Проповедь к 14 вс после Троицы, 12.09.04
Послание: Римлянам 8, 14-17
Евангелие: от Луки, 17, 11-19
Главная песня: “Я Бога е оставлю…” (49)
Перед проповедью: “Молись, дитя…” (новая песня в папке 144, в папках семинара 3), строфы 1-3, после проповеди строфы 4-7.
Дорогая община!
Только что мы спели о молении, о вере и об ангеле-хранителе. Для нас это очень хорошее понятие: существует кто-то, кто охраняет и защищает нас – это, конечно, Бог, и он посылает нам нашего ангела-хранителя. Каждая мать охотно говорит своему ребёнку: “У тебя есть Ангел-хранитель”. И каждый ребёнок также доверчиво оборачивается к своей маме и знает: она поможет мне и защитит меня. У ребёнка ещё есть вера, он верит в жизнь, это значит, в конце концов, в этого Творца, в Бога. Поэтому также говорит Иисус: если вы не будете как дети, не попадёте в Царство Божье. Потому говорит здесь также поэт, автор нашей песни, Никитин: Молись, дитя, ведь ты можешь.
Да, кто является ребёнком, тот может молиться и верить, и кто молится и верит, тот ребёнок, также если он уже совсем стар, и это хорошо: быть ребёнком перед жизнью, перед Богом. Почему? Потому что это показывает, что мы всё ещё не потеряли контакт с Богом. Да, кто молится, тот показывает, что он – ребёнок Бога.
И теперь мы пришли к тому, что можем прослушать текст проповеди, Римлянам 8, 14-17. (Прочесть).
Да, все, водимые Духом Божьим, суть сыны Божьи (стих 14). Это нам ясно: все, кто чувствует себя рядом с Богом, могут полные доверия обращаться к нему, как дети, они дети Божьи. Ясно, это мы видим у каждого ребёнка, нам кажется. Но, - ведь мы не всегда остаёмся детьми, которые могут доверять жизни и Богу, это ведь также знает каждый. Ведь в жизни мы узнаём очень скоро, когда мы становимся старше, что мы не всегда можем верить жизни и вообще людям. Нам лгут, нам не доверяют, мы должны защищаться, мы начинаем испытывать недоверие к жизни и к людям, мы начинаем сомневаться в людях и в Боге. И именно об этом также пелось в нашей песне, и нам давался совет: “Молись, дитя: сомненья камень/ твоей груди не тяготит/ твоей молитвы чистый пламень/ святой любовию горит.” Да, это прекрасно, это было бы прекрасно. Но кто же может так просто преодолеть сомнение, когда он пережил, как взрослый человек, так много зла в жизни? Кто же может так доверчиво молиться, что он отделывается от всех сомнений, полностью доверяется Богу и ощущает своего Ангела-хранителя?
Ты скажешь: ведь я молюсь, ведь я обращаюсь, полный доверия, к Богу. Ведь я это могу. Осторожно. Если ты честен, то ты поймёшь, что ты больше не можешь молиться так, как ты молился, будучи ребёнком. Слишком много плохого ты должен был уже испытать в этой жизни, ты больше не ребёнок. И если ты сегодня снова молишься, то это совсем по-другому, чем когда ты был ребёнком. Ты больше не ребёнок, не будь таким наивным, когда ты молишься. Ты вырос. Ты пережил этот мир со всем злом в нём. Ты испытывал в нём СТРАХ, вновь и вновь. И как раз об этом говорит Павел, он умён и честен: вы пережили настоящий страх, вы были полностью зависимы от механизма этого мира: удар и ответный удар, террористы и милиция. Вы были РАБАМИ СТРАХА, и, собственно, всё ещё являетесь ими. Но с другой стороны: вообще, вы всё же больше не рабы страха, если вы настоящие христиане.
И вот мы снова у решающего пункта: ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ НАСТОЯЩИМ ХРИСТИАНИНОМ? Это не значит просто так наивно доверчиво молиться, как будучи ребёнком. Это не значит также просто так набожно молиться, как ты это себе представляешь. Что это значит, быть настоящим христианином, это мы сейчас скоро послушаем у Павла. Здесь слышим мы сначала то, что он говорит о рабстве страха, которое мы испытываем: “Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем “Авва, Отче!”. (стих 15).
Ведь это значит: страх вы испытывали и ещё испытываете в этом мире, и вы никогда не станете вновь такими наивными детьми, как после вашего рождения. Но вы снова становитесь детьми, которые могут доверчиво сказать Богу: “Любимый Отец”. Как это? Почти можно сказать, как через новое рождение, даже должно быть сказано: это новое рождение для вас, что вы можете сказать снова “Любимый Отец”, я доверяю Тебе и жизни. Вы стали детьми Божьими, как детьми нового качества. Вы больше не наивны и невинны, как при вашем (первом) рождении. Вы пережили в этом мире силу зла и греха, и силу страха, которая исходит из греха и вины.
Но теперь вы освобождены от силы страха и (снова?) стали детьми Божьими, которые доверчиво обращаются к Богу: “Авва, любимый Отец!”
Как это? Не так, что вы снова вернулись обратно к своему детству – этого больше не будет – но так, что вы повернулись вперёд, к Иисусу Христу, истинному Человеку и Богу.
И здесь был дан ответ на два вопроса: что это значит, быть настоящим христианином, и повернуться доверчиво, как дитя, к Богу? Но это не значит снова стать ребёнком, как ты уже был. Нет, это значит стать христианином, идти с Христом. И что значит, идти с Христом, ведь это мы все уже давно знаем. Это значит: делить его судьбу в этом мире, каждому своим способом. Это значит: взять на себя свой крест, познать и вынести свою собственную жизнь, но вместе с Иисусом Христом. И идти с Иисусом Христом, значит страдать в этом мире и так преодолевать его. Зло, которое ты пережил в этом мире, оно забрало у тебя наивное детство. Но когда ты познаёшь зло с Иисусом Христом, и не даёшь ответный удар, но переносишь его и знаешь, что оно преодолено и в конечном счёте больше не имеет шансов, таким образом ты выигрываешь большую позицию и можешь прощать (см. Nelson Mandela), тогда ты снова ребёнок Бога с детской верой в Бога, но новорожденный ребёнок, который пережил в себе мир, и жизнь, и вину, и грех, и страх. Заново рожденный ребёнок Христа и Бога, как говорит правильно Павел: “А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только С НИМ СТРАДАЕМ, чтобы с ним и прославиться” (стих 17).
Аминь.
|