Евангелическо-лютеранская церковь в России, на Украине, в Казахстане
Лютеранские приходы Дальнего Востока
Владивосток - Уссурийск - Арсеньев - Хабаровск
Комсомольск-на-Амуре - Благовещенск - Чита - Магадан
ALL REGIONS
  Новости
  Крупный пожар произошел в первой баптистской церкви в Далласе
  Встреча Святейшего Патриарха Московского с главами Протестантских Церквей России.
  Немного о истории Евангелическо-Лютеранской Церкви в России.
  Епископ рассказал, когда в России появилось богослужение на корейском языке
  Венчание в Арсеньеве
  В РПЦ выступили за законодательное ограничение оккультизма
  Еврейская община Петербурга проведет шаббатное застолье в рамках ПМЭФ
  Католики отворачиваются от Байдена
  Всякое зло не жизнеспособно, заявил патриарх Кирилл
  Встреча в "Совете Ветеранов" г. Арсеньев
  Проповеди
  Проповедь: «Восьмое воскресенье после Троицы»
  Проповедь: «Седьмое воскресенье после Троицы»
  Проповедь: «Шестое Воскресенье после Троицы»
  Проповедь: «День Св. Апостолов Петра и Павла»
  Проповедь: «Рождество Пророка Иоанна Крестителя»
  Проповедь: «Третье Воскресенье после Троицы»
  Проповедь: «Второе Воскресенье после Троицы»
  Проповедь: «Первое воскресенье после Троицы»
  Проповедь: «Пятидесятница 2024»
  Проповедь: «Вознесение Господне»
  Музыка и пение
  Оглавление сборника песнопений Евангелическо-лютеранской общины св. ап. Павла г. Владивостока
  Хоралы 49-60
  Хоралы 37-48
  Хоралы 25-36
  Хоралы 13-24
  Хоралы 1-12
  Адреса общин
  Пропство Дальнего Востока
  Адреса общин
  Наши реквизиты
  Наши реквизиты
  Евангелическо-лютеранская церковь
  Избранные тезисы М. Лютера
  КРАТКИЙ КАТЕХИЗИС
  Апостольский символ веры
  Мартин Лютер - реформатор
  Какой должна быть истинная Евангельская церковь
  Что такое Лютеранство?
  Это нужно знать каждому
  Остерегайтесь заблуждений
  Древние и современные ереси
  Основные отличия : Католицизм - Православие - Лютеранство
  БИБЛИОТЕКА
  Белый дом объяснил совпадение "дня трансгендера" и католической Пасхи в США
  Проповедь: «Пятидесятница 2023»
  От Далилы до царицы Савской: что опасные библейские женщины рассказывают нам о мужских страхах
  О сущности ординированного служения в ЕЛЦ:
  «АЛТАРЬ РЕФОРМАЦИИ», Лукас Кранах.
  Проблема бессмертия души в Библии и Христианской традиции.
  Тема смерти и скорби в душепопечительстве.
  Религия сегодня. Вопросы, которые Вы боялись задать. ( интервью )
  Взгляды Мартина Лютера и в целом Реформации на богослужение:
  Отличие веры от теологии.

Проповедь: «День Реформации»


Рим 3: 21 — 28.
Мф 5: 1 — 10.


«Дух Реформации должен жить в нас!».


Дорогие братья и сестры!

Думаю, все мы, так или иначе знакомы со словом - «Реформация».

Реформация – это исправление или восстановление... Реформация – одно из важнейших событий всемирной истории, оказавшее исключительное влияние на конфессиональную ситуацию в Европе, расстановку политических сил, социальные процессы и культуру.

День Реформации — праздник, отмечаемый Протестантскими Церквями. Историческое событие, когда Мартин Лютер прибил свои знаменитые «95 тезисов» к воротам церкви в Виттенберге — событие, считающееся официальным началом Реформации Церкви в Европе.

Те условия, которые существовали в средневековой Церкви, не устраивали верующих... Католическая Церковь имела полное политическое влияние. Папа считал себя наместником Бога на земле. Монархи Европы шли на любые затраты, чтобы получить от папы санкцию на свою власть. Чтобы люди получили спасение, Церковь продавала индульгенции... Слабая надежда на то, что Бог, за некую сумму денег, по власти Папы, простит тебе часть грехов... Инквизиция боролась с инакомыслием, уничтожая множество людей, чье мнение расходилось с Церковным...

