Проповедь: «Двадцать второе воскресенье после Троицы»
Римлянам 7: 14 — 25.
«Война плоти и духа...».
«Благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа. Аминь».
Дорогие братья и сестры, кто из вас не знаком с еще Советским лозунгом: «Человек — это звучит гордо!». Слышали? Ну конечно! Да, человек, это во многом и звучит, и есть во многом «гордо»...
Спроси у нормального жителя нашей страны: «...что есть человек?», и грамотный, и в меру воспитанный гражданин, обязательно расскажет тебе о высших достижениях и добродетелях человеческого разума... Расскажет о таких гениях как: Платон и Аристотель, Святой Серафим Саровский и князь Владимир, поэт Пушкин и писатель Толстой, музыкант Бах и композитор Рахманинов...
Наверняка вспомнит и о тех, кто помогал нуждающимся, о героях войн и трудовых подвигов... И смотря на эти примеры человеческой жизни, действительно, приходишь к выводу, что человек, это звучит гордо!
Насколько же противоположным этой «гордости», слышатся для нас слова Ап. Павла:
«Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху. Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Ибо знаю, что не живёт во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак, я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим.7).
Как пастор, могу вам честно признаться, что эти строки Св.Ап.Павла, для меня лично, одни из самых любимых... И пусть человек, это звучит гордо, но сколько же в каждом человеке того, что хотелось бы скрыть от других, что тебя абсолютно не красит... И да, бедный я человек!
В любом, даже самом «Святом» Христианине, неизменно присутствуют «низменные» страсти и тайные желания... Да, мы не демонстрируем их «напоказ», не говорим о своих неподобающих мыслях при посторонних, разве что, некоторые открывают самое «потаенное» на исповеди, своему доверенному духовному наставнику и то не все, и не всегда... И это мы говорим о нашей христианской реальности веры, а не просто о среднестатистическом человеке...
И в другом послании Галатам, Св. Павел утверждает приблизительно то же:
«Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти. Ибо плоть желает противного духу, а дух противного плоти. Они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы...» (Гал.5).
Вот в этом все дело, дело в том, что дух наш противится плоти, а плоть противится духу! И хотел бы верой жить по Заповедям, да грехи не пускают...
Дух Святой стремится вознести сердце твое к Небу, к Престолу Всевышнего. Дух наш стремится к тому, чтобы проникся ты устремлениями высшего порядка, не низменными страстями, а самыми высокими, самыми глубокими устремлениями духовными! К этому призывает тебя Слово Божие...
Как написано у Ап. Петра: «Ибо написано: «...будьте святы, потому что Я свят...»» (1 Пет.1).
Устремлениями высшего порядка были конечно проникнуты все Святые... Они покоряли плоть свою духу, они жили не культурой тела, а культурой духа, Дух Божий был для них всем!
Но, следует заметить и даже подчеркнуть важное для нас слово, Святые покоряли плоть духу! А значит, это была не просто тихая молитвенная жизнь в некоей благодати, а духовная борьба!
Большинство из нас — люди душевные, плотские, самые обычные...
Что значит люди душевные? Этим словом обозначаются люди, которых все желания, все стремления, все цели жизни направлены всегда к одному: к тому, чтобы в эту короткую жизнь испытать как можно больше наслаждений. Не хотят они ничего из того, что препятствует их наслаждению, их чувству удовлетворения...
И нельзя сказать, что это в массе своей - «плохие» люди... Они способны творить добро, сопереживать, любить, создавать мировые шедевры... Но им чужды стремления к высочайшему, Небесному блаженству, которое дает устремление Духа к Богу, к высшей Святости и чистоте.... Бога они знать не хотят, они живут без Него, они живут тем, к чему стремится их внешний, их душевный человек.
Что значит слово душевный? Душу имеют не только люди, душу имеют и животные например. Душа – это совокупность всех наших впечатлений, всех внешних восприятий... Душу составляют наши мысли, желания, стремления, переживания...
