Проповедь: «День Реформации 2024»
Рим. 3: 21 — 28.
Матф. 5: 1 — 12.
«Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять...» (Ефес. 2).
«Благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа. Аминь».
Дорогие братья и сестры! Сегодня мы отмечаем особый праздник, особое событие в истории мира и Церкви - «День Реформации».
31 октября 1517 года, доминиканский монах, священник и доктор богословия Виттенбергского Университета Мартин Лютер, прибил, как гласит «предание», свои знаменитые «95 тезисов» о Христианской вере к воротам церкви. Эта богословская работа, неожиданно даже для самого Лютера, вызвала в средневековом обществе эффект разорвавшейся бомбы! Эти «тезисы» привели общество и Церковь, к тому, что сегодня мы называем - «Реформацией»...
Реформация представляла собой величайший переворот в духовной сфере, которая в ту эпоху почти полностью определялась религией, стала подлинной революцией в сфере сознания человека, привела к полному перевороту в мыслях, убеждениях и религиозной практике миллионов людей...
Лютер расписал по пунктам, почему он выступает против торговли папскими грамотами на отпущение грехов. Он утверждал, что искреннему верующему не нужны посредники между ним и Богом. Его тезисы взбудоражили всю Германию, «пробудили ото сна» всех, кому было дорого Слово Евангелия!
Главное следствие Реформации — возвращение к авторитету Священного Писания, прямое обращение верующих к Божественному откровению без посредников в виде многочисленной церковной иерархии...
Известно высказывание Карла Маркса о Лютере:
«Он превратил священников в мирян, превратив мирян в священников. Он освободил человека от внешней религиозности, сделав религиозность внутренним миром человека ... ».
Одним из важнейших следствий Реформации стало массовое развитие грамотности и создание целой системы начального образования в Протестантских странах. Осуществлённый Лютером перевод Библии на немецкий язык сыграл огромную роль в истории германской культуры, положив начало формированию современного литературного немецкого языка. В свою очередь, развитие единого национального языка способствовало культурному сближению разобщённых германских земель. Библия Лютера легла в основу немецкого образования. Во многом сходную роль сыграли переводы Священного Писания, сторонниками реформ, на другие национальные языки.
Повсюду Реформация способствовала подъёму национального сознания.
Вместе с тем Реформация имела огромные социально-экономические и политические последствия. В результате её произошло колоссальное, невиданное раньше перераспределение собственности, прежде всего земельной... Возникли целые категории новых собственников, промышленников, меценатов...
Теперь работа человека является не просто способом заработка, а его христианским призванием и служением другим людям.
Изменилось и понимание «Права» — стало утверждаться представление о том, что у человека могут быть не только обязанности, но и неотчуждаемые, неотъемлемые права как человека и личности.
Не провозглашая никакого социально - политического идеала, не требуя переделки общества в ту или иную сторону, не совершая никаких научных открытий и достижений в художественном творчестве, Реформация изменила сознание человека, открыла перед ним новые духовные горизонты.
Человек получил возможность самостоятельно мыслить, освободился от авторитарной опеки Папства и Церкви, получил высшую для него санкцию — религиозную, на то, что только собственный разум и христианская совесть могут подсказать ему, как следует жить и реализовывать себя как человека и христианина.
Реформация способствовала появлению человека нового, «буржуазного общества» - независимого индивида со свободой нравственного выбора, самостоятельного и ответственного в своих суждениях и поступках. В носителях Протестантского богословия, выразился новый тип личности с новой культурой и отношением к миру.
В эпоху Реформации в Европейских странах создавались и укреплялись национальные Церкви, благодаря чему происходило усиление светской власти и централизованных государств современного типа.
Начавшись в Германии, Реформация охватила такие страны как: Англию, Швецию, Францию, Швейцарию, Данию, Австрию, Нидерланды, Венгрию и другие Европейские страны...
Уже при Иване Грозном в Москве появились первые Лютеранские общины, а также была построена первая Лютеранская церковь. Ещё при жизни Лютера, в Россию начали приезжать купцы, инженеры и другие специалисты, исповедовавшие Лютеранство, Реформатство и другие Протестантские направления. Впоследствии многие из этих людей и их потомков оказались на Государевой службе.
Лютеранство оставило достаточно глубокий след в Российской истории, поскольку в восемнадцатом-девятнадцатом веках, значительная часть представителей генеральского корпуса и чиновничества состояла из русских немцев, а так же других национальностей, и принадлежала к Протестантским исповеданиям...
Всем известны такие имена в Российской истории, как:
Пастор Эрнст Глюк — живший во времена Петра 1го и учредивший первую в России светскую школу для юношей.
