Проповедь: «Первое воскресенье после Троицы»
1 Ин. 4: 13 — 16.
Лк. 16: 19 — 31.
«Время благодати».
«Благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа. Аминь».
Пусть, слова сегодняшнего Послания, будут неким «предисловием» к моей проповеди:
«Что мы пребываем в Нём и Он в нас, узнаём из того, что Он дал нам от Духа Своего. И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру. Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге. И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в неё. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём...» (1 Ин.4).
Дорогие братья и сестры! Вот и отгремели праздники Пасхи, Пятидесятницы и Троицы...
И, как сказал недавно один, знакомый мне, католический священник на мессе Пятидесятницы:
«... наступает время после праздника Троицы и, в принципе, в церковь можно уже и не ходить...».
Да, наступает время лета, время отпусков, дач и огородов, и все будут чем-то заняты... Не до церкви и богослужения... Но, на самом деле, время после праздника Троицы, в церковном календаре самое продолжительное и интересное, потому, что это время размышлений!
Самые глубокие проповеди на Евангельские истории и притчи Христа — это проповеди после праздника Троицы! Есть где богословски развернуться проповеднику и есть что послушать, и над чем поразмышлять вам! Просто — праздничный пир Слова Божьего до самой середины осени! Как говорится: приходите, ибо что-то вкусное приготовлено для вашего сердца, веры и ума! И так, давайте начнем... Сегодня — Первое Воскресенье после Троицы...
Сегодня, согласно церковному календарю, читается Евангелие, которое повествует нам притчу из Евангелия от Луки, которая называется - “О богаче и Лазаре”:
«Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно...» (Лк.16).
Так начинается история,рассказанная Иисусом... Человек, собственно, помимо души состоит из плоти... Когда духовная и душевная жизнь в человеке частично заглушена или отсутствует, тогда у человека возрастает внимание к телесной сфере... Мы так устроены, душа наша так устроена, что требует насыщения...
Если мы не даем ей духовного насыщения, то в нас растет чувство неудовлетворенности... Помните, в мультфильме про домовенка Кузю, он, разжиревший от любви бабы Яги и пирожков говорит : «...ой, хочется чавой-та, уже и сам не знаю чаво...»? На что кот бабы Яги, язвительно замечает: «...ремняяя»!
Я очень люблю этот, еще Советский мультфильм...
Вот так и мы, не получая духовного, стремимся к получению телесных радостей, при чем без меры! Вот эта притча как раз хочет это подчеркнуть... Конечно, не может быть так, чтобы человек, даже богатый, каждый день пировал... Даже запой, сколько бы он ни длился, не может быть постоянным... Умрешь просто... Так и с едой: обилие пищи и пиров человека утомляют своим однообразием, все уже перепробовал...
Эрнест Хемингуэй писал:
«Дайте человеку необходимое и он захочет удобств. Обеспечьте его удобствами — он будет стремиться к роскоши. Осыпьте его роскошью — он начнет вздыхать по изысканному. Позвольте ему получать изысканное и он возжаждет безумств.
Одарите его всем, что он пожелает — он будет жаловаться, что его обманули и что он получил совсем не то, что хотел...».
А Эммануилу Канту принадлежит фраза:
«Дайте человеку всё, чего он желает, и в ту же минуту он почувствует, что это всё не есть всё...».
Дело не в человеческой жадности. Просто желать и прилагать усилия ради этого - неотъемлемые свойства нашей натуры. А счастье - кратковременно. Нас увлекает и мотивирует именно погоня за счастьем, за удовлетворением.
Но притча есть — притча... В ней каждый персонаж, каждое его действие носит определённый символический и духовный смысл... Иисус говорит, что вся жизнь составляла для этого богатого человека лишь удовольствие плоти, точнее ее поиск...
Ему, со слов Спасителя, противопоставляется:
«...жил и нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его...».
