22 мая 2005, Троица
главная песня 109 (папка) «Источник света и добра»
Дорогие сестры и братья, послушаем слово из Библии для нашей проповеди, стоящее в книге пророка Исайи, глава 6:1-13 (текст).
Наш сегодняшний текст переносит нас в 747 год до Рождества Христова. Времена беспокойные, беспокойство нарастает еще и потому, что мощь ассирийской державы растет день ото дня. Это беспокойство носится в воздухе, его можно почувствовать повсюду. Тем не менее, жизнь продолжается, идет дальше. Люди также ходят по улицам, занимаются своими повседневными заботами, решают свои проблемы. Некоторых из них их путь приводит в храм, где звучит пение, читаются псалмы, приносятся жертвы Богу – словом, все идет своим установленным чередом.
И только один человек кажется безучастным ко всему происходящему. Он стоит в храме и, словно бы, ничего не видит. К нему обращаются и, похоже, он ничего не слышит. С этим человеком происходит что-то странное. Взгляд его, взгляд пророка, видит то, что скрыто от глаз простых смертных. Исайе открывается видение Бога.
Величие Бога поражает человеческое воображение. Трон Его столь высок, что уходит ввысь под небо. Огромный храм может вместить в себя только краешек риз Бога. Глас восклицающих серафимов столь громок, что сотрясает стены храма и колеблет его ворота. И напротив этого величия, подчеркнутого троекратным пением серафимов «свят,свят,свят», стоит человек – Исайя, который говорит о себе: «горе мне! Погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами». Таково признание пророка, признание того, что он – грешный человек, недостойный взглянуть на Бога. Перед святостью Бога, которую не выразить даже троекратным прославлением, тем более глубоким остается осознание собственной нечистоты. Святость Бога противопоставлена греховности человека.
Говоря о своем собственном грехе, Исайя упоминает о том, что живет среди грешного народа. «Ибо огрубело сердце народа» - сердце для нас с вами является вместилищем чувств и эмоций. Горячее сердце означает эмоционального, неравнодушного человека; холодное сердце присуще человеку бесстрастному, лишенному теплых чувств. Но когда Исайя говорит об огрубелости сердца, он вкладывает несколько иной смысл в это выражение: для иудеев сердце вмещало в себя волю и мысли. Мы это называем разумом. И когда сердце живет и действует, то оно воспринимает и реагирует на окружающую действительность, но когда оно огрубевает, тогда нарушается работа разума, и происходит то, что описывает пророк: «слухом услышите, и не уразумеете; и очами смотреть будете, и не увидите».
Сцена видения Исайи происходит в 747 году, нас отделяют от того времени 2750 лет – только вдумайтесь! Однако, и сегодня здесь в нашей церкви горят свечи, поются песни, звучит Священное Писание, и мы стоим перед Богом с осознанием собственной греховности. По-прежнему уста наши нечисты: нам никак не устоять перед соблазном выразить свое недовольство по поводу того, кто нас обидел, кто не оправдал наших ожиданий, кто попросту не хочет делать того, чего хочется нам. Буквально на этой неделе на одном из занятий мы говорили о том, насколько трудно следовать заповеди «не произноси ложного свидетельства на ближнего своего», в частности, одному из толкований Мартина Лютера: не распространяй о ближнем нашем худой молвы. Гнев и обида и уверенность в своей правоте подталкивают нас к недобрым словам – и в очередной раз уста наши осквернены.
Если Исайя обретает исцеление и очищение от пылающего уголька из рук серафима – ангела Господня, то исцеление и спасение для каждого из нас наступает через смерть и воскресение Сына Божьего, которое стало исполнением обетования Бога: «как от теревинфа и как от дуба, когда они и срублены, остается корень их. Так святое семя будет корнем их». Корень остается, жизнь Божьего народа продолжается. Если Бог далек от Исайи, лицезреющему только кусочек полы Его риз, то наш Господь является нам, преломляющим тело Его и принимающим кровь Его, в Слове и Таинстве. Бог приходит к нам, становится близок и остается с нами, действуя через Святого Духа. Сегодня, в воскресенье Троицы, мы повторяем восклицание серафимов и слышим ее сегодня по-новому. Троекратное «свят» означает для нас Святую Троицу – Бога Отца, Сына и Святого Духа. Троекратным «свят» Бог обращается к нам, прощает нам грех, очищает от беззакония, освящает, призывает и посылает нас. Посылает на служение другим людям во имя свое.
У каждого из нас свое призвание. Вопрос Бога «кого мне послать? Кто пойдет для нас?», звучит для каждого из нас по-особенному. Для кого-то громогласным восклицанием, для кого-то шепотом, для кого-то он беззвучен. И, может быть, сегодня или завтра, до нашего слуха донесется призыв: Кто поможет старикам? Кто уберет церковь? Кто посетит больного? Кто накормит голодного? Тогда мы будем знать что ответить: вот я, пошли меня.
И мир Господень, который превыше всякого ума, да сохранит и соблюдет сердца и помышления наши в Господе нашем Иисусе Христе. Аминь.
|