Сочельник 2019
Соф. 3.14-17; Лк 2.1-10
Давным-давно, в далекой стране, жил народ. Жил и страдал. Страдал, как все народы, от своих же руководителей. Но и простые люди были не без греха. Впрочем, как всегда.
Этот народ нес бремя своей истории, последствий не только своих побед, но и поражений. Народ испытывал определенную гордость за свою веру, и не позволял другим обижать себя. Это позволяло некоторым говорить о собственной «богоизбранности». Но самые мудрые среди них говорили о том, что особые отношения с Богом - это палка о двух концах. Это не просто благословение, но и ответственность жить с высокими требованиями со стороны Всевышнего.
А проблема в том, что “избранный” народ оказался неспособным жить по Божьей воле. Слишком велики были искушения властью, влиянием и достатком; слишком сильны были страхи за собственное выживание в свете угроз враждебного настроя окружающих народов; слишком хрупка оказалась вера в то, что Господь проведет их через все это. Поэтому народ испытывал кризис.
Такая история повторяется вновь и вновь в Священном Писании; мы о ней читаем, например, в описании проповеди Иоанна Крестителя. А особенно ярко описывает подобное печальное положение дел ветхозаветные пророки, например, малоизвестный пророк Софония.
Его очень беспокоит, что будет с избранным народом. Поэтому первые 2/3 его книги — осуждение. «Осуждение» это даже слишком мягкое слово; точнее было бы сказать - «угрозы». Через пророка Господь объявляет народу о приближающей каре Божьей на всех. (При желании проповедник может зачитать, например, Соф. 1.2-3 или 1.15-20). Никому не миновать суда; День Господень близок и он будет страшен.
Вспоминая об этом, мы читаем наш текст на проповедь сегодня:
Проповедник читает текст. Соф.3.14-17.
Что случилось? Как это произошло? Чем объяснить эти изменения? Пророк и намека не дает на причину такого переворота с ног на голову. Он не ссылается на какую-то смену руководства в народе или на какое-то всеобщее покаяние. Нет причин думать, что новый, радостный тон в отношениях между Богом и народом происходит благодаря тому, что люди начали вдруг быть преданнее, справедливее, добрее; с чего бы люди стали Бога и других людей любить больше?
Пророк не рассказывает, почему так произойдет. Но у него ясное видение, такое же ясное, как видение осуждения, что когда-то все будет по-другому. Бог не желает вражды для своих людей между собой или с Ним, и Он сделает так, чтобы было ликование, радость и торжество! «Отменил Господь приговор над тобою, прогнал врага твоего! Господь, царь Израилев, посреди тебя: уже более не увидишь зла (3.15)
В конце концов, Бог знает тех, кого Он создал. Люди в VII в. до нашей эры (когда жил пророк Софония) не отличаются принципиально от людей I в., которые в свою очередь не отличаются от нас. Детали обстановки меняются, но человеческий род остается прежним. И так как человек грешен, он нуждается в избавлении от своего греха. Или, говоря более современным языком, он нуждается в том, чтобы не быть отчужденным от самого себя, от других людей и от своего Создателя. Но чем, действительно, отличается наше положение от тех, кто жил до рождения Иисуса? Это то, что тогда у человека не было твердого фундамента для своей надежды на такое избавление от отчуждения.
[Проповедник может использовать или не использовать следующий пример. В Талмуде, где текст Священного Писания истолковывается с точки зрения евреев, поднимается вопрос — о чем Бог молится? Один из ученых раввинов, авва Арика, отвечает, что Бог молится так: «Пусть моя милость преодолеет мой гнев!» Другими словами, сам Господь молится, чтобы благодать была сильнее требований совершенной праведности. Без Христа ответ на такую молитву неизвестен.]
Но мы, христиане, веруем, что с приходом Иисуса, что-то кардинально происходило в отношениях между Богом и человеком. Теперь Завет не относится только к определенному человеческому клану; теперь нет нужды в соблюдении определенных правил о том, как и где Богу поклоняться; теперь нет посредника между человеком и Всевышним...точнее, сам Бог стал этим Посредником. Благодаря Рождеству, мы можем быть уверены, что Бог знает изнутри наши ограничения, наши испытания, наши страдания.
Это было ключевым моментом не столько для самого Бога, сколько для нас. Ведь Бог от вечности был милостив, и человек практически с самого начала ощущал свою греховность и отчужденность....и действовал в соответствии со своими слабостями и страхами. Из-за этого мы превращали наш прекрасный мир в место страдания. Но угрозы истребления не изменили фундаментальный факт падшего состояния человека.
А благодаря рождению Богочеловека, мы имеем новое, твердое доказательство, что Бог всегда действовал и будет действовать для нашего блага, что Он намерен дать нам полное избавление от всех врагов — внешних, но и особенно внутри нас самих.
Теперь мы уже веруем, что мы — чада Божии; Он не будет истреблять, а будет излечивать; Он не будет наказывать, а будет прощать; Он не будет отстраняться от нас, а будет обитать с нами.
Когда мы действительно в это веруем, мы становимся теми, кем видел верующих людей пророк: «народ смиренный и простой; они будут уповать на имя Господне. [Они] не будут делать неправды, не станут говорить лжи, и не найдется в устах их языка коварного, ибо сами будут пастись и покоиться, и никто не потревожит их”. (3.12-13)
Все, что происходит в пророчестве об избавлении, исходит из милостивого сердца нашего Господа, и оно начинается сбываться на Рождество. Пророк говорит, что сам Бог поет с нами песню ликования («Он... возвеселится о тебе радостью» 3.17)....и все благодаря младенцу, чье рождение мы празднуем сегодня.
С Рождеством Христовым, дорогие друзья!
Б.Бюркле, пропст
|