Проповедь к 23. воскресению после Троицы, 30.10.2005 г.
Текст проповеди Иезекииль 34, 1-2 + 10-16 + 31
Послание 1 Петра 2, 21Б-25
Евангелие от Иоанна 10, 11-16
Главная песня «Господь мой пастырь навсегда» (папка 59)
Песня перед проповедью «Господи, Боже, склони свои взоры» (папка 111)
Песня после проповеди «Хвали же Бога в песне» (папка 48)
Дорогая община!
Песня, которую мы только что пели, нам хорошо известна. Она поет о нашей трудной ежедневной жизни. Она заканчивается словами: «Боже, нам горько, и страшно, и трудно\ Сжалься, о сжалься, мы дети Твои. Мы говорим, что мы Божии дети, зто значит: мы говорим: Он – наш Отец. И мы обращаемся к Нему с просьбой о помощи, защите и утешении. Это наш Отец небесный, как мы говорим о Нем в «Отче наш».
Но тоже есть настоящие отцы на этой земле. Это даже знают те, кто не верует в Отца небесного. И они тоже знают, что быть Отцом - это большое дело и большая ответственность, или они этого не знают, и это тоже бывает. Но дети знают, что они должны обращаться к отцу или к матери, они знают это инстинктивно. И есть еще другие отцы, духовные отцы. Они даже бывают в светском мире, когда кто-то говорит старшему: «Ты мой духовный отец», значит, я обращаюсь к тебе за советом и за помощью, ты мой образец.
И еще есть люди в церкви, которые являются духовными отцами или матерями. И у них есть осознание, что они получили это от Бога, что Бог дает им эту особенную ответственность и мудрость. И такие отцы были всегда, которые заботились о благе людей или народа. И о них сегодня говорит наш текст проповеди ( читать Иезекииль34, 1-2+10-16+31).
Эти духовные отцы называются здесь «пастырями». И на них Бог обрушивается с жесткой критикой. Потому что они не заботятся о доверенных им людях, но только о самих себя. Этими духовными отцами была во времена ветхого завета тогдашняя «церковь», но и одновременно тогдашнее «правительство». Конечно, что «правительство» так обходится со своим народом, что оно больше думает о самом себе, чем о людях, это мы знаем из истории и из современности.
Но что одна «церковь» и «священство» так обходятся с доверенными им людьми, что они и их «духовные отцы» не дают им совета и помощи, но только думают о самих себя, это, конечно, скандал, и поэтому Бог здесь говорит: «Вот, я Сам отыщу овец моих, и осмотрю их» (стих 11). И тогда Он отправит своего настоящего сына, Иисуса Христа, и Он есть добрый пастырь своих людей, о котором мы сегодня в послании и в тексте Евангелия слышали, и в главной песне пели. И как этот действительный пастырь должен быть и есть, об этом говорят эти чудесные слова Бога из уст пророка Иезекииля:»Потерявшуюся отыщу, и угнанную возвращу, и пораненную перевяжу, и больную укреплю, а разжиревшую и буйную истреблю, буду пасти их по правде» (стих 16).
Таков Иисус Христос, наш великий пастырь, «пастырь и блюститель душ наших» (1Петра, 2,25), как мы слышали в послании, и все пасторы и епископы нашей, Его церкви, все духовные отцы и матери нашей церкви, стоят в Его наследии, потому что «Он оставил нам пример, дабы мы шли по следам Его» (стих 21). Это касается в основном всех людей Его церкви и наших общин. Это имеет силу, конечно, особенно для всех тех, кто несет ответственность в нашей церкви: следовать за Христом! И существовать для бедных людей!
И это имеет особенную силу для пасторов и духовных руководителей общин: следовать за Христом и существовать для людей! Ты имеешь право обращаться к ним и просить их о помощи, ведь они являются нашими духовными отцами и матерями.
