного одра, с которого мы в свое время никогда больше не сможем подняться. В дни здоровья мы стараемся чаще всего вытеснить мысли о смерти, но на ложе болезни нам даровано это время, чтобы мы использовали его для одной из важнейших жизненных задач подготовке к смерти. Чтобы мы не избегали похорон знакомых, а сознательно переживали их, чтобы время от времени посещали кладбища и размышляли о собственном конце.
- Научиться отпускать – родители должны научится отпускать детей, дать им возможность стать самостоятельными, не слишком рано и не слишком поздно. Так же при решении профессиональных задач важно своевременно уступить, ввести в курс дела другого человека, отпустить. Также и отношение к земному имуществу должно с годами отличаться готовностью освободиться от него.

- Привести в порядок материальные дела. Сообщи, где лежат сберегательные книжки, где страховые полисы, где ключ от сейфа в банке. Наши сокровища на небе и не важно, что те, кто остался на земле, придают этим земным вещам такое большое значение.
Запланируй свои собственные похороны – строил ли ты планы на свою свадьбу? Планируешь ли ты праздничный обед или вечеринку с друзьями? Что ж тогда удивительного, если планируешь свои собственные похороны? Почему нужно это делать? Если ты этого не сделаешь, то в противном случае оставшиеся должны будут мучиться с принятием решений, которые будут стоить им много труда и душевных переживаний. Родные хотят узнать твои желания. Где ты хочешь быть похоронен? Каким образом? Какие песни должны быть спеты? Есть ли у тебя слова ободрения, которые ты хочешь сказать твоим дорогим людям при прощании? Планирование похорон это твой подарок семье. Никто не может лучше сообщить, что ты хочешь оставить, как личное свидетельство, кроме тебя самого. Некоторые люди, возможно, будут хвалить твои преимущества и замалчивать твои недостатки, однако только ты можешь, если это твое личное убеждение, сказать что-то о твоей любви к Иисусу, о твоей любви к твоей семье и о твоей предстоящей радости на небе.
- Не забудь о завещании. Завещание это последняя воля, которая вступает в силу и не подлежит отмене со смертью человека. Оно определяет, что должно произойти с оставленным им имуществом.
Христианин должен составлять завещание с молитвой и ясно рассуждая. Божья любовь должна преобладать и осознанная Божья воля должна воплотиться в нем. Никто не должен руководствоваться чувствами, особенно негативными при составлении завещания.
Некоторые завещают имущество не только конкретным личностям, а также и церковной общине, по этому важно обсудить это решение с пастором. Это может быть также добрым свидетельством для тех, кто слышит завещание, свидетельством веры во Христа и свидетельством любви к другим.

3. Помощь при умирании.

- Вопрос о правде у постели больного.Никогда так сильно не умалчивается правда из-за любви, страха, малодушия или смущения или просто говорится неправда, как у постели больного и у смертного одра.
По этому важно пользоваться «правдой в любви» (Еф. 4,15). Здесь нет общих рецептов, но под руководством Святого Духа можно найти прямой путь к правде.
В течение 40 лет среди врачей имел силу неписаный закон, что никто не должен говорить «правду» смертельно больному пациенту, но исследования последних 20 лет часто также односторонне подчеркивают противоположное.
Есть больные, которые мучают врача, чтобы он сказал им правду, хотя и не в состоянии вынести ее. С другой стороны есть больные, которые точно чувствуют, что должны умереть и также хотят умереть, но никто не говорит им об этом.
Тогда родственники приходят в больничную палату, каждый знает, что больной должен прожить только несколько дней – но они улыбаются, с трудом, но улыбаются, в руках букет цветов: «Ах, ты выглядишь намного лучше. Видишь, ты поправляешься». И потом говорят о всевозможных вещах, кроме одной, которая ощутимо стоит в помещении, о которой теперь, наконец, нужно говорить и о чем возможно также и умирающий, наконец, хотел бы поговорить. В этой унизительной игре в прятки христиане не должны участвовать.
а) Некоторые причины, которые общепринято приводятся против открытого объявления правды у постели больного:

- Нельзя разрушить надежды больного. Надежда сильнее, чем медикаменты.

