Проповедь в праздник Святой Троицы
Римлянам 11: 33 — 36.
Иоанна 3: 1 — 13.
«Всякий день буду благословлять Тебя и восхвалять имя Твоё во веки и веки...
... буду размышлять о высокой славе величия Твоего и о дивных делах Твоих» (Пс 144).
Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога и Отца, и общение Святого Духа (да пребудут) со всеми вами. Аминь.
Дорогие братья и сестры! В прошлое воскресенье мы отмечали праздник сошествия Святого Духа и рождение Христианской Церкви! Сегодня, мы, в продолжение Западной Церковной традиции, отмечаем и славим Святую Троицу! Вера невозможна без участия Святого Духа, более того, вера — один из даров Духа Святого. Но вера, должна иметь конкретное, разумное выражение того, во что ты веришь...
Конечно, на «повседневном», «человеческом» уровне, мы мало задумываемся о таких важных вещах, как Догматы Церкви... Мы просто, например начинаем молитву или богослужение: «Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа...». Мы поем гимны и псалмы, молимся «о своем» и нам, по сути не так важно, как соотносятся Лица Пресвятой Троицы друг к другу... Многие обычные прихожане, как бы невольно разделяют Бога на Отца «отдельно», Сына «отдельно» и Святого Духа тоже «отдельно»...
Да и Саму Пресвятую Троицу не все понимают так, как учит Церковь... Собственно, вот есть у тебя хороший друг, ты с ним радостно общаешься, и разве, так важно понимать, что он, как творение Бога, имеет тело-душу-дух... Впрочем как и ты, есть «образ Божий»... Вам это не важно... Важно что вы вместе, между вами дружба и любовь... Так и с Богом... Важно что Он есть, Он послал Иисуса, чтобы ты имел жизнь и жизнь с «избытком»... Дух Святой наполняет тебя и поддерживает огонь веры и любви... И какая там разница, Кто Кому и как...
Но, все же, иногда важно знать то, во что ты веришь! И сегодня мы, как община Христа, об этом вспомним и поговорим...
Все учение Святого Писания, выраженное словами, символами, деяниями, в конце концов сводится к догмату «о Святой Троице» как самой великой и самой Святой тайне Церкви. Всецело учение «Святого Откровения» Слова Божьего о природе Божества самой своей сутью тяготеет и стремится к учению о Святой Троице, как к полноте истины, как к сердцу совершенства, как к «душе» Совершенного Божества.
Оно составляет одно неделимое целое, один Священный организм, по этому и не может ни разделяться, ни дробиться, чтобы не потерять своего богодухновенного характера и животворящей благодати и силы. Так как неделимо учение Откровения о Боге Отце неотлучно от учения о Боге Сыне и от учения о Боге Духе Святом.
По этой причине Святой Афанасий Великий, провозглашает:
«Совершенное богословие (заключено) – в Троице!».
Христианская вера – это вера в Святую Троицу, и она совершенна и неизменна, потому что ею возвещена полнота истины и Откровения о Триедином Боге.
Христианское учение о Святой Троице составляет совершенное учение о Боге...
Святая Троица есть всё во всём, в Ней вся истина откровения, вся жизнь веры, весь путь христианина, вся вечность Царства Божьего.
Вследствие столь исключительной и уникальной значимости Догмат о Святой Троице – это, если можно так выразиться, печать Христианства.
Именно этим Христианство выделяется и отличается от всех прочих религий...
В этом Догмате заключено специфически новое качество и совершенная полнота Христианского Откровения. И уже из него, подобно солнечным лучам, светят все другие Догматы христианской веры. Святая Троица, Ее исповедание — это «камень веры», на котором уже далее строится все «здание» твоей веры и веры Церкви. Без веры в Святую Троицу нельзя стать членом Христовой Церкви, невозможно быть Христианином!
Сама твоя Христианская жизнь начинается, и это повод задуматься, как и любая молитва, и богослужение, со Святого Таинства Крещения: «Во Имя Отца, и Сына и Святого Духа», как заповедал Христос. А значит, и твоя жизнь в Боге, обязывает тебя стать живой молитвой, живым воплощением учения Христа и Церкви в мире!
По этому, наше Христианское Учение, это не просто «исповедание», но и реальное воплощение этого исповедания в жизни...
Основанная на вере в Святую Троицу, Церковь, ее многие Святые, всегда жили учением Святого Откровения, верно его хранили и передавали из поколения в поколение.... Многие претерпели за него многие скорби и гонения... Тот же Святой Афанасий... В первые века Христианства, Церковь, пытаясь выразить кратко или более пространно, свое исповедание, создавала «Символы Веры». Среди них «Апостольский», который мы исповедуем во время богослужения, или «Никейский», но, наиболее полно, вера в Святую Троицу, выражена в «Символе Веры Святого Афанасия». Так что мы сегодня не просто так сегодня вспоминаем имя этого Святого...
Давайте внимательно послушаем, это, воистину великое, выстраданное в борьбе и гонении исповедание веры:
«Всякий, желающий спастись, должен прежде всего иметь Католическую (Кафолическую) христианскую веру.
Тот, кто не хранит эту веру в целости и чистоте, несомненно обречен на вечную погибель. Католическая (Кафолическая) же вера заключается в том, что мы поклоняемся единому Богу в Триединстве и Триединству в Едином Божестве, не смешивая Лица и не разделяя Сущность Божества. Ибо одно Лицо Божества — Отец, другое — Сын, третье же — Дух Святой. Но Божество — Отец, Сын и Святой Дух — едино, слава одинакова, величие вечно. Каков Отец, таков же и Сын, и таков же Дух Святой. Отец несотворен, Сын несотворен, и Дух несотворен.
