Богоявление 2, 20.01.2019 г.
Рим 12.9-16
Мы живем в стране, где многие люди не стесняются дать друг другу советы. Чаще всего советы эти — доброжелательны и исходят из желания помочь человеку. Я все время должен напоминать себе об этом, когда я слышу от незнакомых людей - «оденьте шарф», «не ходите ночью», «бери то масло, а то, что ты взял - дрань.” Делай то, делай другое, а не делай того…. Моя первая, внутренняя реакция на такой шквал советов - «Я — взрослый человек, и буду принимать свои собственные решения! Вы мне - не указ!»
Интересно, были ли среди первых читателей Послания к Римлян люди, похожи на меня, которые не хотели бы услышать советы Павла? Ведь он даже не знал их лично; апостол еще не посещал Рим, когда он отправил послание и был знаком с общиной там только заочно. Конечно Павел еще при жизни был известным апостолом и люди знали о его деятельности и уважали его авторитет… но все же не думали ли некоторые, что Павел слишком много берет на себя, когда он строка за строкой говорит с общиной в повелительном тоне, как в нашем отрывке сегодня?
На самое деле так возможно думать, только если не знать или не обращать внимание на то, что Павел писал в первых 11 главах своего послания. В первой части письма тема спасения находится в центре внимания. В Послании к Римлянам Павел детально излагает, как во Христе мы, грешники, получаем примирение с Богом верой по благодатью.
А начиная с нашей главой, Павел расширяет тему и говорит о том, как жить на основе осознания незаслуженной нами Божьей любви. Павел знает по опыту насколько сложно бывает христианским общинам в таких вопросах. В Риме и в других общинах, есть люди разных национальностей, культур, уровней образования и обеспеченности. У них была общая вера, но не были одинаковых норм поведения, и порой люди в общине были в шоке друг от друга. Поэтому мы можем понимать, почему Павел не остается только на вопросах теоретических, но говорит о тех моментах, которые наверняка были для общины актуальными. При этом Павел не хочет быть командиром, которые контролирует людей издалека. Он просто хочет описывать, как может выглядеть жизнь христианина. Более конкретно, он предлагает конкретные действия, как воплощать в жизни любовь Божьей для грешника. Отрывок начинается “пусть любовь ваша будет искренна,” и дальше разъясняет, что это значит. Мы можем предположить, что римляне правильно поняли Павла, даже если не знали его лично, и ценили то, что он старался им передать…. Ведь если они не ценили, не сохранили бы это послание для нашего с вами чтения 2000 лет спустя!
А за что мы ценим эту часть послания к Римлянам? Ведь Павел писал совсем не для наших дней и не для наших людей. Разве его советы, основанной на опыте античного человека, даже если они были безупречные тогда, полезны для нас сейчас?
Дорогие братья и сестры! Даже Священное Писание не дает нам приказы. Оно, как добрый друг, делится своим опытом о том, как следует жить. Авторы ее книг говорят о собственного опыта встречи с живым Богом, с Небесным Отцом, который заботится о своих детях. Мы понимаем, что забота та выглядела по-разному в разных эпохах человеческой цивилизации. Но Божья любовь объединяет нас, дает нам общую веру во воскресшего Спасителя, общие убеждения, и поэтому общие ценности и общее стремление жить в гармонии с тем, что мы дорожим.
Именно исходя из этого мы читаем и внимательно слушаем то, что Библия нам говорит о христианском поведении. И Павел дает нам прекрасное пище для размышления.
В нашем отрывке он пишет очень эмоционально; даже в переводе мы ощущаем, что его слова пропитаны ярких чувств. Для некоторых из нас эмоции — враги, которые отвлекает от самого важного. Но Павел считает, что наши чувства могут быть источником доброй энергии и могут помогать нам жить по образу Христа. в 11-ом стихе он говорит “духом пламенейте”, последнее слово от греческого “зео” - кипятить. Павел хочет, чтобы наши чувства помогали нам отвергать грех - “ненавидьте зло,” он говорит буквально. Христианин не должен быть равнодушным к несправедливости, насилию, коррупции, угнетению. Испытывая такое неприятие зла к злу, мы “бежим” в противоположение направление.
Читая эти стих, мы убеждаемся, что благо, к которому мы стремимся — не свод правил, а жизнь на основании любви. Она лежит в основании всех его советов. В построчном переводе 10-го стих, например, мы читаем: «братолюбием для друг друга любвеобилные, почтением друг друга опережающие». Любовь - больше, чем избежание ошибок, а сочувствие, участие. Здесь в 12-го главе своего послания, Павел дальше конкретизирует, как любовь влияет на наши взаимоотношения.
Именно отношения с другим людьми важны для Павла, гораздо больше, чем личное самосовершенствование. Вы, может быть, заметили, что Павел все свои советы говорит в множественном числе. Здесь он отличается от философов своего времени (и моралистов нашего времени), которые считали, что правильная жизнь - когда отдельный человек стремится жить по высшим добродетелям. Конечно, личная ответственность и стремление к добру это хорошо. Никто не спорит. Но для такого стремления, не нужны ни Христос, ни Евангелие. Христианская этика выглядит иначе.
Павел предлагает путь, который одновременно более реалистично и более богато. Христианская жизнь - жизнь в “коинонии”, в общении и взаимоподдержки. Христианская община заботится о своей внутренней жизни, о своих членах - “делитесь с братьями по вере, если они в нужде” (13а); “Радуйтесь с теми, кто радуется, плачьте с теми, кто плачет. Живите в полном согласии друг с другом.” (15-16а) Заодно община остается открыта для нужд тех, кто находится вне общины - “будьте гостеприимны” (13б); “Не будьте заносчивы, будьте в дружбе со всеми - и с простыми и малыми.” (16б). Христианине даже хорошо относятся к тем, кто плохо относится к ним “Благословляйте тех, кто вас преследует, благословляйте, а не проклинайте” (14).
Стоит здесь нам делать паузу, наверно, и подумать немного о том, как у нас все это получается?
Пауза...Можно дать людям время подумать в тишине или можно еще раз прочитать 12.9-16 целиком или избранные стихи из отрывка, исходя из “чувствительных моментов” конкретной общины
Павел дает хорошие советы, которые нам, современным христианам, порой не просто применять в жизни. Но и тогда было непросто жить по любви. Главная - быть открытыми к действии любящего Бога в нашей жизни. И пусть те слова, с которыми он вдохновил римлян вдохновят и нас на этом пути: “утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны” (.12). Полагая на помощь Господа, который спас нас от греха, мы будем терпеливы и полны надеждой во нашем стремлении жить по любви. Аминь.
Б. Бюркле, пропст
|