Проповедь к предпоследнему воскресенью церковного года, 14.11.2004.
Послание: Римлянам 8,18-23.
Евангелие: Матфея 25,31-46.
Главная песня: „Es ist gewisslich an der Zeit, dass Gottes Sohn wird kommen“ (В книге с песнями 149, к сожалению, ещё не переведена, так что вместо неё „Ihr lieben Christen freut euch nun, bald wird erscheinen GottesSohn“ = „возрадуйся, крещенный мир, Грядет в славе Божий Сын..” (в папке №11)).
Перед проповедью: “My Lord, what a morning!“ = ”Господь что за уро!..”(в папке №101).
Дорогая община!
Как мы уже слышали в прошлое воскресенье: В конце церковного года мысли христиан обращаются также к концу этого мира, концу нашей жизни, к смерти и вечности, и прежде всего… к возвращению Иисуса Христа. Поэтому эти мысли о конце этого мира и его жизни не должны были вызывать у христианина страх. Напротив: ведь есть причина для радости, если знать: Иисус Христос придёт снова. Потому что в сущности можно рассматривать эти мысли о конце этого мира и своей жизни совсем по-другому: ведь конца вообще не существует, но существует начало, новое начало, в нашей Библии это так хорошо сказано в Откровении Иоанна: „И увидел я новое небо и новую Землю.“ (Откр. 21,1) и Христос говорит: “Се, творю всё новое!“ (21,5).
Но для этого старое должно пройти и пройдёт, старый мир как раз должен пройти, закончиться. И здесь уже перед нами возникает также решающий вопрос: А хотим ли мы этого?
Ведь каждый живёт. Ведь каждый также хотел бы жить. Ведь каждый хотел бы, чтобы жизнь также продолжалась – и если он уже замечает, что он сам стареет, и что ему скоро придёт конец, всё же семья должна жить, дети должны жить, ведь каждая мать думает так: у моих детей всё должно быть хорошо – каждый отец должен так думать. И дети, они молоды, они хотят жить, ведь никто не думает здесь о смерти, это было бы даже также плохо и нездорово. Они думают больше о своей молодой жизни, они получают образование, они думают о своей молодой жизни и как они должны и могли бы жить, и вместе с тем они также, конечно, думают о том, как плохо они живут и как сложна их жизнь здесь. И они хотят улучшить эту тяжёлую жизнь, и здесь реклама расхваливает им всё, что только можно, что они должны себе покупать, но они не могут этого, у них нет денег – у других, напротив, есть деньги в избытке – как хорошо мы все это знаем здесь у нас в России.
Почему я рассказываю всё это здесь? Чтобы ещё раз сделать ясным то, что никто сам не думает о конце жизни, что каждый хочет жить, хочет прожить свою жизнь, но что каждый, и также уже молодёжь, узнаёт: эта жизнь нелегка, не так легка, как нам показывают в некоторых фильмах, эта жизнь также тяжела, она также опасна, она также несправедлива, и она однажды закончится. Она тяжела – это мы особенно знаем в России, она опасна – мы замечаем это, если вдруг сильно заболеваем, она несправедлива – это мы тоже замечаем здесь, и поэтому боролись за справедливость и даже провели революцию, эта жизнь однажды закончится – это мы видим, когда человек умирает, если мы взглянем на это. И иногда кто-то уже так сомневается в жизни, что совершает самоубийство.
„Но теперь хватит,“ – я чувствую, что вы так думаете: “Жизнь всё же прекрасна“ (Гёте). Да, это так – но она также плоха и тяжела, это тоже так. Мы живём, и мы умираем. Как справляются с этим? Христиане всегда говорили: эта жизнь здесь – не всё, существует вечная жизнь после смерти. Это великолепно, если в это могут верить. Это утешает во всех бедах. Но если это утешение говорят, чтобы обнадёжить на время после смерти, тогда вы чувствуете себя легко обманутыми. По праву/с полным основанием, потому что часто богатые говорили это бедным, чтобы оправдать несправедливое положение здесь в этой жизни, а не улучшить. Напротив им критичные, самокритичные христиане в остроумном противопоставлении выражению „Есть жизнь после смерти” сказали: „Есть жизнь ПЕРЕД смертью!“ И в этом они абсолютно, абсолютно правы – и это очень, очень хорошо по-христиански. Потому что от этой жизни после смерти, от этой вечной жизни, в которую мы, христиане, верим и о которой мы особенно думаем в эти последние дня церковного года, от этой новой жизни ведь должно что-то быть уже здесь, в старой жизни, заметно! И это тоже так.
