Проповедь: Седьмое воскресенье после Троицы
Деяния 2: 41 — 47.
От Иоанна 6: 48 — 59.
«Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие...».
«Благодать вам и мир, от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа. Аминь».
Дорогие братья и сестры! Шестое и седьмое воскресенья после праздника Святой Троицы, являются в церковном календаре особенными... В прошлое воскресенье мы вспоминали с вами о Святом Крещении, а сегодня поговорим о Святом Причастии. И Крещение, и Причастие (Вечерю Господню), Церковь считает — Таинствами. Возможно, кто — то спросит: а что такое «Таинство»? Вопрос интересный...
Ясно, что речь не идет о некоей «мистике» или «магии», хотя некоторые так и считают...
Чтобы объяснить суть «Таинства», давайте обратимся к примеру природы человека... Все знают, что у человека есть тело, но кроме тела есть и душа... И вот кто, например может объяснить, как душа, на некоем физическом уровне соединяется с телом? Ясно, что душа «животворит» тело, без души мы мертвы, но как душа соединена с телом, вопрос довольно неясный, хотя, некоторые и пытаются об этом рассуждать... Соединение души и тела — это «тайна Божия»... По сути - «таинство жизни», задуманное Богом...
Что есть «Таинство Церкви»? Это тоже соединение... Например в Святом Крещении вода соединяется со Словом Божиим, а «Слово» исходящее от Господа, как мы знаем - «живо и действенно», именно по этому воды Святого Крещения становятся - «банею возрождения», где грешник умирает во Христе и рождается «новый человек» по образу Христа.
Как, а точнее почему? Потому что Слово Божие имеет силу! Не просто «омовение водой», но вода и Слово Божие... Точно так же и в Святом Причастии, хлеб и вино, соединяются со Словом Божиим, и становятся не просто пищей, но пищей «вечной жизни»!
Как Слово Божие соединяется и взаимодействует с материальными веществами, остается тайной... Но одновременно это соединение реально и действенно! Точно так же, как «тайной» для нас является, например, соединение «человеческой» и «Божественной» природы в личности Иисуса Христа... Неслитно, неизменно, нераздельно...
Вечеря Господня, как и Крещение, понимается и воспринимается в различных Христианских конфессиях по разному... Несомненно одно это действие — Великая Святыня для любого Христианина, независимо от исповедания!
И так, давайте, при помощи Слова Божьего и учения Церкви, вспомним о том, чем для нас является Святое Причастие...
Когда мы рождаемся как младенцы, и здесь я более подразумеваю воды Крещения, не думаю, что младенец долго сможет обходиться без пищи... Пища должна быть регулярной, полезной и питательной, думаю, это понимает каждый... Тогда младенец возрастает, крепнет, становится веселым и полным энергии для жизни...
Именно так и Крещение, как рождение во Христе, в дальнейшем, не возможно без духовной пищи и тесного общения, даже соединения со Христом... Именно по этому, нам необходимо как Слово Божие, так и Святое Причастие... Сам Иисус учит нас в Евангелии:
«Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нём положил печать Свою Отец, Бог.
Итак, сказали Ему: что нам делать, чтобы творить дела Божии? Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал. На это сказали Ему: какое же Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе? что Ты делаешь? Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: «хлеб с неба дал им есть». Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой даёт вам истинный хлеб с небес. Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и даёт жизнь миру. На это сказали Ему: Господи! подавай нам всегда такой хлеб. Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда...
Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрёт. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою? Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нём. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцом, так и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек» (От Иоанна 6).
Для Иудеев это были странные слова... Думаю для многих верующих и сейчас тоже... Но, что важно — это именно слова Христа о Крови и Плоти... Здесь невозможно рассуждать о Плоти и Крови, как о неких «символах», как невозможно собственно «образно» говорить о реальности Распятия Христа... Именно по этому, Ученикам, на Тайной Вечере Иисус заповедует:
«И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Моё. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из неё все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Матфея 26).
И так, великие и Святые слова: «это есть Тело Мое..., это есть Кровь Моя...».
И мы, как Христиане, как Ученики Христа, совершаем Святую Вечерю на богослужении и принимаем Тело и Кровь Христовы «во оставление грехов»... И это не просто «воспоминание», но реальное, хоть и на духовном уровне, соединение со Христом в Его жертве за нас на Кресте!
Мы как Христиане знаем и верим, что вне Креста Христова — нет ни прощения грехов, ни Спасения!
«Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие...» - Говорит Иисус (Иоанна 6).
Если в Крещении единожды, то в Святом Причастии мы постоянно соединяемся с Крестом Христовым, чтобы иметь во Христе вечную жизнь...
Чтобы жить Христом! По этому невозможно игнорировать это «Таинство», пренебрегать им, или тем более его бояться... Многие относятся к Причастию слишком «благоговейно», и считают себя недостойными и грешными, чтобы его принимать...
Что на это сказать? Конечно «страх Божий» иметь полезно, но опасно «бояться» Бога и избегать общения с Ним! Имей «страх Божий», а не «страх Бога»! Иисус приглашает тебя на Свою «Вечерю», там, на Святом Алтаре, Его спасительные Тело и Кровь, дарующие тебе, слабому и грешному — прощение твоих грехов!
Не бежать от Христа, не избегать Его благодати, а скорее прийти к «источнику воды живой» ведущему в жизнь вечную!
Конечно, нельзя приходить к Чаше без страха, веры, или легкомысленно — это Святое Таинство!
Именно по этому, Апостол Павел пишет и предупреждает:
«Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: «приимите, ядите, сие есть Тело Моё, за вас ломимое; сие творите в Моё воспоминание».
Также и чашу после вечери, и сказал: «сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Моё воспоминание».
Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьёте чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придёт. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьёт из чаши сей. Ибо кто ест и пьёт недостойно, тот ест и пьёт осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает...» (1 Коринфянам 11).
Да, Святое Причастие великая Святыня и великая милость Божия к нам — грешным!
А потому будем благоговейно и с верою прибегать к этой Святыне, помня Крещальные обеты и укрепляясь в Теле и Крови Христовых для доброй Христианской жизни! Подражая в этом первым Христианам Иерусалимской общины, как написано:
«Итак, охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трёх тысяч. И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме...
И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви...» (Деяния 2).
«И пусть мир Божий, который действительно превыше всякого нашего человеческого разумения, сохранит наши сердца и помышления во Христе Иисусе. Аминь».
Проповедь Пастора Александра Лапоченко, г. Арсеньев, 2022г.
|