- Больного нужно щадить.

- Больной совершенно не хочет знать правду.

- Мысли о возможном ошибочном приговоре врачей. Есть безобидные болезни, которые ведут к смерти и тяжелые болезни, которые заканчиваются не так, как этого ожидали врачи.
Больной умирает спокойнее, когда перед этим не говорилось о смерти. Особенно в случае с молодым человеком, который не может вместить, что его дни уже сочтены, не милосерднее ли будет скрывать серьезность его положения и помочь ему пережить это время так хорошо, как только возможно с помощью обезболивающих медикаментов?
б) Некоторые причины, которые общепринято приводятся за открытое объявление правды у постели больного:

- Уважение к личности и достоинство больного требуют того, чтобы сказать правду.

- Больной и без того догадывается или чувствует правду.

Замалчивание, приукрашивание, завуалирование не способствуют ничему хорошему. Оставшееся еще время должно быть рационально использовано, чтобы подготовиться к вечности.
Открытое высказывание правды делает возможным спокойное и своевременное улаживание внешних и внутренних дел. Когда человек не знает, что время отправление в последний путь близко, то часто дело не доходит до необходимого примирения, жизненной исповеди и т. п.
Открытость действует освобождающе и облегчающе и часто мобилизует удивительные душевные и нравственные силы. Что часто больше всего мучает больного так это неизвестность.
- Замалчивание правды разрушает доверие.
Члены семьи чаще всего не в состоянии и так же часто совсем не хотят говорить больному правду. Часто они хотят даже помешать, чтоб ему сказали ее.
Перед душепопечителем или духовно опытным христианином или таким членом семьи стоит задача, открыть эту правду. Это требует времени и должно произойти с крайней осторожностью, в зависимости от индивидуальности, возраста, внутренней зрелости больного.

4) Фазы и стадии при умирании.

а) Обследования умирающих показали, что они в целом проходят через 5 идущих одна за другой фаз, с которыми христиан тоже должен быть ознакомлен:

- 1 Фаза: Эмоциональный шок, недоверчивое сопротивление, ситуация подвергается сомнению. «Я нет!» - фаза нежелания признать.

- 2 Фаза: Больной защищается от тяжести своей болезни. Гнев и ярость против врачей, судьбы, Бога, других людей, обслуживающего персонала. – «Почему именно я?». Фаза бунта, ярости.

- 3 Фаза: Больной начинает торговаться. Больной с нетерпением ждет еще радости, дня, когда боль проходит. «Возможно все же не я». Фаза переговоров с Богом и людьми.

- 4 Фаза: Глубокая депрессия перед лицом смерти. Фаза глубочайшей печали.

- 5 Фаза: Освобождение, смирение перед неизбежным, согласие умереть. Фаза согласия на свой путь.

Эти 5 фаз нельзя четко разграничить друг от друга. Иногда они существуют одна наряду с другой. Не все люди достигают 5-й фазы. Для христиан осознания близости Бога облегчает позитивное наполнение 5-й фазы.
б) Различные стадии смерти:

- Клиническая смерть – прекращение дыхания.

- Полная стагнация (застой) кровообращения – прекращение сердцебиения.

- Прекращение функции единичных систем органов и мозговых центров.

- Химический распад.

Не возможно установить, как долго человек во время протекания этих стадий еще что-то воспринимает. Каждый человек переживает свою смерть по-разному.

5) Помощь при умирании.

- Душепопечительство над умирающим.

Умирающие нуждаются в нашей поддержке. Теперь они переживают свою последнюю и полную беспомощность. Мы не должны при этом оставить их одних. Но кто действительно хочет помочь умирающему, не должен ни в коем случае руководствоваться страхами или даже пытаться лгать, скрывая то, что происходит. Такое поведение только показало бы умирающему, что находящийся рядом не в состоянии помочь.
Там, где заявляет о себе смерть, должна прекратиться вся лихорадочная суета и атмосферу должна определять благоговейная тишина и уверенность веры. Как и в любом жизненном вопросе, так и здесь имеет силу Слово Божье: «Не бойся, ибо Я искупил тебя, назвал тебя по имени твоему; ты Мой» (Ис. 43).