Смотрите: если кто-то становится христианином, тогда у него совершенно другой взгляд на эту жизнь здесь, чем у того, кто не является христианином. Если кто-то христианин, то он ведь живёт с Иисусом Христом, и тогда он умирает также с Иисусом Христом. Ведь именно это мы слышали в последнее воскресенье: “Живём ли мы, для Господа живём, умираем ли, для Господа умираем. Поэтому живём или умираем – всегда Господни“. (Римл. 14,8). И кто идёт через эту жизнь с Иисусом Христом, тому не нужно больше испытывать страх перед смертью. Конечно, он вновь и вновь испытывает страх в этой жизни; конечно, мать вновь и вновь боится за своих детей, конечно, отец вновь и вновь боится, будет ли у него теперь работа, или сможет ли он удержать любовь своей жены; конечно, молодёжь вновь и вновь испытывает страх, всё ли так же хорошо в любви к своему партнёру; конечно, отец в молодой семье вновь и вновь боится, сможет ли он оплачивать жильё, конечно, каждый действительно больной испытывает вновь и вновь страх, будет ли он снова действительно здоровым, и подумайте только о смертельно больных – это было бы даже неестественно, если бы они не боялись – поэтому мы также всегда молимся о умирающих. Страх и заботы принадлежат к нашей жизни на этой земле. Это очень хорошо знает Библия и не обнадёживает так наивно и просто, что позже будет вечная жизнь. Это хорошо познал и испытал даже Иисус Христос, когда он в Гефсиманском саду плакал кровавыми слезами или когда он воззвал на кресте: “Боже мой, Боже мой! Для чего Ты оставил меня?“
Это очень ясно говорит нам Иисус также и в Евангелии от Иоанна: “В мире будете иметь скорбь..“ (Иоанн. 16,33), но он также сразу говорит к этому „…но мужайтесь: Я победил мир“. Как же, как же он это сделал, победил этот мир? Ответ такой: благодаря своей жизни, страданиям и смерти. И здесь ты, конечно, можешь сказать: это также всего лишь такие слова, которые мне не помогают, я всё равно вновь и вновь испытываю страх. Да, это верно, ты вновь и вновь испытываешь страх в этой жизни. Одно только повторение этих слов не помогает. Но что помогает, так это: встать на путь с Иисусом Христом… через его жизнь, страдания и смерть, и это значит точнее: ты должен сам встать на путь ЧЕРЕЗ ТВОЮ ЖИЗНЬ, СТРАДАНИЯ И СМЕРТЬ и при этом СМОТРЕТЬ НА ПУТЬ ХРИСТА. При этом потом ты также шаг за шагом победишь этот мир, старый мир, страх, тем что ты возьмёшь с него пример, как Он победил этот старый мир с его страхом.
Но как же Иисус Христос сделал это? Я скажу вам на это два центральных высказывания Иисуса: 1.) „НЕ БОЙСЯ, ТОЛЬКО ВЕРУЙ!“ (Марк. 5,36) и 2.) „БОЖЕ МОЙ! ДЛЯ ЧЕГО ТЫ МЕНЯ ОСТАВИЛ?“ (Матф. 27,46). Первые слова говорят: брать всё с доверием из рук Божьих, даже и то, что тебе так сложно! На это мы уже часто говорили себе: „Ты ещё можешь так глубоко падать, ты всегда падаешь в Божьи руки“. И если ты больше не можешь это сказать – о, так бывает – тогда просто скажи смело другие слова: “Боже мой, для чего Ты меня оставил?“ Если ты скажешь то честно и глубоко, тогда Бог придёт тебе на помощь, в это я верю, настолько, насколько я христианин. Это трогает сердце Бога, так же, как когда его единственный Сын говорил эти слова. Иногда, дорогая община, я думаю, что Бог поэтому воскресил от смерти Иисуса Христа, потому что он был абсолютно покинут Богом, и Иисус сказал: „Если Ты мне не поможешь, тогда мне ничто не может помочь, теперь всё зависит от Тебя!“ Это оказывается почти шантаж, но Бог отреагировал на этот крик о помощи: за глубочайшим состоянием, когда Бог оставил его, следует величайшее чудо: Воскрешение! Старый мир будет преодолён и новый мир придёт.
Всё же теперь мы должны прослушать в конце ещё коротко сегодняшний текст проповеди, у которого мы уже давно. Речь в нём также идёт именно о том, как мы, и даже всё творение, желаем преодоления старого мира и наступления нового мира, в котором мы освобождены от страха и смерти. Огромное желание избавления движется через все творение и особенно через все христианство, огромное желание того, что окончательно ясно и очевидно: Мы дети Божьи, и своим детям Бог делает только хорошее!
(Прочесть Римл. 8,18-23).
Этот текст Павла является в основе представлением истории Бога с его творением в четыре ступени: 1.) хорошее творение Бога (Стихи19+21+22) 2.) Грехопадение творения в мир страха, смерти и страдания (Стих 20) 3.) Решающий поворот в истории: появляется Иисус Христос, чтобы преодолеть старый мир страха и смерти (Стих 23), и… 4.) окончательная явность нового мира, вечной жизни, того, что мы теперь действительно дети Божьи, которые могут ожидать только хорошего от своего Отца.
Наступление нового мира без страха и смерти, начало вечной жизни, суд над старым миром и его конец – этого мы ждём и к этому стремимся, как поётся так ясно в нашей главной песне: “О наш Господь, на суд спеши! Нам лик Твой светлый покажи!..”. И с какой страстью поётся это в чудесном Spiritual, который мы пели перед проповедью, о конце старого мира и о приходе нового мира (одна из самых сильных религиозных песен, которые я знаю).
Но, как мы уже слышали: Этот Новый Мир, эта Новая Жизнь – это не то, что после нашей смерти… у нас, христиан, она началась уже сегодня: „Есть жизнь ПЕРЕД смертью“. Решающий перелом в жизни христианина – не смерть в конце нашей земной жизни, но день, в который мы стали христианами, в который мы покрестились и в который мы начали следовать за Иисусом Христом. Это, собственно, смерть в нашей жизни, которая является решающим переломом и поворотным пунктом в истории нашей жизни: смерть старого человека и старого мира; другая, физическая смерть для нас, христиан, - только остановка на нашем жизненном пути со Христом.
Ведь так говорит нам Иисус Христос у Иоанна (5,24) „Слушающий слово Моё и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь.“ И Павел говорит своими словами то же самое в той же главе из нашего текста проповеди: “Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: Авва, Отче!“ (Римл. 8,15). И этот Отец может делать нам только хорошее, даже тогда, когда его Сын придёт судить этот старый мир.
Аминь
|