Евангелическо-лютеранская церковь в России, на Украине, в Казахстане
Лютеранские приходы Дальнего Востока
Владивосток - Уссурийск - Арсеньев - Хабаровск
Комсомольск-на-Амуре - Благовещенск - Чита - Магадан
ALL REGIONS
  Новости
  Немного о истории Евангелическо-Лютеранской Церкви в России.
  Епископ рассказал, когда в России появилось богослужение на корейском языке
  Венчание в Арсеньеве
  В РПЦ выступили за законодательное ограничение оккультизма
  Еврейская община Петербурга проведет шаббатное застолье в рамках ПМЭФ
  Католики отворачиваются от Байдена
  Всякое зло не жизнеспособно, заявил патриарх Кирилл
  Встреча в "Совете Ветеранов" г. Арсеньев
  Белый дом объяснил совпадение "дня трансгендера" и католической Пасхи в США
  В Финскую православную церковь стекается консервативная молодежь: “У некоторых довольно радикальные взгляды”
  Проповеди
  Проповедь: «Рождество Пророка Иоанна Крестителя»
  Проповедь: «Третье Воскресенье после Троицы»
  Проповедь: «Второе Воскресенье после Троицы»
  Проповедь: «Первое воскресенье после Троицы»
  Проповедь: «Пятидесятница 2024»
  Проповедь: «Вознесение Господне»
  Проповедь: «Воскресенье Rogate»
  Проповедь: «Воскресенье Rogate»
  Проповедь: «Воскресенье Cantate»
  Проповедь: «Воскресенье Jubilate»
  Музыка и пение
  Оглавление сборника песнопений Евангелическо-лютеранской общины св. ап. Павла г. Владивостока
  Хоралы 49-60
  Хоралы 37-48
  Хоралы 25-36
  Хоралы 13-24
  Хоралы 1-12
  Адреса общин
  Пропство Дальнего Востока
  Адреса общин
  Наши реквизиты
  Наши реквизиты
  Евангелическо-лютеранская церковь
  Избранные тезисы М. Лютера
  КРАТКИЙ КАТЕХИЗИС
  Апостольский символ веры
  Мартин Лютер - реформатор
  Какой должна быть истинная Евангельская церковь
  Что такое Лютеранство?
  Это нужно знать каждому
  Остерегайтесь заблуждений
  Древние и современные ереси
  Основные отличия : Католицизм - Православие - Лютеранство
  БИБЛИОТЕКА
  Белый дом объяснил совпадение "дня трансгендера" и католической Пасхи в США
  Проповедь: «Пятидесятница 2023»
  От Далилы до царицы Савской: что опасные библейские женщины рассказывают нам о мужских страхах
  О сущности ординированного служения в ЕЛЦ:
  «АЛТАРЬ РЕФОРМАЦИИ», Лукас Кранах.
  Проблема бессмертия души в Библии и Христианской традиции.
  Тема смерти и скорби в душепопечительстве.
  Религия сегодня. Вопросы, которые Вы боялись задать. ( интервью )
  Взгляды Мартина Лютера и в целом Реформации на богослужение:
  Отличие веры от теологии.

Проповедь: «1 Воскресенье после Пасхи»




1 Петра 1: 3 — 9.

Иоанна 20: 19 — 31.




«Сомневаюсь, значит ищу истину...».




Дорогие братья и сестры! Христос Воскрес!

Сегодняшний воскресный день, дорогие братья и сестры, Церковь называет по латыни - «Quasimodogeniti», что означает - «как новорожденные младенцы».

Действительно, Пасха, для любого Христианина — время нового рождения! После размышлений и духовной борьбы «Страстного времени», наступает пора радости! Однако, не смотря на радость, мы не перестаем быть самими собой... Со своими сомнениями, грехами, делами, желаниями... Именно по этому, первое воскресение после Пасхи, Церковь называет - «Воскресением Фомы».

И мы действительно сегодня вспоминаем Святого Апостола Фому и историю его исповедания, и обращения к Воскресшему Христу...

К сожалению, не все серьезно относятся к этому Апостолу..... И очень часто приходится слышать о том, что был такой - «Фома неверующий».....

И когда мы видим человека, который не очень глубоко верит в Бога, который не очень - то доверяет нам, когда мы пытаемся ему что-то доказать, мы называем такого человека - «Фомой неверующим».

А между тем, Церковное понимание служения этого великого Апостола является совсем иным...

Да, действительно, святые Апостолы «страха ради иудейского» затворились в горнице, да, действительно, многих из них одолевали сомнения, хотя их божественный Учитель Иисус Христос обещал им Свое Воскресение еще до Своего Распятия...