Но сейчас в конце еще одно очень важное замечание. Это не должно так звучать, как будто мы все,- мы члены общины, мы духовные отцы и матери, мы члены совета общины, мы сотрудники, мы пасторы - должны еще больше и больше делать и работать. Это было бы совершенно неправильно, не по-человечески и не по-евангелически. Ведь Евангелие не загружает, но разгружает, оно не тяготит, но освобождает. (Галатам 5, 1)
И мы стоим на границе нашей выносливости, мы все в наших общинах на Дальнем Востоке, мы все здесь во Владивостоке. Это каждый из нас знает. Недавно кто-то из членов совета общины сказал:»Я не знаю, как я дальше справляюсь со своими обязанностями», и это есть особенный ответственный ценный человек нашей общины.
Мы все знаем, как трудна наша жизнь, что мы все, как в нашей песне правильно поется «утомленны суровой борьбой». Мы просто не можем делать больше. Конечно, некоторые члены общины могли бы немного помогать чистить церковь (мыть) или подготавливать чаепитие после богослужения, да.
Но те действительно ответственные люди нашей общины вряд ли могут делать что-то больше. Это не идет. И если это не идет, тогда остается только смотреть, что будет.
И сейчас спрашиваются руководство общины, духовные отцы и матери, пастыри.Ведь они должны помогать, утешать и советовать. Должны ли они? И это тоже звучит, как ужасное бремя, при этом хорошо знающим свою Библию идет в голову следующее: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Галатам 6,2).
«Закон Христов» - тоже такое слово, которое не подобает Иисусу Христу, я думаю, Павел хотел это поставить в кавычках. Но как бы то ни было: это действительно по-христиански, когда один помогает другому нести свое бремя. Но кто, например, помогает председателю совета общины или пастору нести свое бремя? Это мы не знаем точно: делают это жена или друзья или….? В озновом, это делает только Иисус Христос, через людей конечно, но только Он может это делать.
Писатель нашего послания Петра, из которого мы черпали сегодня свою лекцию, о пастыре и блюстителе наших душ, очевидно, был хорошим опытным душепопечителем, потому что он пишет: «Все заботы ваши возложите на Него, потому что Он печется о вас» (1 Петра 5, 7). Это напутственное слово к моей ординации, которое я очень люблю, потому что оно мне помогло идти через жизнь как пастору и душепопечителю. Я хочу рекомендовать это всем, кто несет так много ответственности в нашей церкви:» все заботы ваши возложите на Него»!
Это очень разгружает. Как это идет? Да, дорогие мои, это значит : просто смотреть на Иисуса Христа, и следовать за Ним день ото дня. Это, конечно, длительный процесс, но путь, полный чудес и интересная богатая жизнь. Не существует быстрого рецепта, здесь ты сам должен вступать на свой путь и пережить его.
Но одно я могу здесь уже конкретно сказать: это Иисус говорит, например: «Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем, довольно для каждого дня своей заботы» (от Матфея 6, 34).
Сейчас так много говорится о кризисе в нашей церкви и общине. Плохо ли это? В основном, это нормально и в порядке, потому что церковь всегда должна иметь скорбь и трудности в этом мире. Иисус тоже имел в нем скорбь и трудности. И кроме того, наверное, имеется немного преувеличения и нервозности во всех этих словах о кризисе.
Недавно один член совета общины совершенно правильно сказал мне:» не община находится в кризисе, но управление общиной». Это касается всех нас, которые несут ответственность в руководстве общиной. Что помогает? Оставаться вместе, и смотреть на Иисуса Христа, и существовать для бедных людей. «ИБО … ХРИСТОС ПОСТРАДАЛ ЗА НАС,ОСТТАВИВ НАМ ПРИМЕР, ДАБЫ МЫ ШЛИ ПО СЛЕДАМ ЕГО» (1 ПЕТРА 22).
Так мы будем еще много вместе испытывать и жить дальше. АМИНЬ.
|