Некоторые указания, которые должны помочь:

- Будь честен, что касается твоих чувств. Никакой искуственной веселости, признайся в своей беспомощности и тревоге. «Я бы тебе охотно помог, но я не знаю, как!» это честное выражение твоей тревоги.

- Обращайся с умирающим как с человеческим существом. Не препятствуй ему что-то узнать, не скрывай за его спиной, не желай его от всего оберегать, в том числе от семейных дел. Путешествие по долине смертной тени тягостно, но нас ожидает великолепная цель, если мы идем вместе с Иисусом.

- Общение без слов. Человеческая близость так важна. Подержать за руку, положить руку на голову, провести рукой по щекам - это все то же самое, что и обнять, смочить губы водой, удобно уложить в постель, успокоить боль. Умирающий понимает этот язык. Будь хорошим слушателем. Кто болен, тот часто одинок. Первый вопрос у одра больного должен быть: Желает ли смертельно больной, чтобы его посетил душепопечитель? Однако такой визит не может заменить присутствия родных.

- Общение с помощью слов. Утешение словами из Библии; указание на страдания Иисуса ради нас, на его победу над грехом, смертью и дьяволом. Утешение прощением Божьим. Указание на небо и заверение в новой жизни. Знакомые или прихожане легко понимающие выдержки из Библии и песенника, особенно будут к месту. Пожалуйста, никаких приготовленных проповедей. Христиане, которые вынимают Библию и читают из нее длинные отрывки, не сочувствуют умирающему. Когда ты цитируешь отрывок из Библии, то будь внимателен, действительно знаешь ли ты, что он означает?

- Тихая и громкая, короткая и свободная молитва. Совместная молитва например «Отче наш». Возложение рук во время молитвы. Благословить на смерть и возвращение в родной дом в вечное единство с Богом.

Исследования выявили, что у умирающего как понимание поступков, так и слышание часто в хорошем состоянии. Из этого следует задача еще некоторое время, утешая, обращаться к нему, когда он умолкнет и внешне не будет больше подавать признаков жизни.
- Умирающие нуждаются, прежде всего, чтобы укрепили их надежду!Наставления и поучения чаще всего не подходят. Здесь мы должны предложить, описать и представить служение Иисуса. Это надежда относится преимущественно к 3 областям:

- Утешение

- Прощение грехов и освобождение от груза вины.

- Осознание вечной жизни.

Для этого именно в таких ситуациях нужны церковные полномочия, и хорошо, если в общине есть ординированный пастор. Однако, если нет подготовленного служителя, то эти полномочия дарованы Богом каждому христианину, который через такую ситуацию неожиданно может их принять на себя.
6) Время скорби.

Если умирающий, в конце концов уходит в вечность, то его родные и близкие только начинают осознавать боль утраты, а потому особенно нуждаются в душепопечении. Время скорби и утраты, обычно делится психологами на пять, иногда более основных фаз.
Фазы скорби:
Хотя скорбь это очень личная, индивидуальная вещь, есть некоторые моменты, которые переживают большинство скорбящих. Для того, кто объят печалью, а также для его родных и друзей могло бы быть очень полезным знать эти фазы. Конечно эти психологические моменты обязан знать и душепопечитель.

- Фаза шока, отрицание:

Шок вызван смертью близкого человека. Это относится также к случаям, когда смерть уже долгое время предвещалась, например при долгой болезни. Скорбящий находится в состоянии эмоционального паралича .«Это неправда. Невозможно. Со мной такого произойти не могло». Страх является основной причиной отрицания. Вы боитесь того, что произошло, боитесь того, что будет дальше. Ваш разум пытается отрицать реальность, вы пытаетесь убедить себя в том, что в вашей жизни ничего не произошло и ничего не изменилось. Внешне, человек в таком ситуации может выглядеть просто оцепеневшим, или наоборот суетится, активно заниматься организацией похорон, обзванивать родственников. Но это не значит, что он легко переживает утрату, просто он еще до конца ее не осознал.

