Проповедь к Празднику Реформации 31.10.2004.
Римлянам 3, 21-28
Евангелие: от Матфея 5,1-10
Главная песня: Бог нам прибежище и сила (в папке семинара 14) = Ein feste Burg ist unser Gott
Перед проповедью „Nun freut euch, liebe Christengemein „ = Возрадуйся, крещёный мир (в папке 61, 1-3)
После проповеди „Nun freut euch..“ = Возрадуйся, крещёный мир (в папке 61, 4-10)
Дорогая община!
Сегодня праздник Реформации. Вы все знаете, что это очень важный праздник для нас. Почему? Потому что сегодня исполнилось 490 лет с 31 октября 1517 года, когда Мартин Лютер прибил на дверь монастыря Schlosskirche в Wittenberg 95 тезисов и этим начал процесс, который привёл в конце концов к реформации церкви. Честно говоря, только к реформации части церкви.
Большая часть христианской церкви не участвовала в реформации, она прошла на западе римской католической церкви; церквей востока реформация вообще не коснулась. Первым внешним/видимым результатом реформации стал дальнейший раскол единой христианской церкви. Это прежде всего печальный результат, от которого все мы христиане страдаем.
Несмотря на это реформация была очень важной, необходимой вещью, это признаёт также римская церковь. Это сказал также католический пастор Miron тогда, когда мы с ним и представителями других церквей проводили вместе конференцию по Празднику Реформации 31 октября 1998 года:
„Реформация церкви была необходима - тогда“.
Но остаётся вопрос: „Всё ещё и сегодня? Является ли реформация церкви единыжды прошедшим событием, которое можно отнести к историческим документам?“ Наша лютеранская церковь даёт на это ответ: „Нет, реформация церкви необходима вновь и вновь!“ Поэтому также определение лютеранской церкви о самой себе таково: „ecclesia semper reformanda“, это значит: “Вновь и вновь реформировать церковь!“ Почему же? Да, что же значит реформация? Реформация - это восстановление, обновление, даже совсем просто очищение.
Да, отчего должна быть очищена церковь? Можно ответить почти как отвечает домохозяйка: „Квартиру нужно вновь и вновь очищать от всего того, что люди приносят внутрь“. Ведь все знают, что люди приносят в нашу квартиру: грязь на ботинках, которую потом надо вновь выбрасывать. Но также и подарки приносят люди в наш дом. Должны ли их тоже вновь выбрасывать? Они должны быть выброшены, если они такие, что у нас есть чувство: мы даже вовсе больше не у нас дома.
Каждый хозяин (который принимает гостей), каждая хозяйка приглашает к себе домой, хочет угостить своих гостей и радуется подаркам, которые подходят к дому. В нашей церкви хозяин - Иисус Христос, Он хочет нас здесь угощять. Каким подаркам Он радуется? Он радуется, если мы приходим к Нему со своими вопросами, не со своими ответами. Со своими вопросами и со своей бедой, которую мы ощущаем. Мы не можем ничего здесь дать или выставить, мы можем здесь что-то принять. Наш подарок - это наше сердце, которое спрашивает и которое беспомощно. Библия говорит это однажды очень отчётливо в Псалме 50,19: “Жертва Богу - дух сокрушённый, сердца сокрушённого и смиренного Ты не презришь, Боже“.
И Иисус рассказывает это очень хорошо в притче о фарисее и мытаре (от Луки 18,9-14): Фарисей выставляет перед Богом, что он всё делает и знает, мытарь знает, что он совсем ничего другого не знает, как то, что он бедный беззащитный человек перед Богом, который может только сказать: “Боже! будь милостив ко мне, грешнику!“ Это его подарок как гостя в храме, доме Господнем. Это подходит церкви, от этого радуется хозяин и тот, кто ждёт гостей; если люди это приносят в дом Господа: свои вопросы, свою растерянность, свой признание „я бедный грешный человек“, это правильно, от таких „подарков“ церковь не должна быть очищена.
