Проповедь к 1-му дню Рождества, 25.12.2004
Проповедь к 1-му дню Рождества, 25.12.2004
Михей 5, 2-5a (рус. Библия)
Послание: Tит 3,4-7
Евангелие: от Луки 2, (1-14) 15-20
Главная песня: Gelobet seist Du,.Jesus Christ = Хвала Тебе, Христос, наш спас (№ 15 в папке/ лучше № 42 в фиолетовой книжке).
Вводная песня: Vom Himmel hoch = С небес с вершин (В папке № 13)
Перед проповедью: Во тьму веков та ночь уж отступила (Новые песни в папке для семинара № 8, Соловьев)
После проповеди: Es ist ein Ros entsprungen = Цветочком в колыбели (В папке № 16)
Кроме того в течение службы спеть: Stille Nacht = Тихая ночь (В папке № 14)
Дорогая община!
Песня, которую мы сейчас спели, написана великим русским религиозным философом и поэтом Владимиром Сергеевичем Соловьевым.
О чём вы думали, когда пели её? Рождественская ли это песня?
Да, это Рождественская песня. Мы это узнаём потому, что в ней говорится об этой ночи, о ночи, о которой поётся так же в рождественской песне, обошедшей весь мир:“Stille Nacht Heilige Nacht“ (Тихая ночь, святая ночь), о ночи, в которую маленьким бедным ребёнком родился Иисус Христос. Это была ночь, в которую звучал глас ангела „Ибо ныне...родился вам Спаситель“ (от Луки 2,11a) и многочисленное воинство небесное взывало: „Слава в вышних Богу, и на земле мир и в человеках благоволение“ (от Луки 2,14). Соловьёв говорит здесь так красиво: „И в тишине родился: “С НАМИ БОГ”.
Но, так говорит об этом Соловьёв: Во тьму веков та ночь уж отступила (тут прочитать или спеть строфы 1 + 2). Эта святая ночь, в которую земля, уставшая от зла и от всех тревог и ужасов „в объятьях неба“ услышала глас “С нами Бог!“, она отступила от мировой истории; никакие короли больше не глядят на небо, и больше нет пастухов, которые слушают в пустыне, что говорят им Ангелы про Бога. Всё прошло. Что осталось – ничего, кроме сильной тоски по этой давно прошедшей ночи, в которую „в тишине родился: “с нами Бог”. Кажется, это выглядит так.
И разве это не так? Смотрят ли на небо наш президент и правительство? Где есть ещё люди, которые уходят в одиночество, чтобы услышать там, что говорят Ангелы о Боге? Разве Рождество сегодня это что-то действительно большее, чем просто праздник фольклора, национальных обычаев, традиции, семьи, да, и можно почти сказать, что только церковной традиции и церковного года? Меня спрашивали газетные корреспонденты, как же празднуется Рождество в Германии. Приглашают на празднование рождества в немецком читальном зале. В музее Арсеньева проводится выставка о рождественских обычаях народов. Но где же то чувство или стремление к тому, что открывается небо и рождается и слышится откровение: „С нами Бог!“?
Но тут Соловьёв говорит нам: Этого не может быть. Вечное, которое открылось в ту святую ночь, оно несокрушимо временем. Слово „с нами Бог“ станет новым и вновь в душе твоей родится, „рожденное под яслями давно“. (Прочесть или спеть стр. 3). Ведь это так. Ведь это поймёт каждый из нас, кто поёт нашу литургию с размышлением и пониманием: “Wir machen uns auf die Reise, um die Quelle zu finden/ ist nur de Durst unser einziges Licht...“ (Во тьме идём мы в поисках источника наших сил, и светом для нас лишь жажда сердец…)
Да, это так, говорит нам наш поэт Соловьёв дальше: „С нами Бог“, открытие неба, вечное, Бог – это не найдёшь в звёздном шатре, ни в космосе, ни в пожирающем огне, ни в пылу и пристрастии к жизни, и так же не в безжизненных памятниках истории (Прочесть/спеть строфу 4).
Где же найти Бога? БОГ ЕСТЬ ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС, говорит поэт и христианин. Он в повседневной жизни, он в мутном потоке повседневных забот и тревог. Он здесь, чтобы ты его нашёл, если ты знаешь всерадостную тайну: ЗЛО БЕССИЛЬНО. МЫ ВЕЧНЫ, С НАМИ БОГ. (прочесть/спеть стр. 5).
Но можно ли сказать: „Зло бессильно“, „Мы вечны“? Я думаю, с одной стороны так действительно нельзя сказать. Мир не выглядел бы так, если бы зло было бессильным. И мы не кажемся вечными, мы должны страдать и умирать. Но всё же, с другой стороны это правда, и это должно быть правдой, потому что иначе ведь мы бы не страдали вновь и вновь от зла и не возражали бы против него; и ведь иначе мы бы не тосковали вновь и вновь о Боге и Вечности.
Да, это правда, что зло бессильно и что мы причастны к вечной жизни. Решающим является только то, ПОЧЕМУ мы в это верим и можем это сказать. Мы не можем сказать это от самих себя. От нас самих мы фактически подчинены злу и сами можем быть злыми. Также мы должны умирать, если мы только остаемся одни сами с собой. Мы только слабые и грешные люди. Мы можем сказать, что зло бессильно и мы вечны, только в том случае, если мы остаёмся с Иисусом Христом, в которого мы крещены, только тогда. И что это значит, „быть у Иисуса Христа, в Иисусе Христе и следовать за Иисусом Христом“, об этом мы вновь и вновь размышляли в прошлые воскресенья.
И ведь ОН родился на Рождество, не осознание родилось на Рождество, но родился ЧЕЛОВЕК, не идея или слово.
И в нашей душе снова рождается этот человек, не идея или осознание. Идти с этим человеком Иисусом Христом, оставаться с Ним – это даёт свободу от зла и смерти, или лучше, сказав по-христиански: от греха и смерти. Человек Иисус Христос, который рождён на Рождество, - ОН помогает нам, не идея и не слово. Этот Человек – Божий Сын, об этом просто свидетельствует человеческая история. И теперь, наконец, прослушаем текст проповеди на сегодня, на Рождество (прочесть Михея 5, 2-5a).
Здесь мы слышим, что характеризует этого человека и Сына Божьего: Он будет происходить из маленького города, не из знатной семьи , но он прежде всего не более, чем маленький, обычный человек, не более, и... ведь он приходит в то же время из вечности „Которого происхождение из начала, из дней вечных“ (Стих 2). Маленький человек, который не более чем человек, приходит из Божьей вечности, даже ещё точнее, он был „из начала“: это значит ни что иное как: это первый человек, человек, каким Бог задумал и сотворил его с самого начала, и поэтому Он сделал его своим собственным Сыном.
Этот человек, который был сначала, и который должен снова прийти, и который и родился на Рождество – Он наш мир. Так сказано и здесь словами: „И будет он – мир.“ (Стих 5).
Если мы идём с ним, то мы можем сказать вместе с Соловьёвым: “Бессильно зло! Мы вечны, С НАМИ БОГ!“, но только в том случае, если мы идем с этим Человеком, если мы остаёмся в этом Сыне Божьем Иисусе Христе. Мы можем также сказать с Лютером, также, как мы спели сегодня в главной песне „Кого мир целый не вместит / В яслях младенцем лежит / Младенец Он, но Им одним / Весь мир стоит, весь мир храним. / Аллилуйя!“
(№ 15 в папке).
Аминь.
|