Не было бы в них этих сомнений и даже заблуждений, не было бы и их отречения от Христа, их оставления Учителя, которое произошло во время Его Крестных страданий. Но сейчас они были все вместе, в горнице, за закрытыми дверями...

Снаружи туда-сюда сновали шпионы Синедриона, римские солдаты искали последователей Иисуса, проверяя прохожих..... Сомнение, страх и неуверенность сковали Учеников Христа...... Что будет дальше? Что будет с ними? Куда и к кому им идти? На что надеяться и во что верить?

Несколько дней назад, Жены Мироносицы прибежали взволнованные к ним в горницу и начали наперебой говорить о том, что их любимый Учитель воскрес!

Что это, бред сумасшедшего или правда? Вера отчаянных в чудо, или галюцинация охваченных горем женщин? Ни в чем нет уверенности.....

Согласитесь, такая картина и ситуация напоминает нам наше неспокойное время.... Тот же страх и неуверенность, война и политическая борьба идей, болезни и проблемы экономики... В конце концов все более проявляющий себя в обществе духовный кризис...

Мир, и я хочу это особо подчеркнуть, как и не раз в своей истории, катится в некую очередную «пропасть»... Все рушится, преображается, изменяется...

Да, все в этом мире повторяется, как и, наверное, чувство страха и сомнение в вере, периодически охватывают каждого, кто последовал за Христом.....

И, к этим, неуверенным и охваченным страхом Апостолам, является Сам воскресший Спаситель! Явился им так, как они точно этого не ожидали.....

Он явился им в Своем «преображенном», Воскресшем теле, в том самом теле, на котором оставались следы от гвоздей, и шрамы от плетей.... Но все же, это был уже другой, преображенный Христос! Не смотря на запертые двери и глухие стены, Он в сиянии славы встал посреди Учеников....

Ни запертые двери разума, ни глухие стены неверия, ни темнота сомнения, охватившие разум, не могут помешать Христу прийти к человеку, если Он так решил..... Не зря, Апостол Павел, подчеркивал, что вера дается человеку свыше, она не зарождается из собственных сил, сомнений или даже убежденности, это дар свыше, дар Святого Духа! Если Бог решил и избрал тебя, то ничто не помешает Божественному свету освятить твое, пораженное грехом и страхом, сомнениями и отчаянием сердце!

«Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом;

иному вера, тем же Духом...» (1 Кор. 12).

Часто мы неверим и отвергаем Бога, потому что боимся.... Боимся наказания за грехи, боимся ответственности за свое спасение, не желаем брать на себя обязанности как членов Церкви, посещать богослужения, боимся быть непонятыми близкими и друзьями.... У нас много страхов... Но все же, где-то в глубине души, каждый человек надеется что, все же «там», за гранью бытия этого физического мира, что-то или кто-то есть....

По этому, например многие пытаются не отвергать существование Бога, оставляя Ему место, например - «в душе»... Один священник, как-то сказал:

«Кто считает, что достаточно «верить в душе», пусть в душе любит, работает, моется или принимает пищу...».

Согласитесь, если например только «в душе» любить борщ или пельмени, то в скором времени, эта самая «душа» может и выйти из ослабленного голодом тела, и отлететь в добавок духовно голодной и опустошенной к Богу, Который эту самую душу тебе дал...

Что значит «верить в душе»? Многие думают например:

«...не то, чтобы Иисус умер на Кресте и на этом история закончилась... Да, я допускаю, что Он где-то там бродит, за дверями моей жизни, но вот чтобы войти ко мне, это уже перебор и даже «мракобесие»....».

Хотя, если разобраться, мрак и бесы находятся с твоей стороны двери.....

Но для Бога не существует преград и дверей! И Спаситель, видя маловерие Учеников, явился к ним и разделил их вечернюю трапезу.... И когда они увидели, что это не «дух», не «призрак», а, действительно, их Божественный Учитель, пришедший во плоти, то есть исполнивший до конца Свое обетование, они возрадовались...

Но с ними не было Святого Апостола Фомы, и когда он узнал об этом, он произнес опять таки, не какие-то величественные «Апостольские» слова, а простые человеческие слова о том, что он не уверует в Воскресение Спасителя, если не вложит свои пальцы в раны на Его теле и не ощутит физически Его присутствие....

