Проповедь «Праздник Св.Троицы»
«33 О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!
34 Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?
35 Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?
36 Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» (Римлянам 11).
Дорогие братья и сестры!
В прошлое воскресенье мы праздновали день Святой Пятидесятницы, и по сути, этот праздник является «Днем рождения Христианской Церкви». В это воскресенье мы, с той же радостью, празднуем «День Святой Троицы». И по сути, это Праздник Христианской веры!
Святая Троица в жизни верующего христианина с самого начала играет особую роль. Мы верим в Бога, в Единого, Единосущного в трех Лицах. Это то, чему нас учит Катехизис и Св.Писание.
Это то, во что мы верим, то что мы исповедуем, когда молимся. Или когда произносим Символ веры, например.... Это самые базовые знания, которые надо требовать от любого человека, считающего себя верующим Христианином. Правда, что о Святой Троице мы мало что можем знать, кроме того, что Бог нам открыл в Писании, когда Он послал в мир своего Сына и когда был послан Святой Дух на Апостолов.
Трудно что-то новое сказать о Святой Троице, как и вообще говорит о этом.
Есть например история про Святого Августина, который видел во сне, как он ходит по берегу моря. И видит как маленький ребенок, выкопав ямку, бегает к морю, черпает воду ведрами и выливает ее в ямку. Снова и снова бегает к морю и обратно, выливая воду в свою ямку. Туда-сюда, все время. Святой Августин смотрит, потом все-таки не выдерживает и спрашивает: «Чем ты здесь занимаешься?». А ребенок с полной уверенностью говорит: «Я вычерпываю море и переливаю его в эту ямку». Святой Августин говорит: «Да ты во веки веков не сможешь вычерпать море и перелить его в эту маленькую ямку». На что ребенок ему отвечает: «Так же и ты во веки веков не сможешь проникнуть в тайну Пресвятой Троицы».
Так, что по сути есть Троица? Кто по сути есть Бог?
Конечно, можно на эти вопросы ответить «академически», используя богословие.... Но, думаю, такое знание, только может нас запутать.... Гораздо проще, например, говорить о природе человека. Человек, как «образ Божий и Его подобие», тоже троичен.... Мы состоим из тела, души и духа, но при этом, никто не скажет что меня три.....
Нет, человек единая личность, как и Бог. Телом мы живем и дышим, душою переживаем и любим, а духом верим и доверяем Богу! В таком ракурсе, мы можем и многое понять о Боге.... Бог Отец сотворил мир и дает жизнь всему сущему, в Сыне, в Его воплощении и Его жертве за грех, он возлюбил нас, а в Духе Святом он дает нам веру и обогащает нас духовными дарованиями.
Которыми, в свою очередь, мы можем любить и делиться с ближними добром и верой. Конечно это всего лишь образ, из многих, которыми богословы пытаются объяснить природу Троичного Бога....
Но, всеже, мы более глубоко проникнем в эту тайну Святой Троицы, только когда будем лицезреть Бога лицом к Лицу, не сейчас.....
Ап. Павел писал: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1 Коринфянам 13:12).
Пока нам мало что дано, что мы можем знать о существе и природе Святой Троицы, о существе Бога, в Трех Лицах - Отца, Сына и Святого Духа.....
Когда мы начинаем молиться, то знаменуем себя крестным знамением и произносим:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа».
Это уже является свидетельством о Святой Троице. Которой не может быть слишком много в нашей жизни. Самая, наверное, короткая молитва: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков!», тоже обращена к Святой Троице. То есть, даже в нашей повседневной молитвенной жизни Святая Троица играет роль, которую мы, может, не всегда осознаем.
Однако, это очень важно в процессе веры, понимать.....
Часто среди таксистов, и вообще водителей, модно держать иконы в машине, над зеркалом или на приборной панели. И очень часто слышишь от шофера:
«А, это икона Святой Троицы — Богородица, Иисус и Николай Угодник». Такой «Триптих» на панели..... Это обычное явление, как ни странно. Люди не знают элементарных вопросов веры. Не представляют, о чем идет речь, говоря о Святой Троице.
У нас конечно не должно быть так. Мы должны быть всегда готовы ответить правильно о основах веры, если кто-нибудь нас вдруг спросит..... Мы всегда должны быть готовы свидетельствовать о Святой Троице, в Которую мы уверовали. Таким образом, мы можем надеяться, что Святая Троица нас не покинет. Что Бог есть наш Отец во Христе, что Сын ходатайствует перед Отцом за нас, что Дух Святой освящает и поддерживает в нас веру. Что мы в вере можем творить добрые дела.....
И это важно, любить Триединого Бога и ближнего..... И мы исповедуем каждое воскресенье эту тайну в Символе Веры.
Аминь.
п. Александр Лапоченко, г.Арсеньев, 2020 г.
|