Православие играло важную роль в учении Лютера, рассказали богословы
Вождь церковной реформации XVI века Мартин Лютер размышлял о Православии и ссылался на опыт восточных христиан, а его последователи искали пути установления контактов с Православной Церковью, рассказали в день его 540-летия РИА Новости богословы.
Монах и профессор теологии, священник и проповедник Мартин Лютер родился 10 ноября 1483 года. Его именем названа христианская конфессия, возникшая в результате реформаторского движения среди католиков Германии Германии в XVI веке, которое он возглавил. Днем начала реформации Лютера считают 31 октября 1517 года: день, когда он прибил к стене церкви в Виттенберге свои 95 тезисов, в которых были изложены его претензии к практикам и вероучению Римско-католической церкви.
Римско-католическая церковь осудила Лютера папской буллой Exsurge Domine, которая угрожала ему отлучением от церкви, но 10 декабря 1520 года он публично сжег ее в немецком Виттенберге.
Ректор теологической семинарии Евангелическо-лютеранской церкви России (ЕЛЦР), заместитель архиепископа ЕЛЦР и доктор теологии Антон Тихомиров сказал РИА Новости, что Лютер размышлял об опыте восточной Церкви, проповедуя, что христианство – это не столько путь некоего духовного самосовершенствования для человека, сколько весть о том, что Бог ради Христа готов спасти и самых несовершенных людей.
“Отсюда вытекала концентрация церковной жизни на провозвестии Евангелия, а не внешних обрядах и тонкостях устройства церковной структуры, хотя в лютеранстве бережно сохраняются и продолжают развиваться наиболее важные традиции древней и средневековой Церкви. Проповедь такой вести вызывала не только радостный отклик во многих сердцах, но и сопротивление со стороны многих церковных кругов, поэтому произошел раскол Церкви, к которому ни Лютер, ни его последователи не стремились. Размышляя о том, можно ли христианам жить не под властью папы римского, Лютер ссылался на опыт восточных христиан, хотя, конечно, точных сведений о жизни и богословии Православной Церкви у него не могло быть”, – сказал он.
При этом до атеистических гонений ХХ века, отметил Тихомиров, российское лютеранство, существовавшее со времен Реформации, обладало в протестантском мире значительным весом.
“В России лютеранство существует уже со времени Реформации, с XVI века. В начале XX века Лютеранская Церковь в Российской Империи насчитывала несколько миллионов последователей. Она была одной из самых влиятельных Лютеранских Церквей в мире.
Сегодня после катастроф ХХ века происходит активное возрождение и становление церковной жизни в современных условиях”, – рассказал ректор семинарии ЕЛЦР.
"СОБСТВЕННЫЙ ВАРИАНТ ХРИСТИАНСТВА"
Лютер действительно имел представление о восточном христианстве - Православии, рассказал РИА Новости доцент Московской духовной академии, кандидат богословия, православный священник Антоний Борисов.
“Одним из любимых авторов Лютера был святитель Иоанн Златоуст. Провозглашая принцип “только Писание”, реформатор не упразднял значения Никео-Константинопольского символа веры, решений первых четырех Вселенских соборов и многих древних церковных авторов, в том числе, и восточнохристианских. Однако Лютер решил не принять Православие, а создать фактически собственный вариант христианства”, – сказал он.
( по материалам ria.ru )
|