Еще до Мартина Лютера, находились смельчаки, которые противостояли официальной Церкви. Среди них, например Джон Виклиф, профессор Оксфордского университета Он провозгласил необходимость уничтожения всей Папской системы, что Христос, а не Папа римский, является главой Церкви.

Он утверждал, что Библия, а не Церковь, является единственным авторитетом верующего и что Церковь должна строиться по образцу Нового Завета. Виклиф сделал Библию доступной людям на их родном языке. 1382 – 84 годах Библия была переведена на английский язык.

Ян Гус, пастор Вифлеемской часовни, обучавшийся в Пражском университете и примерно в 1409 году ставший его ректором, читал сочинения Виклифа и усвоил его идеи. Гус предлагал реформу Церкви, сходную с той, которую провозглашал Виклиф.

Ян Гус был провозглашен еретиком и сожжен Инквизицией на костре...

Как организация церковь формировала идеологию феодального общества. Церковь владела до трети всей обрабатываемой земли, на которой использовала труд крестьян, применяя те же методы и приёмы, что и феодалы.

Стало явно заметно несоответствие первого Христианства, Христианства проповеди и Евангелия, и современной Католической Церкви. Церковь монополизировала спасение, а человеческое стало преобладать над Божественным... Библия, написанная на латинском языке, была недоступна простому народу, который не знал Писания.

Монашество было изолировано от народа за стенами монастырей и Евангелие не проповедовалось... Тьма и невежество царствовало в народе и Церкви...

Мартин Лютер, вступив в спор со всею Католическою Церковью, начал то, что история назвала - «Эпохой Реформации»! Он провозгласил, что спасение (или оправдание) – не через Церковь или её обряды, а по вере в Иисуса Христа, даруемое непосредственно Богом. Лютер не отвергал авторитет Священного Предания, но истинность любого Предания, должна соотноситься с истинностью Священного Писания. Библия встала на первое место!

31 октября 1517 года Мартин Лютер прибил свое знаменитое сочинение, «95 тезисов» исповедания веры, в которых он опроверг большинство заблуждений, господствующих в Западной Церкви. Его тезисы буквально взорвали средневековую Европу и положили начало Протестантской Реформации мира. Само слово «Протестант» в его латинском значении, означает — открыто исповедовать, провозглашать. В контексте Реформации — открыто провозглашать истины Евангелия!

Учение о спасении и наделении праведностью только через веру во Христа разрушало любую власть, стремящуюся встать между человеком и Богом.

Тезисы Мартина Лютера утверждали: «Соло Кристо» – только Христос, «Соло Скриптура» – только Писание, «Соло Грация» – только Благодатью, «Соло Фиде» – только верой, «Соло Део Глория» – только Богу слава!

Мартин Лютер так же, как и Ян Гус, позднее предстал перед Римским судом. И хотя, как он сам пишет, плоть моя трепетала от страха, он провозгласил свое знаменитое:

«Если меня не убедят свидетельствами из Священного Писания или очевидными доводами разума, если таким образом мою совесть не свяжут Словом Божьим, то я не хочу и не могу отказываться ни от чего, ибо не подобает христианину поступать против совести. На том стою и не могу иначе. Да поможет мне Бог. Аминь».

Успеху реформаторского движения немало способствовало распространение к тому времени книгопечатания... Труды Лютера и других известных богословов того времени таких как Эразм, Цвингли, Меланхтон издаются большими тиражами. Но самое главное, благодаря самоотверженному труду переводчиков, Библия переводится на современные разговорные языки Европы. И многотысячные печатные тиражи Святого Писания делают истину доступной для каждого желающего.

Но, конечно же, как и всегда реформа встречает яростное сопротивление. Тридцать лет Европу сотрясают религиозные войны. Печатные Библии жгут, а проповедников Реформации убивают. Но остановить это движение уже невозможно. В последующие 100 лет формируются национальные Протестантские Церкви, которые вырабатывает свое богословие и мировоззрение... Оно и становится определяющим для всего последующего развития современной Европейской цивилизации.

