Адвент 1, 2018. Лк 1.67-79
Благодать Вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа!
Дорогие сестры и братья, поздравляю вас с началом нового церковного года! Сегодня — первое воскресенье сезона Адвента, с чего наш церковный календарь берет свое начало. А главные темы этого времени года мы можем видеть на примере нашего текста на проповеди; он поможет нам войти в то состояние ожидания, которое характеризует Адвент.
Нет библейского персонажа, который лучше подходит для этого времени года, чем Иоанн Креститель; не случайно, что в 3-х из 4-х адвентских текстов этого года, речь идет так или иначе об Иоанне. Но, как мы убедимся в течение Адвента, каждый текст об Иоанне сообщает нам что-то особенно важное и об Иисусе. Так и сегодня, в тексте, который носит свое собственное имя: «Бенедиктус», или «благословен». Итак, послушаем текст:
Прочтение текста
Этот отрывок из первой главы Евангелия от Луки - поэма или, скорее всего, песня; ее пел священник и пророк Захария, отец Иоанна Крестителя. Имя Захарии означает «ЯХВЕ помнит». Это очень подходящее имя для него, поскольку Бог не забыл о Захарии и о его жене Елизавете, а дал им сына, несмотря на их преклонный возраст. Может быть вы помните, что Захария сначала не поверил, что он может стать отцом. В связи с этим на некоторое время Захарий стал немым, но он заговорил, когда принесли новорожденного ребенка в храм. И в словах его песни, мы тоже видим эхо темы памяти, так как одна из ключевых идей в этом пророчестве - что Бог помнит все свои обещания и их выполняет. Рождение сына напоминало Захарию об этой базовой истине, о Боге; и слова его песни, с самых древних времен, напоминают христианам об этом, ведь «Бенедиктус» поется на каждой службе утренней молитвы и в западных и восточных литургических традициях.
А если возвращаться к тексту песни, в первой ее части (ст. 68-75), присутствуют очень много ссылок на Ветхий завет. Захария тем самым подчеркивает, что обетования, данные избранному народу, исполняются во Иисусе, и что его сын Иоанн приготовит пути Ему. Используя образ из псалмов, Захария говорит, что Бог «воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего» (.69) Рог - символ из животного мира, который указывает на силу и является знаком победы. Поднятый рог означает, что народ защищен, даже когда кажется, что сил больше нет. И, действительно, найти собственные силы для победы над внутренними и внешними врагами было невозможно - пророки об этом говорили достаточно часто. Несмотря на то, что Бог милостиво заключил с народом договор и клялся предкам остаться верным, народ сам не смог справиться с условиями договора. Поэтому Бог обещал через пророков, что наступит время прихода великого Спасителя. Теперь, говорит Захария, это обещание исполняется. Этот факт подчеркивается в начале и в конце песни — именно в этих местах повторятся, что Бог «посетил» свой народ. А если в Ветхом завете такое посещение было, скорее страшной угрозой наказания за грех, то здесь мы видим совсем иное посещение - при Приходе (Адвента) Спасителя, все поймут, что наш Бог исполнен любовью и милосердием (78) и хочет только блага для людей.
Захария мало говорит о роли своего сына в этом «посещении» Богом народа, но есть прямое обращение к нему в стихах 76 и 77: «И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их». Но Захария видит дальше и шире, чем собственную отцовскую гордость. Он не говорит - «сын мой», «дорогой Иванушка» - а использует нейтральное слово «младенец», потому, что понимает, что не Иоанн, тем более не он, Захарий, не в центре этой истории. В центре - Иисус Христос.
Поэтому Захария возвращается к самому главному в последних стихах своей песни. В переводе Российского Библейского Общества они звучат так: «Наш Бог, исполненный любви и милосердия, пошлет нам светлую зарю с небес — она взойдет и озарит сиянием всех, кто живет во тьме под сенью смерти и путь укажет нам, ведущий к миру». Особенно заметно здесь, что Захария ссылается не только на обещания Бога избранному народу, но и также вспоминает те места в Ветхом Завете (особенно у пророка Исайи), что Спаситель станет светом для всех людей и укажем путь к миру всем.
Это все исходит из любви и милосердия Бога; без этого шага с Его стороны, все и всё были бы потеряно. Он спасает нас из этого положения...и Он так делает ради того, чтобы мы жили по-другому.
Это особенно видно в середине песни, когда Захария говорит, что Спаситель пришел, чтобы мы могли: «небоязненно, по избавлении от руки врагов наших, служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей.» (.74-75). С одной стороны, кажется что здесь ничего особенного. Но подумайте немного - если бы, действительно, не было никаких врагов в этом мире? Если бы люди по-настоящему жили в святости и правде? Именно такой мир хочет для нас Господь. Именно таким выглядит Царство Божье. И если Бог так хочет, так и обещает и не забывает о своих обещаниях, тогда становится ясным, что Спаситель запускает процесс исполнения обетования Бога о преображении этого мира.
Кроме этого, эти слова намекают на интересную мысль, что мы не можем служить Богу если мы «в боязни» перед ним - “никого не страшась, мы будем служить Ему, чтобы быть святыми и праведными в очах Его все наши дни”. (.74-75, перевод РБО). С одной стороны Библия говорит о здоровом страхе перед Богом, о том, что мы должны помнить, какие мы маленькие и беспомощные в то время, как Он Великий и Всемогущий. Но здесь речь идет о другом, о чувстве тревожности, которое основывается на недоверии Богу и Его обетованиям. Если мы видим только наш грех, конечно будем в ужасе и страхе перед Богом! Но совсем другое дело, когда мы видим и наш грех и Его прощение наших грехов. В первом случае мы будем сосредоточены только на нас самих, а во втором мы будем свободны от бесполезного волнения, мы настолько свободны, что сможем Ему служить с радостным сердцем. Таково служение «в святости и правде», где эти качества не наши собственные, но они есть, потому, что они дарованы Христом.
Захария пророчествовал, ради чего пришел Спаситель в мир. Но мир не принимал его полностью. Мы с вами в церкви даже не до конца освоили уроки и возможности, которые Он нам дал. В этом мире и в нас самих еще слишком много враждебности, страха, и тьмы. Но в это время Адвента, мы ищем признаки света в этом мире и в нас, даже если это только тусклый свет на горизонте; и мы стремимся ходить по пути мира (.79) и стремимся передать свет Божьей любви другим, пока мы ожидаем полного осуществления благодати Божьей. Аминь.
Б. Бюркле, пропст
|