Проповедь к Пятидесятнице 2005 (от Иоанна 16, 5-15)
Послание: Деяния 2, 1-18
Евангелие: от Иоанна 14, 23-27
Главная песня: Приди к нам, Господь (папка 38)
Дорогая община!
Сегодня – Пятидесятница, это мы знаем. И что это - день рождения церкви – это мы тоже знаем. И что Пятидесятница – не только день рождения церкви, но и вообще главный праздник самой церкви, это мы не только знаем, но и испытали в истории нашей церкви во Владивостоке. Потому что в день рождения мы вглядываемся назад: когда родился? Сколько лет сейчас? На большом празднике церкви мы не вглядываемся назад, но мы смотрим на настоящее время. Мы спрашиваем: КАК ЖИВЕТ ЦЕРКОВЬ СЕЙЧАС?
Это – всегда была главная тема к Пятидесятнице: что сейчас с церковью? Когда мы в воскресение Exaudi-1992, в последнее воскресение перед Пятидесятницей, праздновали наше первое богослужение перед церковью Св.Павла, тогда мы сильно чувствовали: сейчас это действительно идет вперед! Но когда на последнем празднике Пятидесятницы-2004 я должен был говорить немного о деньгах , и сказал: «крысы покидают тонущий корабль», тогда некоторые чувствовали себя обиженными, и один из них так хорошо сказал: «я - не крыса, я – кочегар».
Да, мы все таковы, на этом корабле, который называется церковь: мы - кочегары, мы работаем для церкви и заботимся о ней; или мы - пассажиры и едем с радостью с церковью, и радуемся ею и не хотим оставить ее; или есть один - капитан, кто оставляет корабль последним; или есть офицеры, которые остаются так долго, как это возможно, -
и когда все они оставляют корабль, тогда все становятся крысами, и капитан тоже. Ведь все мы – это все одновременно: капитан, офицеры, пассажиры, и может быть, тоже крысы, всеми одновременно мы можем быть, - так как мы все одновременно оправданы и грешны, сильны и слабы, радостны и печальны, богаты и очень-очень бедны. Это лютеранский парадокс, о котором в последнее время в нашем кружке «Что такое лютеранство?» мы раздумывали. Мы перед Богом - все одновременно, мы слабы и грешны, и все-таки Бог нас любит. Это не стыд, что мы слабые, если только мы в этом признаем и покаемся. Ведь это не позор, когда ты иногда думаешь: в этой церкви не все идет так хорошо дальше, - если только тебе это жаль, что ты иногда так думаешь, и ты покаешься.
Мы – слабые и грешные, и Бог нас все-таки любит, ведь для этого Он стал человеком. Это утешает.
Но сейчас о празднике церкви. Какова церковь сегодня? Каковы в ней дела? Как раз прямо перед Пятидесятницей был наш большой генеральный синод в Санкт-Петербурге. И было ясно, что дела в нашей церкви не так хороши: она меньше, чем мы всегда думали, мы все еще до известной степени зависим финансово от зарубежа, мы разделены на разные регионы и группы, которые в этой огромной стране не достаточно общаются друг с другом, которые не понимают хорошо друг друга, потому что они не хорошо знают друг друга, - все это вы можете читать в статье о генеральном синоде в нашем церковном вестнике, который мы будем потом раздавать.
Но там вы тоже можете читать, что есть новые хорошие явления и начинания в нашей церкви. Попытки к самофинансированию, но тоже к скромности, - новые по-настоящему российские лютеранские теологи с российской , правильной лютеранской набожностью,- и в новом сборнике песнопений, не только песни из Германии и Америки или из братских общин, но песни с оригинальной, российской качественной поэзией, - и что у нас новый архиепископ, который буквально сейчас говорит и требует: «Мы должны иметь постоянный контакт!» Это выглядит не так уж плохо в нашей церкви. Мы должны только понимать и признавать, что она меняется. Наверное, немного людей покидает нас, они становятся «крысами». Но с другой стороны, немало новых людей приходят к нам, они тогда становятся пассажирами, офицерами и даже капитанами.
Наша церковь поживает не так уж плохо. Можно сказать и по-другому: это не так плохо, что в нашей церкви сейчас немного плохо. Это звучит тоже как парадокс, но именно из-за этого это хорошо по-христиански и по-лютерански. Только смотрите на Иисуса Христа: Он был бедный человек, но именно из-за этого Он наш Царь и Господин. Смотри на Его жизнь: Ему было трудно в этом мире. И почему же церкви должно быть легко? Ей трудно, и это только нормально и в порядке, и кто этого не понимает и уходит – пусть он уходит. Мы остаемся и смотрим на Иисуса Христа, Его жизнь и Его судьбу.
И сейчас, в конце, я хочу прочесть сегодняшний текст проповеди, который хорошо подходит для этого (читать от Иоанна 16, 5-15). Знаете ли вы, какие в этом тексте самые важные слова? Вот они: Иисус говорит: я уйду от вас, и «…печалью исполнилось сердце ваше. Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (стих 6 и 7).
Это надо себе ясно представить: это хорошо, что Иисус нас покидает! Это, пожалуйста, представь себе ясно, ты, который так хорошо устроился со своим Иисусом, что ты думаешь, что ты о Нем уже все знаешь, - или что ты с Ним так неуважительно, прямо говоришь, как с людьми, подобным тебе, - или тоже ты, который думает, что задача Иисуса состоит в том, чтобы гарантировать твое представление о порядке и законе, - или тоже ты, который думает, что Иисус большой либерал, - да, это я скажу тоже и самому себе, я, считающий себя за либерала, я скажу себе: ты еще не все знаешь о Иисусе, и я хочу слышать Его каждый день снова.
И это так, дорогие друзья: ИИСУС ХРИСТОС ВСЕГДА ДРУГОЙ, НЕ ТАКОЙ, КАКИМ МЫ ЕГО СЕБЕ ПРЕДСТАВЛЯЕМ. И поэтому это весьма хорошо для нас и для церкви, что Он ушел от нас. Это хорошо из-за того: во-первых, чтобы мы всегда узнавали Его снова, всегда снова; и, во-вторых, чтобы мы учились и знали, что такое утешение. Это великие, правильные слова в тексте нашей проповеди, эти слова: «…если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (стих7).
Мы в основном все бедные люди, нуждающиеся в утешении (каждый ребенок это еще знает). И церковь – это бедное общество, которое всегда нуждается в утешении, этому мы сейчас учимся, и это важно и вполне правильно. Только так, как бедная церковь, которая чувствует себя оставленной, мы учимся тому, что мы нуждаемся в утешении, и так Иисус Христос всегда снова приходит, всегда по-новому, и, прежде всего, весьма другим, не таким, каким мы Его представляем. Это – наше будущее, как церкви, и это будущее всегда лучше и превыше нашего ума и помышлений. Лозунгом последнего генерального синода было: «Путь нашей церкви в будущее». Это путь может быть только путем с Иисусом Христом. Но Иисус ушел, да, - но Он возвращается всегда новым, Утешителем, в Святом Духе, и Он всегда приходит другим, не таким, каким мы Его себе представляем, но ОН УТЕШАЕТ, ОН – ИИСУС ХРИСТОС.
Аминь.
|