Просто, по-человечески, казалось бы, он усомнился... Но сомневались ведь и другие Апостолы... В словах же Фомы, наряду с сомнением, было и нечто иное... Он не просто хотел увидеть Воскресшего Христа, услышать воскресшего Христа – он настаивал на том, чтобы дерзновенно все ощутить своими руками!
Многие философы, разрабатывавшие теорию познания в последующие века, подчеркивали, что самым достоверным, самым убедительным для человека способом восприятия реальности, является именно осязание: все потрогать своими руками... Да и мы с вами, живем в эпоху, когда люди верят преимущественно в то, что можно «потрогать»...

Действительно, Апостол Фома требует самого явного доказательства того, что Христос Воскрес! Воскрес в теле, в том самом теле, в котором был пригвожден ко Кресту!

И размышляя над этим в праздничные, послепасхальные дни, когда нам не очень-то и размышлять о чем-то сложном хочется... В дни, когда радость Пасхальных событий порождает, подчас в нас иллюзию нашей глубокой приобщенности ко Христу....

В дни, когда мы, как нам кажется, не сомневаемся в Воскресении Христа, потому, что вообще не склонны подчас размышлять о Нем..... Остро встает вопрос личной веры!

Как будто мы - верующие, есть - «Фомы Верные»....

А ведь, между тем, вдумчивое восприятие Евангельского рассказа, открывает в Фоме нам человека, до предела искреннего, до предела честного...

Давайте вдумаемся... Если первоверховный Апостол Петр исповедовал Христа всего лишь - «Сыном Бога Живаго» (Мф. 16: 16), то «Фома неверующий» прямо назвал Его - «Господом и Богом» (Ин. 20: 28).

Более того, Фома, убедившись, обратился к Спасителю со словами: «Господь мой и Бог мой», подчеркивая свои отношения со Христом, как моим личным Учителем, Спасителем и Богом!

«Неверие» Фомы не было упрямым нежеланием признать свидетельства очевидцев... Это была скорее жажда веры, которая искала подкрепления в видимых доказательствах... Фома не хотел слепо принять что-то - «на веру», он желал познать и путь, и истину, и жизнь...

Он не стал молчать о своих сомнениях, потому что к своей вере он относился неравнодушно...

Его интересовала реальная встреча с Богом, а не слепое следование чьим-то убеждениям... И потому, его «неверие», как ни парадоксально, оказало благодатное воздействие на всех окружающих...

Одним из современных мифов, является представление о том, что религиозное мировоззрение основано на безусловной вере в авторитеты и догматы, в то время как мировое «секулярное» сознание, сознание без Бога, базируется на «здоровом» скептицизме и рационализме...

Однако сегодня так называемые продвинутые и «критически мыслящие личности», совершенно не представляют себе даже элементарных основ религии, никогда о вере серьезно не задумывались, но отвергают религию на основании воспринятых в светской школе «штампов»...

Напротив, в наши дни как раз те приходят к вере, кто действительно подвергает сомнению «атеистические» предрассудки и критически смотрят на свою жизнь, и жаждут духовного познания...

Есть и те, кого мы можем назвать «верующими», но лишь формально...

Это те, над которыми был совершено Таинство Крещения, но они не знают основ веры и правил духовной жизни... Такие люди, часто не видят за собой большого количества грехов и не чувствуют нужду в покаянии... Отсутствие их в Церкви, хотя бы по воскресеньям, объясняется ими какими-то непреодолимыми препятствиями: загруженность на работе, необходимость съездить на дачу, посетить родственников, домашние «неотложные» хлопоты…

Такие люди редко хотят что-то менять в своих привычках, но они могут быть достаточно навязчивыми в насаждении своей «религии» среди домочадцев... Нельзя в церковные праздники работать... На Пасху обязательно «освятить куличи» и покрасить яйца... На «Крещение» набрать «святой воды»... Их «внешняя» религиозность, иногда лицемерная навязчивость, и даже агрессивность в навязывании некоей «веры», может не только оттолкнуть человека от религии, но и вызвать чувство неприязни со стороны друзей, коллег по работе или близких...

Обе категории – как неверующие, так и формально верующие – убеждены в своей правоте, даже если эта «правота» построена на сплошных сомнениях... Они не подвергают свои убеждения критике, не ставят перед собой сложных религиозных вопросов, не пытаются вносить корректив в траекторию своей религиозной жизни...

Фома, не случайно он оказался среди Апостолов, и не случайно, потом, своим последующим служением проповеди и мученической смертью за Христа, Фома доказал свою верность!
Так вот, именно этот Святой Апостол, в какой-то момент своей жизни, усомнился в том, что говорили ему собратья — Апостолы и очевидцы Воскресшего Иисуса...