Неприятная картина... Представьте себе немытого, вонючего бомжа... Он и не хотел, чтобы богач пустил его к себе, усадил за стол... Он ни на что не претендовал... Он был человек, если можно так назвать, смиренный и был бы доволен тем, что упало на пол со стола богача... Ему бы и того хватило, но ему и этого никто не давал... И не потому что хозяева были какие-то жадные, нет, а потому, что до этого нищего никому не было никакого дела... Нищих много, богач один, всех не накормишь... Хотя достаточно наверное было слуге сказать: “То, что останется от еды, небольшую часть, возьми, и нищему вынеси”.
Но, все же, нищий как-то жил... Интересно, что имя, употребленное Иисусом, как «Лазарь», на еврейском означает - «Господь — моя помощь».
Помоги Лазарю богач, он бы молился за этого богача, как за благодетеля, наверное, всю оставшуюся жизнь... Богач этого не сделал, потому что он был занят своим пиром, своими заботами, своими отношениями с другими богачами... Так что только милость Божья поддерживала несчастного в его нелегкой жизни...
«Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: «отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем».
Но Авраам сказал: «чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь...».
Авраам это сказал не потому, что он был жесток, и не потому, что он был мстителен, а потому, что когда человек уже перешёл в мир иной, изменить уже ничего нельзя...
Авраам при всём сочувствии его к этому страждущему человеку говорит:
«И сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят».
Как часто, мы сами не задумываемся о душе, о духовной пище, о спасении и вере...
О Церкви, где нас ожидает Христос... Потом умираем... И уже наши родственники,говоря современным языком, буквально «кипишуют» во время похорон о нашей загробной участи... Заказывают «отпевание», накрывают поминальный стол, завешивают зеркала в доме, ложат в гроб, например, сигареты курильщику или любимые вещи покойного... Девять дней, сорок дней... Оно вот душе в аду надо?!
При жизни не знал Христа, так после смерти уже позно! Уже такая пропасть огромная, что невозможно её перейти! Жизнь была дана человеку, для того чтобы он возрастал как человек, в познании Бога и любви к ближнему, в покаянии за грехи и радости церковного служения и поклонения Богу, и достиг того, что от него хочет Бог...
Если человек в течение своей жизни этого сделать не сумел, то ничему уже помочь нельзя. Хотя мы видим, что этот богач даже молился к Небу, взирая на Авраама, но его молитва уже не имела никакого успеха... Поздно пить «Боржоми» как говорится!
Но богач не сдаётся, он молит Авраама:
«...так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения». Авраам сказал ему: «у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их». Он же сказал: «нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются». Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят...».
Вот скажите, задайтесь вопросом: разве богатый плохой по сути человек? Сам не обрел спасения, так думает за родных... Ну, кто из нас скажет что я плохой? Злой, бесчувственный... Нет конечно... Вот сосед, это прям да! Начальник, да гореть ему в аду! Теща... Просто помолчим молча... Зять, просто сволочь! Невестка, да не приведи Господь! А я? А я нет... Не плохой, совсем даже хороший! Ну, так иногда да, но не всегда, и то потому что... И миллионы причин почему и из-за кого...
Дело в том, что если человек например равнодушный, если человек даже жестокий, если он жадный и если он гордый, сребролюбивый... Да любой... И кто-то ему скажет, например, что нехорошо быть жадным или глупо быть гордым, максимум, какую реакцию можно вызывать в этом человеке, это он пожмёт плечами, развернётся и пойдёт совей дорогой... В худшем случае он скажет ему: “На себя посмотри” или ещё что погрубее...
Так не бывает, что один человек сказал другому - изменись, и все бы тут же изменились... Пастор на богослужении сказал:
“Дорогие братья и сестры, давайте с сегодняшнего дня мы будем хорошими, добрыми, послушными, терпеливыми, трудолюбивыми, оставим вредные привычки, будем молиться и верить в Бога...”.
И все бы вышли, и тут же стали хорошими... Какая красота! Но такого никогда ещё не было, да и быть не может, потому что до всяких пасторов, до Апостолов, проповедовал Сам Господь Иисус Христос... И что же? Да ничего, никакой реакции... А, если и есть реакция, то скорее типа: «..да вы — церковники, сами такие!».
Но, как говорится, есть для Бога большая разница, между просто грешником и оправданным Христом грешником! Что, разве Лазарь был такой уж молитвенник и подвижник веры?