Генерал Адам Вейде — написавший первый воинский «Устав» Российской Армии.
Генерал — Фельдмаршал Петр Ласси — отвоевавший у Турок Крым при Анне Иоанновне, участник многих славных походов.
Такие имена, не нуждающиеся в пояснении как: Михаил Богданович Барклай-де-Толли, Витус Ионассен Беринг, Иван Фёдорович Крузенштерн, Георг Вильгельм Стеллер, Адмирал Фердинанд Врангель, Владимир Иванович Даль, Петер Карл Густавович Фаберже, Карл Павлович Брюллов и многие другие...
Мастера, врачи, предприниматели, ученые, архитекторы, писатели и художники...
Все — Славные Сыны России! Все — духовные чада Реформации!
Реформация имеет не только огромное историческое или политическое значение, она несет в себе и огромное духовное значение! Ее эффект ощущается в каждом из нас, сегодня и в самых разных сферах, но особенно это касается сущности Христианской жизни... Всякая истинная Реформация - это возвращение к истокам Христианской веры, к Священному Писанию, к Самому Христу, как Искупителю и Господу твоей жизни!
Напомню вам о пяти основных принципах Реформации:
Sola scriptura (только Писание)— доктрина о том, что Библия является единственным боговдохновенным и аутентичным Словом Бога, единственным источником христианских доктрин, ясным и самоинтерпретируемым. Эта доктрина послужила причиной отказа от таких традиций в христианстве, которые противоречат букве и духу Библии или не имеют чёткого подтверждения в Священном Писании.
Sola fide (только вера) — доктрина о том, что прощение и спасение можно получить только личной верой в Иисуса Христа как Спасителя.
Sola gratia (только благодать) — доктрина о том, что спасение приходит к человеку только как Божья благодать, как незаслуженная милость, а не как что-то заслуженное самим грешником. Это значит, что спасение — незаслуженный нами дар от Бога, ради Иисуса Христа.
Solus Christus (только Христос) — доктрина о том, что Христос является единственным посредником между Богом и человеком, и что спасение возможно только через веру в Него.
Soli Deo gloria (только Богу Слава) — доктрина о том, что человек должен почитать и поклоняться только Богу, только Ему воздавать Славу и честь.
Во всех этих принципах прослеживается прежде всего личная ответственность человека перед Богом, за свою жизнь, за свою веру, за свои дела, и одновременно ответственность Бога за твое спасение! Таким образом, человек получает неограниченную свободу действовать в христианской любви к ближнему, творческий потенциал реализовывать себя как личность, в спасающем тебя Иисусе Христе!
Люди любят говорить о важности свободы, особенно в наше, «современное время». Вот и Иисус сегодня тоже говорит тебе о свободе... И что же, по Его мнению, свобода для человека?
Наверное, многих это удивит, но для Него свобода - это Его дар. Никто не может по-настоящему стать свободным, если не освободит Его Сын Божий:
«Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными... Всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете. » (Ин.8).
Вот о какой свободе говорит Иисус — о свободе от греха и несовершенства... Многие могут стать свободными, если Бог освободит их, если они позволят Христу изменить их жизнь... И Надежда есть. На Бога, на Его Слово, Его Церковь, и спасительные Таинства Христовы.
Именно об этой свободе и свидетельствует наш реформатор Мартин Лютер, призывая христиан к реформации собственной жизни. Реформации во Христе. Потому что Реформация — это обновление, обновление не внешнее, но внутреннее, духовное, ежедневное обновление во Христе!
В 1521 году, на сейме в Вормсе, перед духовенством и Императором, Мартин Лютер произнес знаменитые слова... Вся мощь Католической Церкви и светской власти заставляла его отречься от Евангельской веры! На что он произнес великие слова:
«Если я не буду убежден свидетельствами Священного Писания и ясными доводами разума — ибо я не признаю авторитета ни пап, ни соборов, поскольку они противоречат друг другу, — совесть моя Словом Божьим связана. Я не могу и не хочу ни от чего отрекаться, потому что нехорошо и небезопасно поступать против совести. На сем стою и не могу иначе. Бог да поможет мне... Аминь.»
Держитесь Слова Божьего и Истинной Церкви Христовой, в которой Слово и Таинства Божьи преподаются верно, согласно Апостольского Учения Христова. Стойте на нем, и никак иначе, и да поможет нам всем Любящий, Милосердный и Добросердечный Бог. Ибо мы - наследники великой Реформации, мы - Христиане, мы - представители Христа на Земле! Аминь.
Проповедь пастора Александра Лапоченко, г. Арсеньев 2024г.
|