Все это есть и у животных: и они воспринимают все то, что и люди воспринимают извне. И у них есть стремления и желания. Если человек живет главным образом этими стремлениями, этими желаниями, а не стремлениями высшего порядка, то он заслуживает название человека душевного...
Чем душа человека отличается от души животного знаете? Душа животворит тело, тело любого живого создания, а вот Дух Божий животворит душу! Дух Божий ведет душу человеческую к жизни вечной! Посему и говорит Писание, что без Бога душа человеческая умирает...
Есть несчастные люди, стоящие на весьма низкой ступени духовного развития, немногим превосходят они животных; подобно животным, они стремятся только к удовлетворению требований своей плоти. Животные понятия о высшем не имеют, не имеют Духа, который дан нам, людям, и которым входим мы в общение с Самим Богом в молитве нашей и духовном развитии. Так вот, плоть противится духу, а дух противится плоти. Они противятся друг другу, и жизнь наша состоит в постоянной борьбе между устремлениями духа и влечениями плоти...
Эту борьбу переживали и такие великие Святые как Апостол Павел, и другие верующие, жившие Христом и Словом Его. Эту борьбу переживали и все остальные Святые, и борьба эта была для многих чрезвычайно тяжкой и жестокой. Поэтому говорит апостол Павел:
«Не понимаю, что делаю; потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю...».
Ведь он ненавидел все то, чего требует плоть, ненавидел все страсти, все похоти. Но и он боролся со страстями и похотями. Стремился он делать все доброе, но часто не мог этого: перевешивали страсти плоти, он не мог делать, что хотел, а делал то, что ненавидел... Что же такого он совершал? Это конечно известно только ему и Богу... Но, думаю, это было то, за что ему было стыдно... Любому из нас, за что-то перед Богом стыдно, а за что-то и просто перед людьми... И мне стыдно, и тебе... Мы — люди...
Оправдывает ли это нас? Или того же Ап.Павла? Св.Кирилл Иерусалимский писал:
«Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю... Некоторые из менее сведущих полагают, следуя видимости, что Павел хочет подтвердить эллинский миф, который они — не знаю почему — решили поддерживать, заблуждаясь и вводя в заблуждение. Ибо, придумывая некий рок и судьбу, как им заблагорассудится, а затем приписывая несуществующим вещам власть над нашими делами, они лишают человека того, что ему более всего подобает, а именно необходимости жить свободно, имея добровольную и невынужденную склонность к тому, что он предпочтет делать…
Ведь если кто-нибудь станет делать недозволенные вещи, то ему, по их мнению, невозможно избежать веления рока, даже если он вдруг этого захочет, и никто в здравом уме не сможет порицать его, даже если он окажется согрешающим...».
У Павла же нет и намека на некое «самооправдание»... Бедный я человек!
Библия называет святость “плодом”: “ Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец - жизнь вечная...” (Рим.6).
Так каким образом созревает этот плод святости в нас? Апостол, автор Послания, дает нам ответ - освобождением от греха и добровольным подчинением Богу.
Святость состоит из двух критериев: одна часть от Бога — спасение, и другая часть от нас - послушание Ему... Без послушания, мы вернемся в ту область, в которой и были - безбожие с его страшными последствиями...Как мы знаем, свободу от греха мы получаем в Господе Иисусе Христе... Освобождаясь от греха и прибывая во власти Бога, мы заполняемся тем, что свойственно Ему, т.е. святостью, состраданием, любовью, покаянием и послушанием...
Любовь - это не метафора, это не философское значение; любовь - это действие, продиктованное внутренним порывом. Любовь, зачастую, это жертва! Наша жертва... Невозможно любить и не жертвовать своими желаниями, и своим эгоизмом...
Святость - показывает нам, насколько мы освободились прежде всего от мысли, что мы можем жить и действовать якобы без Бога и далее насколько глубоко и, можно сказать, качественно мы Им заполнены...
Поскольку мы не можем получить освобождение от греха и самостоятельно заполниться Любовью от Бога, то можно сказать, что данный плод, так же в какой-то мере является и Его — даром...
И в этом отношении, можно утверждать, что Бог нас, как людей, Сам всецело освящает и спасает!
