Проповедь: «Одиннадцатое воскресенье после Троицы»
Ефесянам 2: 4-10.
Лука 18: 9-14.
«Сложный выбор»
«Благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа. Аминь»
Дорогие братья и сестры! Согласитесь, что в Церкви есть определенный порядок, определенные установления, определенные традиции, как очевидно и в духовной жизни человека... Кого, по нашему мнению, любит Господь? Естественно, на ум любому верующему, скорее всего придет стих из 145 псалма: «Господь любит праведных...»
«Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что́ приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк.18:10–14).
У меня складывается впечатление, что Иисус, часто намеренно любит «шокировать» Своего слушателя... Любит переворачивать привычные нам вещи, как говорится - «с ног на голову»...
Итак, перед нами сегодня парадокс... Христос приводит своим слушателям в пример не многословную молитву почтенного, верного традициям и Торе, и всеми искренне уважаемого хранителя общественных устоев - «фарисея», а презренного - «мытаря»...
Это, если задуматься, совершенно непонятно нашему человеческому уму! А потому, будем сегодня размышлять...
Удивительная вещь, Иисус ни разу не обличил ни блудниц, ни грешников, ни мытарей, ни разбойников, но со всей силой Божественного гнева отторгал от Себя мнимых «праведников», внешних служителей Закона... Из всего Евангелия мы видим, что нет более ужасных преступников перед Богом, чем те, грех которых состоит в том, что они «праведны» только в своих собственных глазах...
«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония...» - это слова Иисуса.
Некий человек пришел в лес, чтобы выбрать себе дерево на доски... И увидел он два дерева, стоящие рядом... Одно было гладким и стройным, но с гнилой сердцевиной внутри... Другое снаружи было шероховатым и невзрачным, но со здоровой сердцевиной... Вздохнул человек и сказал самому себе: «На что мне это гладкое и высокое дерево, раз оно гнилое и на доски не годится? То, другое, хоть и шершавое, и невзрачное, но, по крайней мере, внутри здоровое...».
И, не долго думая, он выбрал второе дерево...
Так и Бог из двух людей выберет для употребления Своего не того, кто внешне выглядит «праведным», но того, у кого сердце исполнено здравым рассуждением о самом себе...
Не милы Богу гордецы, очи которых непрерывно обращены к Небу, в то время как сердца их исполнены «земли»... Потому милы Ему скорее смиренные и кроткие, очи которых опущены к земле, а сердца исполнены Неба!
Создатель человечества, больше любит, чтобы люди перечисляли Ему свои грехи, а не свои добрые дела... Ибо Бог есть «Врач», спешащий к постели больного и спрашивающий: «Что у тебя болит?». И мудр тот человек, который воспользуется присутствием Врача и расскажет Ему обо всех своих болезнях и немощах...
И действительно болен, при чем на всю голову тот, кто, скрывая свои болезни и немощи, начнет хвалится пред Ним своим здоровьем... Как будто врач посещает человека из-за его здоровья, а не из-за его заболевания!
Иоанн Златоуст как-то сказал: «Зло – грешить, но здесь возможно помочь; однако грешить и не говорить о сем - есть величайшее зло, ибо тут помочь уже невозможно...».
Как говорят современные психологи: «Начало решения проблемы человека, в признании человеком наличия у него проблемы...».
В сердце мытаря живет именно глубокое осознание того, что он проиграл человеческой праведности... Это конец! Его ненавидят люди, презирают собственные дети, не общаются соседи... Да и сам он себя, по сути ненавидит и презирает... Он никому не нужен... Он словно испорченная деталь... Ненужный элемент... Ему нет места в этой жизни... Вор, предатель, отверженный людьми и Богом...
И вся его жизненная «стабильность», держится лишь на милости работодателей-оккупантов, для которых он просто винтик системы... Все идеи, как что-то изменить в своей жизни, как выйти из этой круговой поруки, давно закончились... А потому и стенает он: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!». Больше и сказать нечего... Нечем похвастаться, нет ни заслуг, ни добродетелей... Состояние полного духовного фиаско!
Мытарь всем своим существом перестает ощущать в себе какую бы ни было опору... Он словно висит в пустоте над бездной... Только одна теперь надежда — Бог. Только на Его милость и осталось уповать... И он молится с такой силой, будто только эта молитва и держит его над пропастью...
Из глубины всего своего существа, а Богу, оказывается, только это и нужно... Нужно, чтобы ты, в человеческом бессилии упал на колени перед Крестом Христовым и до боли в суставах, уцепился всем своим существом за него!