Отец непостижим, Сын непостижим, и Святой Дух непостижим. Отец вечен, Сын вечен, и Святой Дух вечен. И все же они являются не тремя вечными, но единым Вечным. Равно как не существует трех Несотворенных и трех Непостижимых, но один Несотворенный и один Непостижимый. Таким же образом, Отец всемогущ, Сын всемогущ и Святой Дух всемогущ.
Но все же не трое Всемогущих, но один Всемогущий. Так же Отец есть Бог, Сын есть Бог и Святой Дух есть Бог. Хотя они являются не тремя Богами, но одним Богом. Точно так же, Отец есть Господь, Сын есть Господь и Святой Дух есть Господь. И все же существуют не три Господа, но один Господь. Ибо подобно тому, как христианская истина побуждает нас признать каждое Лицо Богом и Господом, так и кафолическая вера запрещает нам говорить, что существует три Бога, или три Господа.
Отец является несозданным, несотворенным и нерожденным. Сын происходит только от Отца, Он не создан и не сотворен, но порожден. Святой Дух происходит от Отца и от Сына, Он не создан, не сотворен, не рожден, но исходит. Итак, существует один Отец, а не три Отца, один Сын, а не три Сына, один Святой Дух, а не три Святых Духа. И в этом Триединстве никто не является ни первым, ни последующим, равно как никто не больше и не меньше других, но все три Лица одинаково вечны и равны между собою.
И так во всем, как было сказано выше, надлежит поклоняться Единству в Триединстве и Триединству в Единстве. И всякий, кто желает обрести спасение, должен так рассуждать о Троице. Кроме того, для вечного спасения необходимо твердо веровать в воплощение нашего Господа Иисуса Христа. Ибо праведная вера заключается в том, что мы веруем и исповедуем нашего Господа Иисуса Христа Сыном Божиим, Богом и Человеком.
Богом от Сущности Отца, порожденным прежде всех веков; и Человеком, от сущности матери Своей рожденным в должное время. Совершенным Богом и совершенным Человеком, обладающим разумною Душою и человеческим Телом. Равным Отцу по Божественности, и подчиненным Отцу по Своей человеческой сущности. Который, хотя и является Богом и Человеком, при этом является не двумя, но единым Христом.
Единым не потому, что человеческая сущность превратилась в Бога. Полностью Единым не потому, что сущности смешались, но по причине единства Лица. Ибо как разумная душа и плоть есть один человек, так же Бог и Человек есть один Христос, Который пострадал ради нашего спасения, сошел в ад, воскрес из мертвых в третий день; Он вознесся на небеса, Он восседает одесную Отца, Бога Всемогущего, откуда Он придет судить живых и мертвых.
При Его пришествии все люди вновь воскреснут телесно, и дадут отчет о своих деяниях. И творившие добро войдут в жизнь вечную. Совершавшие же зло идут в вечный огонь. Это — Католическая (Кафолическая) вера. Тот, кто искренне и твердо не верует в это, не может обрести спасения. Аминь».
Сложно? Возможно... Христианство в своей сути — Богооткровенно, а потому основано на Святых тайнах и Святых истинах о Святой Троице. Не смог бы ее открыть или придумать ни отдельный человек, ни всё «разумно - философское» человечество, ибо она безмерно превосходит все познавательные и творческие способности человека...
Никогда ни одно из сотворенных существ не сможет уразуметь, как в едином Боге существуют три Лица, как Отец – Бог, и Сын – Бог, и Дух Святой – Бог, и все-таки не три Бога, но один-единственный Бог и Господь. Нет такого ни разума, ни ума, которые были бы способны показать нам и объяснить, как и каким образом существует Святая Троица. Это – истина непостижимая, неисчерпаемая и невыразимая, по этому этого ни слова не могут передать, ни чувство объять, ни разум осознать...
Всё это, действительно неизреченно, недомыслимо, непостижимо... Этого не может выразить не только человеческий язык, но и Ангельский, потому что Ангелы, не смеют взирать на Бога как сказано:
"Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал" (Ис.6:2).
Неизъяснимый для человеческой мысли, невыразимый для разума, непостижимый для ума, необъятный для чувства, неуразумеваемый для сердца – Догмат о Святой Троице есть бесконечная Истина, обретенная не человеком, но открытая всемилостивым Богом, для нашего спасения.
Тут, можно лишь вслед за Ап. Павлом воскликнуть:
«О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава вовеки, аминь» (Рим 11).
Возможно, нам сложно и даже, по сути невозможно понять все «тайны» Пресвятой Троицы... Но главное, это не «бродить» лишь умом в «Тайне Божества»... Не просто рассуждать о Боге, о Лицах Троицы... Павел, воистину понимая «бездну богатства и премудрости» Бога, следующую главу Послания, начинает с простого вывода:
«Итак, умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим 12).
Пусть Святая Троица, благословит каждого из нас, на добрый и плодоносный подвиг веры!
Пусть каждый наш шаг, каждый наш вздох, каждое наше дело, начинается с благословения Бога Отца, и Сына, и Святого Духа! Чтобы в конце жизни, представ перед «непостижимым» Богом, мы могли исповедать и поблагодарить Его, любящего и благостного Господа, словами:
«Слава Богу Отцу, и Сыну, и Святому Духу! Аминь!».
Проповедь пастора Александра Лапоченко, г. Арсеньев 2022г.
|