- Контролируемая фаза:

Она длится чаще всего до погребения и переживается как время «как во сне». Объятый печалью человек занимается подготовкой к погребению, чем приостанавливается шоковое состояние. Погребение помогает скорбящему человеку осознать свою новую ситуацию. Пережитые похороны, где было много оказано поддержки, могут частично утешить.

- Чувство вины и депрессия.
Человек все чаще вспоминает моменты общения с умершим, и приходит осознание – тут мало уделил внимание, там очень резко разговаривал. В голову все чаще приходит мысль: «А все ли я сделал, чтобы предотвратить эту смерть». Бывают такие случаи, когда чувство вины с человеком остается даже после того, как он пережил все стадии скорби.

Этот этап сложнее всего проходит у тех людей, которые держат все свои эмоции в себе, не показывая своих чувств окружающим. А тем временем они истощают человека изнутри, он начинает терять надежду на то, что когда-нибудь жизнь вернется в сове нормальное русло. Находясь в глубокой печали, горюющий не хочет, чтобы ему сочувствовали. Он находится в мрачном состоянии и не контактирует с другими людьми. Пытаясь подавить свои чувства, человек не выпускает свою отрицательную энергию, таким образом, становясь еще более несчастным. После потери дорогого человека, депрессия может стать довольно трудным жизненным опытом, который оставит отпечаток на всех аспектах жизни человека. В это время человек, по возможности не должен оставаться один.

- Фаза между «жизнью и смертью»:

В это время начинается процесс тяжелого преодоления скорби. Необходимо духовно справиться со всем, что за этим последует. Ключевые слова: одиночество, чувство вины по отношению к умершему, опасность идеализации умершего, поиск виновных, чувство оставленности людьми и Богом. В это время скорбящий нуждается в помощи извне, но часто его бросают одного. При этом сам он разрывается: он желает помощи точно так же, как и желает одиночества. Хорошо продуманные попытки отвлечь, при этом обычно мало помогают. Так как сочувствующие не достаточно серьезно относятся к реальной потере, и не помогают скорбящему пережить суровую действительность и справиться с потерей. Именно в это время друзьям и посторонним необходимо много чуткости, чтобы конструктивно поддерживать скорбящего. Это обстоятельство должен учитывать и душепопечитель.

- Новый поворот к жизни:

Скорбящий постепенно возвращается в реальность. К умершему устанавливается реалистичное отношение, появляется новое отношение к живущим. Но и после этого скорбящему необходимо время, не напрасно этот период называют «годом скорби».
Этот процесс протекает не автоматически. Преодоление скорби может и не удаться, и это приводит к постоянному психическому расстройству скорбящего.

В нижеследующем приводятся условия, которые являются решающими при преодолении скорби:
- Не нужно мешать скорбящему выразить свои чувства, как и жалобы и обвинения, также и против Бога!
- Через смерть скорбящий попадает в эмоциональный хаос. Он может быть в первую очередь приведен в порядок тем, что он выработает свое отношение к умершему: не будет ни возвеличивать его достоинства, ни замещать его другими, а научится реалистично видеть его таким, какой он был.
- Смерть близкого должна быть принята скорбящим как реальность.
- Скорбящий нуждается в помощи для поворота к новой жизни. Это особенно относится к фазе «между жизнью и смертью». Именно в это время решающее значение имеет душепопечительская поддержка. В конце концов, человек постепенно начинает жить дальше.

7) Заключение.

В заключении следует признать, что все данные советы, не в состоянии коснуться всех вопросов, которые касаются такой обширной темы, как тема смерти и скорби.

Нам всем, как Церкви в целом, так и отдельным душепопечителям необходимо работать над этой трудной тематикой. Обретать практический и духовный опыт, которым можно будет делиться с другими и духовно возрастать самому.




п. Александр Лапоченко, г. Арсеньев.