Проповедь к 5 воскресению после Троицы 19.07.2006
От Иоанна 1,3 5-42
Первое послание к коринфянам 1, 18-25
Евангелие от Луки 5, 1-11
Вводная песня «Благослови, душа моя» (папка 111, 1-2 + 6-8, обратить внимание 2 абзаца = 1 строфа)
Главная песня «Боже, славим мы тебя» (папка 73, 1-4)
Песня перед проповедью - как обычно
После проповеди «И пусть другой идет искать» (папка 22)
Дорогая община!
Мы сегодня уже много пели о церкви: в главной песне: «Церковь на земле Твоя\ Твое имя воспевает», только что в песне перед проповедью «.. .И здесь Ты храм себе построишь ...». И мы слышали в наших текстах сегодня тоже о церкви, даже уже в послании. Там Павел говорит «мы».
«Мы», да это мы все, это церковь. «Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и иудеи требуют чудес, а эллины ищут мудрости, а мы проповедуем Христа распятого, для иудеев - соблазн, для эллинов -безумие, для самых призванных, иудеев и эллинов, - Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1 Кор. 1, 21-24).
Здесь весьма ясно сказано: мы, верующие во Христа, другие, чем этот мир снаружи, мы - другое общество.
Мир, это общество вокруг нас, в котором мы тоже живем, - экономика, политика, культура,- покупать и продавать,- водить машину и сбивать машиной,- рождать детей, воспитывать их и отпускать их в неизвестный мир, - писать книги и читать книги, -концерты слушать и «устраивать концерты» другим, - посещать театр и «делать театр» самим, - вся активная деятельность культуры, экономики, политики, - усталым приходить домой, ужинать и смотреть телевизор, - радоваться и сердиться, - большие планы строить,- праздновать праздники, но и не праздновать больше, потому что денег нет, -или делать программы для образования общества, - управлять этой огромной страной относительно хорошо и все же плохо, - давать приемы, много говорить, политические заявления делать и не выполнять их, - приглашать на выборы, и многие туда уже не идут, -заниматься бизнесом, чтобы в конце однажды самому получить кусочек от богатства этого мира, или просто для того, чтобы кормить себя и свою семью, - покупать дома в Болгарии или на Филиппинах, или просто бороться за то, чтобы быть в состоянии здесь оплатить свою квартиру, или оберегать свою дачу, - зависеть от своего настроения, зависеть от погоды, - плохо спать и хорошо спать, быть здоровым или больным, - и при этом еще эти «милые соседи» и домоуправ, - и при этом еще глупый шум в автобусах, - и всегда снова крутиться и всегда суетиться, - - да, для чего же ты в сущности живешь?
Глупый вопрос, который может быть умным только для того, кто серьезно задумывается об этом. Ведь разумеется, что жизнь имеет смысл. Но какой? Ты просто дальше живешь, почти автоматически, не задумываясь, под давлением каждодневной жизни, и вдруг ты умираешь.
Всегда эти заботы - как завтра пойдет дальше. И всегда большие планы и маленькие надежды, чтобы все стало лучше («все будет хорошо»), и всегда только снова красивые речи, за которыми не следуют дела, и которые ничего не меняют.
Да, и тоже проповедь здесь, в церкви, легко может быть только такой красивой речью (или даже иногда вообще некрасивой). Да, и тоже наша христианская вера, которой мы так гордимся, может стать чистой иллюзией.
Да, МЫ, церковь в отличие от этого мира и общества, да, Слово Божие и наша проповедь, да, Господь Иисус Христос и наша вера! Что же это все - величие и сила перед властью, деньгами, грандиозными программами, властью экономики, рекламой, телевидением, автомобилями в этом мире? - Не много!
Так говорит тоже Павел, этот умный интеллигентный человек и христианин очень ясно: мы вообще не можем предложить много. По сравнению со всеми умными программами этого мира и общества, со всеми этими большими претензиями экономики, политики и культуры, со всем этим большим и маленьким театром в этом мире, у нас нечего больше предлагать, чем Иисуса Христа, и даже не просто Иисуса Христа, - ведь Он может опять стать великим вождем, которого я для себя самого делаю согласно своему желанию и богочестию: «Ты мой Господь, каким я Тебя вижу и которому поклоняюсь», - нет, мы имеем Иисуса Христа только РАСПЯТОГО, «А мы проповедуем Христа распятого, для хранителей порядка - соблазн, и ддя поклонников культуры - безумие!» (1 коринф. 1,23)
Павел говорит это несколькими стихами позже еще яснее: «Ибо я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом РАСПЯТОГО» (1 коринф. 2,2).
Так, и о чем это нам говорит, - «Иисус Христос - распятый»? Это говорит нам, что не тот в конце прав, у которого большие планы по улучшению мира, даже еще не тот, который имеет от этого успех, - (успех - короток), нет, прав тот, у которого сокрушение и страдание!
И прав тот, который видит и понимает, что всякий успех, всякая удобная жизнь в этом мире, в основном идет за счет других; всегда страдают другие люди, когда некоторые имеют свой успех и уютную жизнь. «Кто может вместить, да вместит» (от Матфея 19,12), но это так. Ведь в это мы сами верим, когда мы говорим, что Иисус Христос умер от .. .наших грехов.
Достоевский сказал раз очень правильно: «Когда все на нашей земле познают и признают, что они все совиновники всего страдания на этой земле, тогда наступит царствие Божие».
Дорогая община! В основном мы все чувствуем, что это так. В основном мы все имеем чувство, что все программы экономики и политики, все болыпие культурные мероприятия не спасают нас. Что есть, например, концерт Мендельсона по сравнению со смертью старой женщины?
Ничто не защищает нас от смерти, и в грехе и страхе все мы барахтаемся: все эти стремления «еще лучше жить, еще больше кушать и пить, еще больше купить» - это происходит от страха перед потерями, от страха перед смертью, от страха пустоты. Но стать пустым, быть пустым - это старый совет мистиков, потому что это делает свободным.
Дорогая община! Мы все чувствуем, что то, что предлагает нам мир, его реклама и программы, нас не насыщает. В этом состоит причина того, почему многие из нас любят петь эту литургию: «Во тьме идем мы в поисках источника наших сил/ И светом для нас лишь жажда сердец». И особенно один предприниматель сказал мне, что это точно то, что он хорошо понимает.
Человек экономики смотрит сквозь недостаток своего занятия. «Должно быть еще больше, чем все» - пел один бард. Этот мир и его предложения не делают нас и нашу душу сытыми. Эта жажда большего, настоящего духовного богатства, это то, что мотивирует человека посещать церковь, или встать на путь поиска того, о чем церковь всегда говорит, или просто сказано: ступить на путь Христа, следовать Ему.
И такими историями следования за Христом являются Евангелие, которое мы сегодня слушали- призвание Петра (от Луки 5, 1-11) и наш сегодняшний текст проповеди от Иоанна 1, 35-42, этими словами сейчас я заканчиваю (читать от Иоанна 1, 35-42).
Иисус сказал Петру: «Ты Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит «камень», и в другом месте от Матфея 16, 18: «И на сем камне я создам Церковь Мою».
Да, на вероисповедании и признании таких людей, которые ищут больше, чем этот мир предлагает, и при этом находят Иисуса Христа и затем следуют за Ним по Его пути ко кресту, - строится наша церковь.
Аминь.
|