Проповедь к первому воскресению после Троицы, 23.6.2019 г.
Текст проповеди: Иеремия 23, 16-29
Послание: 1-е Иоанна 4, 16Б-21
Евангелие: от Луки 16, 19-31
Главная песня: «Даруй нам слова благодать»
(71) Cборник ЕЛЦ 236 Tastenspiele 193
Перед проповедью: «Молю Тебя, Святое
Бытие» (108) Сборник 255
После проповеди: «Источник света и добра»
(104) Сборник 116 TAstenspiele 140
Дорогая община!
Сегодня – первое воскресение после Троицы. Троица: Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Святой Дух. Об этом мы слышали в прошлое воскресение. Мы слышали также, что в этом у христиан состоит особенность веры в Бога, особенное вероисповедание о Боге и к Богу, которое отличает нас от всех других религий: наш Бог не остается у Себя на высоте в небесах, нет, Он приходит к нам на землю в Своем Сыне, этом человеке Иисусе Христе, и Он двигает нас, Он дает нам познание, Он утешает нас, Он дает нам смелость Своим Святым Духом. Он сотворил нас, Он поставил нас в этот мир со всеми его опасностями в этом удалении от Него Самого (мы можем забывать о Нем, мы можем поставить себя против Него, и это есть грех). Мы живем в далеком отдалении от Него, но все-таки в силовом поле, в котором Он – источник силы («Источник света и добра»). Помните ли вы? Он отпустил нас от Самого Себя и сейчас Он собирает нас обратно. Почему? – Потому что Он любит нас, и об этом мы тоже слышали сегодня в послании: «Бог есть любовь и пребывающий в любви пребывает в Боге и Бог в нем» (1-е Иоанна 4, 16Б). До этого нам все ясно.
Но все-таки не все так ясно. Потому что сегодня перед нами будет представлена совсем другая сторона Бога в нашем сегодняшнем тексте проповеди. И это мы слушаем сейчас, и я прошу вас, обратите внимание на то, услышите ли вы что-то о милостивом Боге (читать Иеремию 23, 16-29).
Услышали ли вы в этом тексте о милостивом Боге? Лично я – нет, не услышал, ни единого слова. Вместо этого речь идет о гневе Бога (читать стих 20), о ярости Бога (читать стих 19), об абсолютной свободе, об абсолютно свободной воле Бога, которую никто не знает (читать стих 18). И сейчас следуют два абсолютно шокирующих выражения, о которых сначала каждый может сказать: «Это не может быть правдой, это не наш христианский Бог, скорее всего, это Бог ислама». Вот эти оба выражения: 1) Слово Божье как огонь и как молот, который ударяет и разрушает (читать стих 29); и 2) Бог вдали, очень далекий Бог (читать стих 23).
Да может ли это быть? Есть ли это тот наш христианский Бог, которому мы молимся с Иисусом «Отче наш»? Есть ли это Слово нашего Бога, о котором мы говорим, что оно нас утешает, и о котором мы пели сегодня в главной песне «Даруй нам слова благодать»? Не есть ли это, скорее всего, Бог ислама или даже язычников? Он есть действительно наш Бог, дорогая община, наш христианский Бог, которому мы молимся, Бог и Отец Иисуса Христа, и нам хорошо помогает, если мы ясно себе это представляем.
Ведь мы часто очень необдуманно говорим о Боге. Мы необдуманно и часто говорим «Слава Богу», «О, Боже мой», «Ради Бога», и, наверное, это имело свой хороший смысл, когда люди при этом обдумывали что-то, но дитя этого мира больше ничего не обдумывает при этом. Но есть вторая заповедь: «Не произноси Имени Господа Бога твоего напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит Имя Его напрасно». Произносим ли мы Имя Бога напрасно? Да, наверное, очень часто. Во-первых, это делают все те, которые употребляют Имя Бога ради своих интересов и в своих целях. Это люди часто делали в войнах, иногда это случается и сегодня, когда ведутся войны во Имя Бога, как, например, на Ближнем Востоке. Это делается также, когда люди употребляют Имя Бога для интересов одного народа или нации: церковь и нация, церковь и государство – это очень большая проблема. Но произносить Имя Бога напрасно – это делаем и мы тоже часто очень легко в ежедневной жизни, когда мы слишком необдуманно произносим Имя Бога своими устами.
Это предупреждение относится также и к пастору и проповеднику, когда он в своей проповеди слишком много говорит о Боге, пусть лучше он говорит о нас, людях, или о человеке Иисусе Христе. Ведь что он знает о Боге? При Имени Бога служителю подобает молчать и склониться в благоговении. Большое искусство проповеди – об этом мы часто слышали – состоит в том, чтобы как можно меньше и меньше говорить о Боге, чтобы … Бог Сам в конце-концов мог говорить. Проповедник должен трогать сердца, говоря о нас, людях, и об Иисусе Христе, «предначертать Его перед нашими глазами», как Павел однажды сказал (к Галатам 3, 1), (не предначертать Бога, этого проповедник вообще не может), чтобы мы могли открыть свои сердца и уши, и могли слышать, но не проповедника и его теологию и его мнение, но Бога Самого. Бог Сам должен говорить и быть услышан, Его Слово – это не слово какого-то человека, это Слово Божие из вечности, когда ты это слышишь.