Но от чего должна вновь и вновь очищаться церковь, это несговорчивость, надменность, дерзость, даже диктатура людей, которые утверждают, что уже всё знают, и которые утверждают, что они истинные христиане, и все должны делать так, как они. Это значит - оставаясь в образе домохозяйки - грязь, которую люди приносят в дом церкви, и от которой они вновь и вновь должны очищаться: несговорчивость перед людьми, дерзость перед Богом! Православные ли это, или католики, или баптисты, или также лютеране - вновь и вновь существует опасность, что люди делаются важными в церкви, что люди определяют веру и диктуют, и этим угнетают других на их жизненном пути.
Да, эта опасность существует также в лютеранской церкви. Но лютеранская церковь, церковь реформации, отличается от других тем, что эту отчётливо видит эту опасность или должна видеть, и это один из её жизненных принципов, вновь и вновь очищать церковь от дел человека, человеческого тщеславия и диктатуры. Утрированно, остро выраженно то значит: “Не я прав, но Иисус Христос прав. И кто есть Иисус Христос, этого я всё ещё не знаю полностью (сравните Фил. 3,7-14). Но он достиг меня (Фил. 3,12) и я им вдохновлён, этот человек больше не отпускает меня, и так я следую за ним, чтобы ещё больше пережить с ним (Лук. 5,1-11)“
Три дня назад я делал доклад в администрации Края о лютеранской церкви в России, и там говорили, конечно, также другие конфессии. Как ясно было мне здесь, что типично для лютеранства - это самокритика собственной набожности и собственной веры, скромность перед Богом и людьми, смелость и честность, признавать, что я ещё не всё знаю о вере, о Боге, о Иисусе Христе, о моей жизни, что я ещё на пути, с моим спрашивающим сердцем и с Иисусом Христом! Другим кажется, что они уже всё знают: „Это так! Это наша вера, и это так!“ И если они хотят быть особенно дружелюбными и либеральными, они говорят: „Мы уважаем и вас тоже, но что действительно христианское - это знаем мы“.
Может быть и так, что для многих очень важно точно знать, что правильно, что по-христиански, что является дейстыительно христианским, и что они с этим попадают на небо и что правда и вера так проста. У нас это не так просто. Мы знаем не больше, чем то, что перед Богом мы бедные и грешные люди, и что мы хотим идти с Иисусом Христом. Но это как раз путь, путь НАШЕЙ жизни, которая ещё не закончилась. Поэтому мы так охотно поём: “Во тьме идём мы в поисках Источника наших сил. И светом для нас лишь жажда сердец... (Wir machen uns auf die Reise, um die Quelle zu finden, ist nur der Durst unser Licht)“. Мы в пути нашей жизни, чтобы найти с Иисусом Христом Источник жизни, и нет права ни у кого, даже если он считает себя настолько христианином, в это вмешиваться.
Если бы мы уже всё знали, мы бы не приходили сюда каждое воскресенье на богослужение, чтобы снова и снова слушать новое „Слово Божье“. Что мы сюда приносим - это наши вопросы, ответ приходит от Бога, а не от человека - и иногда Бог даёт нам здесь ответ на вопрос, который мы вовсе ещё не задали, так что мы удивлённо спрашиваем себя: почему же я раньше совсем не думал об этом?
Также как всегда, в церкви должен говорить Бог, а не мы, люди. Мы хотим слушать в церкви Бога, а не людей. Всё, что люди ставят между нами и Богом и Иисусом Христом, мы хотим вымести, от этого мы хотим очищать церковь. Вновь и вновь. Это реформация церкви.
Но теперь мы должны послушать, наконец, текст проповеди, у которого мы уже давно.
(Прочесть Римлянам 3,21-28). Ведь это ясно от начала до конца:
- Бог прав со своим мнением об этом мире
- люди отдалились от него безразлично
- спасти может только путь с Иисусом Христом!
Но всем людям, которые хотят наставить нас только на их путь со своей ограниченной упрямостью и снова нас подавляют, пусть будет громко сказано: мы идём всё больше к свободе на пути с Иисусом Христом через НАШУ жизнь, поэтому „Итак стойте в сободе, которую ДАРОВАЛ нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства!“ (Галатам 5,1)
Аминь
|