14 после Троицы. 22.09.2019
Быт. 28.10-19а
Что за человек, который использует камень в качестве подушки? Понятно, что в древности у людей не было надувных дорожных подушек, но все же думалось бы, что Иаков мог бы найти хоть какой-нибудь предмет, на который можно было положить голову после тяжелого дня? Если он взял камень, это случилось потому, что он был настолько уставший, что не соображал, что делает? Или он сознательно подбирал камень чтобы наказать себя?
У Иакова были причины быть усталым....и были поводы злиться на себя.
Он устал от битвы со своим братом, Исавом. Как, наверно, вы помните Исав и Иаков были двойняшки. Их мать, Ревекка? замечала, как они дрались между собой еще в утробе (25.22). Да и при родах, Иаков старался удержать своего брата; само его имя на еврейском значит «держащийся за пяту», «запинатель». Когда они еще росли Иаков выменял у Исава чечевичную похлебку за право первородства (Быт. 25.29-34). И позже «он известной хитростью добился от престарелого слепого отца благословения на первородство и сделался родоначальником избранного народа Израильского.»1 (Быт. 27.1-40) Всю дальнейшую жизнь Иаков вынужден был расплачиваться за этот свой обман.
В нашем тексте сегодня, Иаков находится на пути из Палестины в сторону города Харрана, в Месопотамии. Почему надо было преодолеть такой длинный путь? Якобы для того, чтобы найти жену среди народа матери. Но очевидно, что это было не единственной мотивацией. Иаков знает, что Исав хочет отомстить ему, и собирается убить его (Быт 27.41-45). Поэтому Иаков отправляется далеко-далеко; по сути, он в бегах.
Он знает, куда бежит, но у него нет плана, как добраться. Он просто идет столько, насколько хватает сил и как долог солнечный свет. И Иаков - жалкий беженец, плохой брат - останавливается в чисто случайном месте ночевать. В этот момент кризиса, он не думает о комфорте, и кладет камень под голову перед сном.
Меньше всего можно было ожидать, что именно здесь и сейчас Иаков получит откровение Божье. Он точно не заслужил. Но именно благодаря его уязвимости, Он открыт тому, что Бог хочет сказать.
Наш отрывок сегодня - одна из множественных историй Библии, которые говорят о том, что Бог избирает тех, кто нуждается в спасении. В книге Бытие, в начале отношения Бога с избранным народом, Яхве являются не принцами и не представителями какого-то духовенства, а обычными, слабыми людьми, которые потом превращаются в отцов и матерей нации.
Иаков не только один из патриархов — именно с него народ начинает нести имя «Израиль.» Его видение здесь — ключевой момент в его развитии. Во сне он видит перед собой лестницу. Не стремянку, а именно ступеньки. Такие, как те, которые находятся в архитектуре древнего Ближнего востока по краю храмового строения — зиккурата. Как, например, Вавилонская башня. Соседи израильтян считали, что божество обитает на вершине такого храма, на вершине лестницы. Неслучайно, что само слово Вавилон (Бабилон) переводится как «врата бога». Место явления божества - священное. Это объясняет, почему после сна Иаков «освящает» камень, и называет место «Вифильем», т.е., домом Божьим. Ему еще предстоит более полное осознание уникальности Яхве.
Эта уникальность заключается в том, что Он не божество места, а Бог народа- «Яхве, Бог Авраама....Бог Исаака». Ведь древние люди верили в то, что сверхъестественные силы, обитающее на вершине зиккурата, были богами конкретной территории. «Полномочия» (в кавычках) такого бога распространялись только на определенное пространство. А Яхве обещает, что Он не ограничен географически; Он выполнит свое обещание вне зависимости от места нахождения. Исходя из нашей точки зрения, мы можем сказать, что самое важное то, что Он обещает — свое постоянное присутствие. «Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь....и Я не оставлю тебя» (Быт. 28.15)
Это видение - начало изменений в жизни Иакова. Во время своего бегства у него была только одна мысль - выжить. А теперь он может не чувствовать себя изгнанником, не чувствовать себя одиноким, а может продолжать свой путь, доверяя Высшей силе. В откровении он услышал, что его жизнь имеет смысл.