Именно по этому, человек сам по себе спастись не может, только во Христе, и только Именем Иисуса Христа! Какой бы ты ни был «хороший», вне Христа ты не спасен!
Именно по этому, Ап.Павел так открыто признает, что он слаб сам по себе, и ничего хорошего в нем, как в человеке нет...
Святость - это физическое проявление Божьих принципов в нас. Святость - одно из наиболее фундаментальных понятий Христианства. Святое - являющееся Богом или Божественным, происходящее от Него, отмеченное Его присутствием или действием Божественной Благодати, посвященное Ему в служение и отделенное от мирского...
Так почему Бог требует от нас святости? Давайте обратим наше внимание на один стих из 1Пет.1: “...но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках...”.
Заметили ли вы, что Петр пишет о примере от Иисуса Христа? Петр пишет о служении и жертве нашего Господа и таким образом, он призывает нас поступать так же, как и Он. Святость мы показываем в поступках, акцентируя внимание на то, кому мы служим и для каких целей...
Апостол Петр пишет: “...будьте святы во всех поступках...”.
Он не говорит о нашей нравственности и характере, поскольку для него само собой разумеется, что мы должны быть заполнены Им, он пишет о том, что Божье естество должно быть реализовано в поступках, что мы делаем... Ну, или часто не делаем... И нам стыдно... Запомните очень важное откровение:
«Обличение Святого Духа о грехе и Осуждение от дьявола нас за грех - разные вещи! Бог не осуждает людей. Он обличает и помогает исправиться. Если вы обвиняете себя, то это не Бог! Раскаяние приносит свободу, а не иго!».
Чтобы осуществить данную Богом задачу святости жизни, есть только одно решение - начать действовать по Слову Господа! Любить Его Слово! Тогда слово греховной плоти потеряет силу в твоей жизни...
Святость - это то, что помогает увидеть нам волю Божию в нашей жизни... То, к чему нас призывает Христос в жизни... Святость мы получаем от Иисуса Христа и она же нам нужна для того, чтобы Его увидеть! Вопрос остается только в одном - послушны ли мы Ему?
“Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение...” (Кол.3).
Милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение - всего лишь проявление внутренней святости, т.е - дара от Бога. Можно сказать, что со святостью мы получили обновленный характер, а не благодаря характеру стали святыми! Высокие морально-нравственные качества в нас - не наша заслуга, это результат нашего сопричастия с Богом и результат нашего послушания Ему...
Именно по этому, Ап. Павел, хоть и признается в том, что нет в нем ничего «доброго», признает себя «бедным человеком», но при этом и благодарит Господа:
«Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак, тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию — закону греха...».
И так, Ап.Павел благодарит Бога за Христа... Чем меньше во мне «моего» - греховного, тем больше во мне самом Христа! Тем больше видны во мне «плоды» Святости Иисуса Христа и работы Святого Духа! Отдайся всецело Христу!
Ап. Петр писал:
«Итак, смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесёт вас в своё время. Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печётся о вас...» (1 Пет.5).
Все мы знаем и понимаем, что те же члены наши могут служить и добру и злу... Знаем, что руки наши могут быть воздеты к Богу в чистой и святой молитве, открыть Библию для чтения, могут подавать милостыню, могут заботиться о несчастных, обездоленных, нищих... Но могут быть протянуты и к воровству, и к блуду, и даже к убийству...
Ноги могут быть направлены на путь добра, ноги могут нас вести туда, где надо нам помочь несчастным, могут вести в храм, но могут вести и на убийство и воровство, на супружескую измену и прочь от храма...
Глаза и слух могут быть направлены к тому, чтобы видеть и слышать всё доброе, но они же могут быть использованы на то, чтобы с наслаждением воспринимать сладострастное, нечистое, противное Слову Божьему...
Итак, видите, что можно направить свои усилия как на служение добру, так и на служение злу... Итак, проникнемся стремлением к тому, чтобы служить не плоти, а духу, возлюбить Христа а не дьявола... Аминь.
|