Современная наука не состоялась бы без участия в ней видных ученых- протестантов, имена которых знает весь мир: Исаак Ньютон, Иоганн Кеплер, Майкл Фарадей, Готфильд Лейбниц, Роберт Гук, Роберт Бойль. Музыка лютеранского композитора Иоганна Себастьяна Баха до сих пор считается вершиной творческой духовной мысли!

Протестант Георг Фридрих Гендель смог сформулировать для всех художников постулат о том, что творчество это Божий инструмент для нравственного преображения человека. Один из величайших художников, живших в эпоху Протестантизма, в протестантской стране Рембрандт Ван Рей создает свои потрясающие полотна в которых идеи Реформации видны невооруженным глазом. Мировая литература была бы гораздо бедней, если бы в ней не было баптиста Даниэля Дэфо, автора Робинзона Крузо или англо-ирландца Клайва Льюиса, автора сказок о Нарнии.

С точки зрения немецкого социолога Макса Вебера, Именно Протестантизм обеспечил экономическое процветание стран лидеров современной экономики, США, Европы. Голландский протестант Гуго Гроций заложил основы международного права. Баптистский пастор Мартин Лютер Кинг стал символом борьбы за права человека.
Пожалуй, нет такой сферы человеческой деятельности, где Протестантизм не оказал бы своего доброго влияния...

Но более всего Протестантизм содействовал созданию новой формы общественно экономических отношений, которые и сформировали сегодняшний мир. Общеизвестный факт, что самые высокоразвитые страны – это страны, где основной религией является именно Протестантизм.

Реформация принесла новое отношение к труду. Лютер говорил, что Бог призывает человека служить Ему различными способами, и труд – это служение для Господа. Мы не просто идем на работу, но мы делаем все во славу Божью, с молитвой, с благодарностью, мы делаем потому, что мы понимаем, что Бог дал нам это как служение. Служение это не только, когда мы в церкви поем, проповедуем, или еще что-то делаем, Когда мы трудимся, мы этим говорим: «Господь, я прославляю тебя. Господь я возвеличиваю тебя».

Как Церковь, реформация не осталась в рамках одного вероучения, потому что Протестантизм – это живая, развивающаяся ветвь Христианства. Она приобретает различные формы.

В России первые Протестанты появились еще при великом князе Василии Третьем. А первый царь Иван Грозный, будучи в начале своего правления активным реформатором, с удовольствием приглашал иноземных специалистов. Он так же любил принимать участие в теологических диспутах с лютеранскими проповедниками. К тому времени на Руси уже существовала «Славянская Библия». А к концу жизни Ивана четвертого первопечатник Иван Федоров выпустил первую печатную русскую Библию.
Кстати, знаменитый собор Василия Блаженного ни что иное как попытка воплощения идеи, воспринятой Иваном Грозным от Протестантских проповедников. Смысл ее в том, что Евангелие несет людям радость!

А при царе Алексее Михайловиче отце Петра Первого, в Москве уже проживало большое количество голландских ремесленников - протестантов.
Образовывается отдельный район - «Немецкая слобода». Район, где в Москве селились только иностранцы, преимущественно Протестанты. Ныне это улица - Баумановская.

Артиллерийское дело в России ставили голландские специалисты, которые все были Протестантами. Лютеранин Генрих Рудольф составил первую русскую грамматику. Из ста одиннадцати академиков Российской академии наук семьдесят один были - Протестантами.

Значимой фигурой для всей России стал верный сын церкви Франс Лефорт. Его влияние на Петра Первого трудно переоценить. Лефорт стал создателем нового русского флота и его первым адмиралом. При этом видный царедворец постоянно демонстрировал свою христианскую веру делами. Так, например, он отказался рубить головы опальным стрельцам, рискуя вызвать гнев Петра. В честь него назван целый район Москвы, Лефортово.

Целое поколение Протестантов Кальвинистов из дворянского шотландского рода Брюсов, верой и правдой служили России. Роман Брюс был первым комендантом Санкт-Петербурга, а его брат Яков Брюс ставил артиллерию в Русской армии и участвовал в полтавской битве. Он дослужился до самого высшего чина генерал – фельдмаршал. В честь него назван Брюсов переулок в Москве.