Так Иисус указывает нам на один из фундаментальных духовных законов Евангелия. Бог откликается не столько на наши слова, сколько на наше сердечное состояние! Ему приятно, когда нам вдруг перестает нравиться образ самих себя - «хороших», который живет в нашей голове... Он там, где у нас заканчиваются все возможные оправдания своих «неприглядных» поступков и гордость за свои якобы «хорошие»...
Он там, где рушится удобная и комфортная для нашего больного самолюбия картина мира... Он там, где мы уже не можем оставить свое последнее слово за собой... Он там, где пропадают всякие иллюзии, фантазии и мечты о том, что в этой жизни кто-то, или что-то, кроме Бога может наполнить и насытить наше пустое сердце...
Одним словом, Он там, где человек перестает ощущать опору в себе, в своих талантах, благосостоянии, в своем окружении, в своих поступках... Это моменты, когда наша душа словно погружается во тьму и пустоту безысходности... Будто умирает она для всего того, на что она раньше надеялась и за что мнимо держалась... Именно в этой тьме мы можем родить настоящий молитвенный вопль!
Именно в этой «тьме», по настоящему рождается истинная надежда! Вопль человека, которому не на кого надеяться, кроме как на Бога. И Он ждет нас именно в этой тьме... Для этого Он и пришел... Пришел, чтобы умереть, спуститься в ад и вывести из него всех, кто жаждал и надеялся на пришествие Спасителя... Пришел, чтобы вывести нас к свету Своего Воскресения и дать нашему сердцу Его, только Его Пасхальную радость!
Только так можно по настоящему ощутить и понять благодать! Нечто совершенно тобою не заслуженное, не заработанное, не положенное тебе по некоему статусу!
Покаяние — это не временный эмоциональный порыв, это не успокоенность на том, что вместо концертов и рынков, ты стал в воскресный день ходить в храм... Покаяние должно стать состоянием нашего сердца, духовным трудом всей жизни, до гроба, до последнего вздоха, до исхода души!
В Евангелии, Лукой для нас сохранены грустные слова Спасителя:
«Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?».
Что же может так «разорить» в человеческих душах великое дело Христово? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим, где и когда были произнесены эти слова? Они были сказаны Спасителем непосредственно перед тем, как начать притчу «о мытаре и фарисее»... Надменная гордыня, осуждение ближних, настойчивое самооправдание и в конце концов упорное противостояние Божьей благодати. Обратим особое внимание: обман, воровство, блуд, убийства, они распространены по всему миру, и они ужасны...
Но самая смертельная, самая страшная на земле болезнь это – «фарисейство». Оно проявляется лишь внутри нашего общества – общества верующих в Бога людей! Мы предупреждены: смертельная болезнь фарисейства будет свирепствовать и свирепствовать именно в Церкви, в общине Божией до конца человеческой истории, до самого Страшного Суда!
У этой болезни одно исцеление, одно средство — открыться Божьей благодати, отказавшись полностью от себя, от своего самооправдания, от своей мнимой праведности, от своих ничтожных перед Богом «заслуг»!
Именно полностью «умерев» как человек, как грешник, ты получаешь возможность ожить во Христе:
«Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мёртвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены, — и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе.
Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять...» (Еф.2: 4-10).
Вот так, все просто и сложно одновременно! Два пути, два взгляда на жизнь, два мировоззрения...
Мы живем в бесконечно меняющемся мире... А мир совсем не торопится навстречу к Богу. Он уже даже не прикрывает свою срамоту... Не будем напоминать о церемонии открытия Олимпиады в Париже... Две вещи, два направления, два позыва стали основными мотивами поведения современного человека — жажда наслаждений и лихорадочное стремление избежать страданий и скорбей.
Но, человек впадет в страшную ошибку, в глубочайшее заблуждение, если начнет думать, что жизнь возможна без боли, без скорби, без тесноты, без страданий...
Что жизнь возможна без веры, без любви, без покаяния...
Боль, при чем боль душевная, застанет его врасплох, если человек будет ожидать от жизни сплошного, яркого, непрекращающегося праздника, если он будет желать всю жизнь, как говорится - «купаться в шоколаде».
И все мы живем в этом диапазоне — между надменностью и кротостью, между гордостью и смирением, между фарисеем и мытарем, между моим и Божьим...
Что победит? Что пересилит? Куда склонится твоя душа: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди» или «Боже! будь милостив ко мне грешнику!»?!
Необходимо «распять» себя самого, чтобы по настоящему воскреснуть во Христе! Аминь.
Проповедь пастора Александра Лапоченко, г.Арсеньев 2024г.
|