10-е воскресенье после Троицы. 25.08.2019
Мк 12.28-34
Когда мы разговариваем, наш тон очень много значит. Есть слова, “неприличные” которые почти всегда режут уши, они могут мешать собеседнику воспринимать суть разговора. О важности избегании таких слов говорилось на занятиях с молодежью на нашем летнем семинаре, когда стало ясно, что в ее речи нередко слышался мат. Но такой же отрицательный эффект могут произвести «нормальные» слова; без единого обзывательства, можно человека (в кавычках) «убить». Не обязательно даже повышать голос для того, чтобы чувствовать агрессию от собеседника. Если в разговоре создается впечатление, что человек стремиться к конфликту и не намерен всерьез воспринимать тебя и твои слова, обе стороны перестают слушать друг друга и от такого общения нельзя ждать ничего хорошего.
Нет сомнения, что каждый из нас в какой-то момент жизни оказался в таком положении. Мы знаем, насколько это (как минимум) непродуктивно; бывает, что есть очень далеко идущие последствия такого нездорового общения.
Такая атмосфера царила во время последних дней жизни Иисуса Христа. Страсти накалились; шел конфликт между Иисусом и религиозными авторитетами на основании Его служения. Его воспринимали, как угрозу их положению. Поэтому разные группы, которые как правило недолюбливали друг друга здесь сотрудничали против общего врага, странствующего проповедника (как они думали) из Назарета.
Мы читаем в 12-ой главе Евангелия от Марка, что “некоторые из фарисеев и иродиан”, пришли “чтобы уловить Его в слове” (12.13). “Потом пришли к Нему саддукеи” (12.18) с такой же целью - унизить Иисуса в глазах народа. И ближе к концу главы конфликт не утихает. Иисус предупреждает своим ученикам: “Остерегайтесь учителей Закона, которые любят расхаживать в длинных одеждах и чтобы их почтительно приветствовали на площадях; в синагогах они стремятся сидеть в первом ряду и на пиру - на почетных местах. Они пожирают имущество вдов, а потом напоказ долго молятся! Этих ждет самый суровый приговор!” (12:38-40 Перевод РБО)
Но несмотря на всю неблагоприятную атмосферу, эпизод о котором рассказывает Марк в нашем тексте на сегодня, показывает, что все может быть иначе.
Стоит здесь сразу оговориться. Когда Лука и Матвей пишут об этом, они считают, что книжник тоже хотел поймать Иисуса на слове (см. Мф 22.34); они более скептически относятся к тем группам, которые участвовали в аресте и казни Спасителя. Но Марк верует, что и среди “врагов” есть разумные люди, и он был уверен, что Иисус должен был хвалить таких. По крайне мере в контексте нашей проповеди сегодня, мы будем солидарны с Марком, и будем считать, что книжник и Иисус не были поглощены атмосферой конфликтов и смогли вести разговор в тоне взаимоуважения, которое отражает главный смысл учения Иисуса здесь.
Книжник в нашем тексте не только понял слова Иисуса поверхностно, он понял суть. Он не только как попугай повторял мудрые слова Учителя, он сам урок усвоил и сделал правильные выводы.
Это - немаловажное достижение. Ведь в разговоре между книжником и Иисусом мы слышим абсолютно ключевое учение для нашей веры.
Иисус, как верный еврей, имел глубокий корни в Писании своего народа. Он отвечает на вопрос, цитируя Закон. Он ссылается на один стих из Второзакония (6.4-5) и на другой из книги Левита (19.18), чтобы было ясно, что это не его собственное изобретение. Божий план с самого начала был, чтобы люди “возлюбили Господа Бога всем сердцем, и всею душею, и всем разумением, и всею крепостию” и чтобы они “возлюби ближнего, как самого себя.” (12.30-31).
Когда Он говорит о них, как о “первой” заповеди, Он имеет в виду, что они являются линзами, через которые мы смотрим на все Его учения. “Первая” заповедь не первая хронологически, и не первая в том смысле, что она в сравнении с другими особенно важна. Нет, “первая заповедь” значит - основная; на ней строятся все другие заповеди . Эта заповедь - краеугольный камень; без нее, все здание духовной жизни рухнет.
На практике это значит, что другие хорошие, важные вещи уходят на второй план. Если
любовь на первом месте, значит, другие важные аспекты жизни - например, порядок, справедливость, святость - иметь место быть только на основании любви. Они никогда не оправданы без нее. Повторяюсь: любовь среди христиан должна занять центральное место, и все другие блага рассматриваются в ее свете.
В этой заповеди Бог просит от своих людей, чтобы они отвечали на ту любовь, которая была им уже оказана. Какая бы не была тяжелая атмосфера вокруг нас, ее не сравнить с той враждой, которую Иисус испытывал в последние дни перед распятием. Особенно в период Его страсти, мы видим, как выглядела бы человеческая жизнь, если в ней была соблюдена заповедь любви.
Сравнивая нашу жизнь с Его, мы понимаем, наша реакция будет двойной. С одной стороны это подталкивает нас к покаянию; ведь мы так далеки от того, чтобы любовь всегда была у нас на первом месте! Если нас принял бы Бог только по нашей успеваемости в этой области, у нас шансов не было! Мы нуждаемся в Его милости, Его прощении.
Но с другой стороны, если этот книжник мог даже в враждебной атмосфере внимать слова Иисуса и делать на них основе правильные выводы, что мешает нам подражать ему? Почему бы нам не задавать вопросы Иисусу - без скепсиса, без агрессии, а с искренним желанием научиться Его мудростью? Почему бы нам не попытаться во всех наших делах поставить любовь на первом месте?
И мир Божий, который превыше всякого ума, да соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе. Аминь.
Б. Бюркле, пропст
|