Список имен Протестантов оставивших заметный след в истории России можно было бы продолжать долго...

Бараклай де Толли, Бекендорф и Крузенштерн... Первые аптеки и первые больницы, светские школы, развитие производств и учреждений благотворительных организаций – все это Протестанты. Но все эти люди, хотя и служили христианским примером для окружающих, ни в коем случае не были проповедниками Протестантизма на Руси.

В Российской империи Православие играло роль государственной религии и переход в иную веру преследовался уголовно... Однако всегда находились Христиане, стремившиеся реформировать Церковь и вернуться к библейским истокам... История донесла до нас информацию о тех, чьи выступления были поддержаны последователями и оформились в какое-либо учение: Богомолы и Стрегольники, Молокане и Трезвенники, Духоборы и Нестяжатели, и многие другие...

Их богословие часто было упрощенным. Но главным было само стремление людей вернуться к изначальному, Евангельскому Христианству, не замутненному позднейшими наслоениями.

В качестве первых Евангельских Христиан, прародителей сегодняшних Российских Протестантов, историки упоминают лорда Рестока, князя Пашкова, графа Корфа и многих других Петербургских аристократов. Все эти люди, воспринявшие Евангельскую весть всем сердцем, изменив свои жизни, начали прилагать усилия для распространения Благой Вести. При этом, совершенно не собираясь выходить из Православной Церкви и создавать некую свою... Но удержать реформацию в рамках традиции невозможно... И через некоторое время начинают возникать первые русские Христианские общины с Протестантским вероучением и богослужебной практикой. Лидерами такого периода были уже выходцы из самых разных слоев общества: Пашков, Павлов, Мозаев, Галяев, Проханов, Каргель.

Одновременно с Петербургским пробуждением начинают возникать первые пробужденческие общины на Кавказе и Украине. Буквально за несколько десятилетий Протестантские центры возникают по всем регионам Российской Империи. Но как везде Реформация встречает яростное сопротивление... Руководители российской Реформации, в большинстве своем, были вынуждены покинуть Родину, и умерли на чужбине, а многие братья и сестры пошли на каторгу и претерпели мучения за свою веру... Но они изменяли мышление людей, которые с ними соприкасались, и идеи Протестантизма приобретали все больше сторонников...

После октябрьского переворота 1917 года первое время Российские Протестанты развивались свободно и количественно выросли, и по статистическим данным почти до десяти миллионов членов. Однако, начиная с конца двадцатых годов до начала девяностых, репрессии и различные притеснения, со стороны новой Советской Власти не прекращались...

Тысячи оказались уничтоженными, десятки тысяч оказались в тюрьмах, сотни тысяч были гонимы, и к ним относились как к людям второго сорта: не давали учиться, не давали работать, не давали собираться на богослужения...

Возрождение Евангельских Церквей бурно началось в девяностые годы...

Приезжали различные миссионеры, собирая целые стадионы из желающих услышать Евангельскую проповедь! Как грибы начали строиться и расти Церкви: Лютеране, Реформаты (Кальвинисты), Пресвитериане и Методисты, Евангельские Христиане — Баптисты и Пятидесятники...

Сама идея Реформации она всегда жила в сердцах верующих, она находила отражение в том, что они стремились к Богу, преображаясь в образ Христа, в Его характер, хотели изменить жизнь общества, решали те же проблемы, помогая окружающим их людям. Важная миссия – донести суть Евангелия до каждого человека, чтобы Евангелие отразилось в каждой частичке жизни нашего общества...

Но «благие» годы для Церкви, незаметно прошли... Сейчас никого не завлечешь на богослужение... Интернет, жажда успеха, эгоизм, отсутствие банального религиозного любопытства в обществе... Это лишь некоторые причины бездуховности современного общества и отдельного человека...

Церковь, как и во времена Лютеровской Реформации, вновь вынуждена выживать, окруженная бездуховностью и равнодушием общества...

Реформация, прежде всего как духовный и внутренний процесс жизни верующего человека, не должна останавливаться, и, прежде всего, она должна продолжаться через нас! Потому что Господь живет в нас и его дело, как и Слово - живо и действенно!