Конечно это не значит, что все теперь будет чудесно и спокойно. У него будут в жизни моменты страха... да и никуда не денется его характер. Иаков не "привит" от собственных недостатков или от хитрости других. Например, после нашей истории мы читаем, как его родственник, Лаван, его обманет и как Иаков в ответ осуществляет коварный план богатеть за счет дяди-обманщика. Но здесь в Вифиле, у Иакова начинается путь вместе с Богом; он понимает, что у Бога есть планы, которые превосходят человеческие планы и схемы.
Это не просто для Иакова некая новая информация; это видение перевернуло все его мироощущение. Теперь он начинает понимать, что он сам не центр Вселенной. Может быть он был именно таким для матери своей, но в этом вопросе материнская любовь может быть обманчивой. Дело в том, что и Иаков и другие страдают от его эгоизма. Но теперь он один в пустыни, он осознает, что есть силы выше и важнее его. Во сне он касается с совсем иным, духовным миром. На лестнице на небо человек не может подниматься или спускаться сам. Наверху Небес — Яхве; перед Его властью люди беспомощны.
Чем быстрее и глубже человек осознает это, тем для него лучше будет. Во время сна у Иакова начинается процесс избавления от «Синдрома Собственной Важности». Это болезненное состояние души, которое мешает нам и другим жить. Как только человек осознает свое место во Вселенной, начинается его духовное лечение. Это становится для него Благой вестью.
Эта библейская история показывает, как Господь начинает избавлять от "ССВ" одного из патриархов. А в определенном смысле наша история - прототип всех спасительных дел Бога. ЯХВЕ здесь открывает истину одному человеку; а посмотрев на Иисуса Христа на кресте, все люди могут быть избавлены от "Синдрома Собственной Важности," положиться на Него и стать причастными Ему.
Есть второй очень важный момент в этой истории - слова Господа Иакову «Я с тобой».
Одинокий, запуганный Иаков нуждался в этих словах. Ему было важно слышать, что на пути жизни он не брошенный; его сопровождает Всевышний.
«Я с тобой» - одно из самые трогательных выражений Евангелия во всем Писании. Эта фраза повторяется вновь и вновь: Бог говорил так Исааку (Быт 26.3), Моисею (Исх. 3.12), Давиду (Пс 23.4), всему народу Израиля (Пс 46). А в Новом завете «Я с тобой» стало плотью, Эммануил, «Бог с нами» (Мф 1.23). Он же говорил апостолам после своего воскресения «Я с вами»(Мф 28.20) и в послание к Евреям говорится, что это слово для все христиан (Евр. 13.5). «Я с тобой» базовое обещание Бога, которое лежит в фундаменте всех остальных Его обетований.
У Иакова была удивительная встреча с Богом. Сегодня стоит остановиться и думать о том, какие у вас были удивительные встречи с Ним? У кого-то это произошло подобно сну Иакова — это было что-то особое, которое не забудется никогда. А для других, Бог открывался в детстве в водах Крещения и продолжал открываться в разных моментах жизни - может быть не очень драматично но зато убедительно - шепчет в ухо и в сердце «Я с тобой».
У Иакова до конца жизни Вифиль остался особым местом. Он туда возвращался и вспоминал о благости Божьей. Для нас таким «Вифилем» может стать церковь, где Господь продолжает в нас работу лечения наших душ, где в покаянии, поклонении, благодарении, утешении и духовном наполнении мы убеждаемся в верности Его обещания - «Я с тобой».
И мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Иисусе Христе. Аминь.
Брэдн Бюркле, пропст
1Библейский словарь Брокгауза. «Иаков».
|