Да, Бог далек, очень далек, Он свят, очень свят, Он велик, очень велик. Ему мы можем только поклоняться, перед Ним мы можем только пасть, но так просто «ты на ты» с Богом, как делает это много людей, особенно те, которые считают себя за набожных христиан и более набожных, чем другие, и этим даже пугают других людей и отталкивают их, - это в основном, беззастенчивость, недостаток уважения, недостаток благоговения перед Богом, недостаток целомудрия и навязчивость, в конце-концов, даже знак глупости. Потому что Бог велик, очень велик, Он свят, очень свят, и Он далек, очень далек: «Разве я – Бог только вблизи, говорит Господь, а не Бог и вдали?» (Иеремия 23,23), (и я тоже не знаю, ведут ли себя без уважения и глупо все эти люди, которые так часто и легко говорят «С Богом»). Ведь кто мы перед Богом? Нам подобает скромность.
Нам следует быть осторожными, чтобы не повторять собственные желания и мысли , когда мы говорим о Боге и обращаемся к Богу, и больше всего, когда мы притязаем говорить от Имени Бога. Это нам так ясно сказано в этих словах о лживых пророках, которые говорят: «Мне снилось это и это, и поэтому Бог хочет это и это» (читать стих 28). При этом мне приходит в голову то, что я пережил в Комсомольске однажды вместе с нашим тогдашним епископом Августом Крузе, когда одна женщина сказала именно это: «Мне снилось это и этим Бог говорит мне это», на что Август Крузе ответил: «Держите свои сны при себе. В наших снах обычно только мы повторяем наши собственные проблемы. Это вы только воображаете себе, что это открытие Бога!» Какая это правда! В наших снах мы только очень близки самим себе, они показывают нам, какие мы пленники самих себя. И как можно навязывать это другим как откровение Бога? Какая это глупость и бессовестность!
Нет, не удерживайся в своих снах, но удерживайся в Слове Божьем! И Слово Божье – что это такое? Это ведь не просто то, что черным по белому напечатано в нашей Библии, и это совсем не то, что ты сам хочешь вычитать и вообразить себе из Библии. Слово Божье находится в Библии и идет через Библию, но в основном – это Иисус Христос собственной персоной! Ты можешь узнавать это вот в чем: затрагивает и поражает ли тебя, говорит ли тебе что-то новое, которое ты сам себе не можешь говорить из себя, освобождает ли тебя, - это и есть знаки слова Божьего. Но это не слово Божье, когда это тебя подавляет и более всего не слово Божье, когда это подавляет других. Слово Бога не из твоего мира, но из вечности, оно освобождает, оно – Иисус Христос собственной персоной. «Пророк, который видел сон, пусть и рассказывает его как сон, а у которого Мое слово, тот пусть говорит Мое слово верно!» (Иеремия 23, 28).
Да ну, дорогие братья и сестры, мне действительно жаль, что я должен так резко и твердо говорить. Ведь это так слышится, как будто я хочу разрушить вам вашу хорошую веру в Бога, и Отца Иисуса Христа. Нет, я далек от этого смысла, это нельзя, и этого я не хочу. Я хочу и должен только поставить нашу веру в Бога в правильное русло. Как мы должны обращаться к Богу, например, в молитве? Всегда только через Иисуса Христа! Без Него мы только сжигаемся святостью Бога и не достигаем Его. Пусть эти слова идут ко всем, кто так легко обращаются к Богу из своих набожных чувств, пусть это будет утешением дня них: радуйтесь тому, что вы своими примитивными, самодельными молитвами не достигаете Бога. Достигали ли бы вы Его вашими словами и фантазиями, вы были бы сожжены, вы уничтожились бы, вы были бы разбиты. «Слово Мое не подобно ли огню, говорит Господь, и не подобно ли молоту, разбивающему скалу?» (Иеремия 23, 29).
Но мы можем обращаться к Богу без опасности, именем Иисуса Христа. Значит: не нашими чувствами, желаниями и представлениями, но представлениями и знаниями Иисуса Христа о Боге. И поэтому единственная , совершенно правильная молитва к Богу – «Отче наш», которой нас учил Иисус Христос. Поэтому всегда правильно в литургии обращаться к Богу словами: «Об этом мы просим Тебя через Иисуса Христа, Твоего возлюбленного Сына». И для этого, конечно, надо больше и больше познавать Иисуса Христа, только Его. Будь рад тому, что ты не узнал Бога Самого, оставь это лучше Иисусу Христу. Он для этого и поэтому умер. Хочешь ли ты умереть, как Он? В основном, мы должны бы умереть именно как Он. Но сейчас Он это сделал вместо нас. Удерживайся с Ним, этого хватит.
И сейчас ты можешь тоже правильно обращаться к Богу таким образом, как мы это только что сделали перед проповедью в нашей песне «Молю Тебя, Святое Бытие». Это делает поэт Огарев, он совсем не теолог, не проповедник, не один тех набожных, которые думают, что они уже все знают, он только простой, честный, умный человек, который со скромностью признает, как мало он знает о Боге, и Он может стоять перед Богом только в благоговении и смирении. (Читать строфу 1 и 2 песни перед проповедью, особенно строфу 2).
Хвала Иисусу Христу, в имени Которого мы можем обращаться к Богу «Отче наш, Сущий на небесах…». Отче наш, да, но - в небесах. Аминь!
|