Хочется отметить, что «реформаторы» – это люди очень смелые, мужественные, которые не побоялись пойти против существующей системы и традиций, для которых истина была гораздо важнее, чем общее мнение. Для них, живая вера в Иисуса Христа была самым главным. Мощное откровение, которое получил Мартин Лютер – из послания к Римлянам: «Праведный верою жив будет» (Рим. 1).

Наша праведность приходит не через дела или заслуги, а через веру в Иисуса Христа, в его искупительную жертву. Лютера считают отцом Реформации, потому что именно через события, которые начал Лютер, произошли те великие перемены, которые сначала повлияли на Западную Европу, а потом повлияли на весь мир.
Сегодня мы говорим о реформации, потому что кто как не мы - Протестанты, должны знать свои корни, свое наследие, потому что зная это, мы можем делиться этим, говорить людям о том, что сделала Реформация, Протестанты, как они повлияли на всю мировую историю.

Слава Богу, за таких смелых людей, как Виклеф, Ян Гус, Мартин Лютер, Жан Кальвин. Это люди, которые не побоялись...

Протестантская Церковь имеет корень очень смелых людей, Бог смотрит на нас как на смелых людей. Нам нужно говорить, что мы верующие, мы Протестанты, мы против греха, против лжерелигии, мы против мертвой Церкви... Мы против этого, потому что Бог против этого!

Реформаторы не побоялись, смогли встать и с дерзновением сказать Божью истину. Благодаря этим людям Евангелие стало доступным, Слово Божье стало распространяться, появилось книгопечатание.

Библии стали быстро распространяться, переводиться на разные языки, чего никогда не было. Когда Слово Божье стало доступным, люди стали массово приходить к Богу. Они начинали понимать, что такое воля Божья, что такое Божье призвание...

Католическая церковь делала большой упор на монашество, на уход от мирской жизни... Преподносилось, что мир это грязь, здесь один грех, нужно уходить в монастыри, только там мы можем жить святой и чистой жизнью. И действительно люди, которые искали Бога, они были изолированы от общества в монастырях...

Иисус сказал нам, что свет нельзя прятать, скрывать, свет должен светить людям. Но враг так обманул людей, что лучшие люди должны были уходить и прятаться за толстыми стенами монастыря, и свет Евангелия не достигал других...

Реформация убрала эти преграды и границы для Слова Божьего. Они перевели Библию и люди стали получать Слово Божье везде и не только в церквях...

Люди проповедовали Евангелие в городах и на площадях, там, где собирался народ. Слово Божье пришло в массы. Евангелие стало влиять на людей, оно уже не было элитным, спрятанным, далеким, так чтобы никто не мог узнать и понять его. В этом и была великая жертва Иисуса Христа, как написано, что Господь разрушил все, что разделяло человека и Бога. Он разрушил преграду, и Он сказал нам, что теперь мы все призваны быть «царями и священниками». Это великая благодать и привелегия, но так же и огромная ответственность перед Богом!

«Но вы род избранный, царственное священство, люди, взятые в удел чтобы провозглашать о совершенстве призвавшего вас...» (1 Пет.2).

Мы должны понять, что время, которое у нас есть – это драгоценное время, уникальное, время благоприятное. В России мы никогда не знаем, что будет завтра, что произойдет потом, поэтому давайте сейчас мы не будем спать, мы будем бодрствовать, служить своему народу, будем говорить Евангелие, и не будем бояться.

Давайте продолжать молиться и верить в пробуждение, потому что только пробуждение способно изменить и преобразовать нашу страну.

Мы – свет, и мы – соль... Слава Богу за тех людей, которых мы сегодня почтили за то, что они сделали для истории мира, для России...

Сейчас Господь смотрит на нас и говорит: «Вы Моя церковь, вы проповедуете чистое незамутненное Евангелие. Вы проповедуете Иисуса Христа, потому что только Он есть Единый Спаситель. Только Он отдал Свою жизнь, чтобы люди могли быть спасены и не погибнуть».

Главное - чтобы мы верили в нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа. Главное - чтобы мы не уклонились от этого Божественного курса, от этой Божественной цели, которую Он дал каждому верующему. Каждый из нас – «царственное священство», мы все призваны служить Христу и провозглашать «Евангелие Царства». Аминь.


Пастор Александр Лапоченко, г.Арсеньев 2023г.