А почему, собственно говоря, он должен был им так уж безоглядно верить? Верить тому же самому Апостолу Петру, который уверял, что, если даже все отрекутся, он не отречется от Христа..... А мы, верующие, разве порой не отрекаемся от Спасителя?

Почему он должен был верить другим девяти Апостолам, которые покинули Христа? А разве мы, верующие, порой не покидаем Христа?

И, почему он должен был верить самому себе? А разве мы, верующие, порой, не ставим под сомнение свою веру?

Так почему тогда другие, окружающие нас люди, должны нам верить? Верить Церкви, верить нашей проповеди, если мы — Христиане, порой не верим себе?

Я всегда говорю людям: «можете не верить мне, когда я свидетельствую о Христе, но, невозможно не верить Самому Воскресшему Христу!».

Когда Он лично входит в твой дом, касается твоей жизни, освящает твое сердце, все сомнения и страхи отступают, а неверие капитулирует перед очевидной истиной — Христос Воскрес!

И так, история Апостола Фомы, напоминает нам ту очевидную истину, что Христианин обязан сомневаться... Сомневаться в себе, сомневаться в своем переживании Бога, в своей вере в Бога, и в этом нет абсолютно никакого греха...

Сомнение — ищет истину, а упертое неверие — эту истину отвергает!

Ибо вера не есть доверчивость к себе, к своим чувствам или мыслям, она есть - абсолютное доверие к живому, Воскресшему Христу!

Это очень важная тема духовной жизни Христианина, да и неверующих тоже.... Когда мы, то ли от равнодушия, то ли от страха, то ли от лени, оказываемся не сомневающимися, не задающими вопросы Богу, мы лжем, прежде всего сами себе!

Бог ждет от нас вопросов! Ему не нужны «благочестивые марионетки»... Он ждет любых наших вопросов, и готов отвечать на все наши вопросы и сомнения... Чем, сложнее, но, по сути своей, честнее, будет наш вопрос к Богу, тем ощутимей будет ответ Бога! Бог не боится наших сомнений, Он готов прислушаться к нашим вопросам и развеять все наши сомнения и страхи...

«Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в рёбра Мои; и не будь неверующим, но верующим...» (Ин.20).

И святой Апостол Фома, в дни, когда Пасхальная радость и ощущение торжества усыпляет, подчас, наши мысли и наши чувства, напоминает нам о трудном пути веры, который предстоит нам на все последующие годы нашей жизни... Путь веры — это не путь торжетсва и восторга, это — путь Креста... Святого, спасительного, но все же Креста...

Он призывает нас ответственно и осмысленно идти за Христом, жить во Христе, размышлять о Христе, а не любить и верить в Него бездумно, и даже фанатично!

Знайте, Богу не нужно наше «автоматическое» - воистину Воскрес!

Церковь, через неделю после Пасхи, не зря уделяет такое пристальное внимание сомнениям этого очень искреннего и честного человека, и великого Апостола...

Честность веры является залогом ее подлинности, а подлинная вера действительно творит чудеса и наделяет каждого, даже самого немощного человека, всеми остальными духовными талантами...

Но начинать нужно именно с этой искренности и честности, той самой искренности и честности, с которой начал Святой Апостол Фома свой, подчас, кажущийся нам таким «не благочестивым», разговор со Христом...
Действительно, многие из нас даже к пастору не решаются подойти с такими вопросами и сомнениями, с которыми Фома подходил ко Христу...

Многие из нас, даже своим братьям и сестрам во Христе не решаются сказать и представить свои сомнения и страхи... А что они подумают о нас? А вдруг они решат, что мы маловерные или неверные... И вот так накапливается в наших душах, в наших взаимоотношениях с Богом и друг другом, та неправда, которая, прикрывшись иллюзией сердечной, не осмысленной, и поэтому якобы твердой веры, по существу превращает нас в людей, по-настоящему не знающих ни самих себя, ни наших близких, ни Христа Воскресшего!

Пусть же, столь неожиданно вторгающийся в нашу перманентную Пасхальную радость, история Святого Апостола Фомы, не только побудит нас «спрашивать» в отношении самих себя, но и успокоит нас именно в том отношении, что Бог ждет любых наших вопросов и не боится наших сомнений... И каждый наш искренне заданный вопрос, будет получать от Него ответ, такой ответ, который в конечном итоге и приобщит нас к подлинной Пасхальной радости, не только в послепасхальные дни, но и во все дни нашей христианской жизни...

Пусть ответ Христа нашим страхам и сомнениям, породит в нас такой простой, но честный ответ Фомы: «Господь мой и Бог мой!».

Христос Воскрес!

Проповедь пастора Александра Лапоченко, г.Арсеньев, 2023г.