Иисус по сути молчит о нем, но само его имя, говорит, что он всю жизнь жил уповая на Бога и Его милость, и промысел о нем... Иначе, можно сказать, что этот несчастный, возложил всю свою надежду, все свое упование, все свои чаяния на Христа!
И так, у тебя, как говорил Иисус богачу: «...есть Моисей и Пророки...». Есть Слово Божие, есть Церковь, есть Спаситель — Христос! Выбор за тобой!
От этого ежедневного, сиюминутного или более глубоко осмысленного выбора, собственно, и зависит вся твоя жизнь, все твои поступки... Будешь ли ты духовно возрастать, то есть руководствоваться в своей жизни, в своих поступках благодатью Божьей, Словом и Духом Святым, или ты будешь руководствоваться какими-то иными соображениями собственной выгоды, корысти, удовольствия и так далее... От этого, собственно, и зависит вся жизнь человека – либо его духовная деградация, либо его духовное возрастание...
Мы, по сути, все, каждый, как этот Лазарь... Нищие духовно, духовно больные, все в струпьях греха... Ждем милости от жизни, где богатые не желают с нами делиться благами, а мы страдаем от собственного эгоизма и гордости, от зла мира, от неосуществленных желаний... А богатые, имея многое, уже не знают как бы и чем еще пресытить свою плоть, томясь душою... Так все и страдаем, каждый по своему, и все нуждаемся во Христе и Божьей милости.
И в отличие от богача, Бог видит каждого... И богатого, и нищего... Для всех Он обильно накрывает свой стол и приглашает на пир... Только приходите, все готово! Садитесь со Мною!
А мы что?! Да чего я в эту церковь пойду?! Там все нищие! Там все больные! Там мало человеческой любви, там много грешников! Я вам более скажу — там одни грешники! Жуть!
Но именно там много много Божьей любви и милости к каждому!
Бог хочет, чтобы каждый человек спасся, а спасение заключается в том, чтобы дух человека соединился с Духом Божьим, с Духом чистоты, правды и любви. Этот Дух Божий – вечный, он даёт жизнь вечную. Другого пути спасения нет.
Нет иного Имени для спасения человека, кроме Имени — Иисуса Христа!
Цель Христа – не навести какой-то социальный порядок здесь,на Земле, восстановить справедливость и так далее... Эти вопросы, которые мы часто задаем Богу: где справедливость, где любовь и другие подобные... Эти вопросы, по сути ты должен задать себе! Каждый задать себе! Где во мне любовь? Где во мне справедливость? Где во мне сострадание? Бог же дал нам Заповеди? Дал! Так почему мы живем как в аду?! Сами себе ад устроили! Если жаловаться, так только на себя нищего любовью и верой!
В любви, особенно Божьей, нет справедливости! В любви всегда милость, всегда снисхождение, всегда прощение... Иисус хотел бы, чтобы Его ученики были таковыми, поэтому Он не наводил здесь какой-то социальный порядок, а Сам взошёл на Крест. Христианство началось на земле с величайшей, даже высочайшей несправедливости, но в этой несправедливости Господь оказал падшему человечеству Свою любовь, для того чтобы каждый, кто захочет, мог последовать Его примеру, принять Его жертву и милость... Даром!
И ни у кого потом не будет ни повода, ни оправдания сказать Богу, что именно Бог виноват, что я оказался в аду... Вот Библия, вот церковь за углом, вот верующие идут мимо тебя в храм... Тебе что мешало?! Ты сам! Извини...
И так, перед нами открывается сейчас очень благодатное время — время после праздника Троицы... Время насыщенное Божьей милостью, Божьим Словом, где каждое богослужение — это время богословских открытий Божьей любви к тебе. Не пренебрегай им, не осуетись в своих заботах о хлебе или развлечениях... Приходи! Приходите все! И богатые и нищие, и здоровые и больные, каждый...
«И пусть мир Божий, который превыше всякого твоего разумения, сохранит тебя, в любви Иисуса Христа, для жизни вечной. Аминь».
Проповедь пастора Александра Лапоченко, г.Арсеньев 2024г.
|