Проповедь: «Второе воскресенье после Богоявления»
1 Кор 2: 1 — 10.
Ин 2: 1 — 11.
«Превосходное вино твоей жизни...».
«Благодать вам и мир, от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа. Аминь».
Что же, дорогие братья и сестры, сегодня мне действительно, взирая на «толстые» обстоятельства окружающей действительности, хочется пожелать вам и благодати Божией и мира нашей стране, и спокойной, замечательной жизни, если и не богатой, то, по крайней мере в достатке и здоровье...
Время Богоявления — это, по сути, время чудес! А точнее, чудесное время, время открытий чудесных тайн Слова Божьего, время удивляться и поражаться милости Божией к нам, таким сейчас уставшим от повседневной жизни...
Что по сути есть «чудо»?! То, что поражает твое воображение, то, что удивляет и даже шокирует, то, что выходит за рамки твоего понимания... Да, сложно объяснить «чудо» с точки зрения разума, это действие Божие, таинственное и непознаваемое, понимаемое только сердцем и верой...
Сегодня, Священное Писание переносит нас в поистине чудесный край и приглашает на поистине радостное и чудесное событие, которое любому человеку запоминается на всю жизнь! Свадьба — как много заключено в этом слове! Торжество, таинство, событие...
Для кого-то, это лишь повод порадоваться за других за праздничным столом, для кого-то, событие столь волнительное, что порой подкашиваются ноги и заплетается язык... И не важно, стоишь ты перед красивой женщиной — регистратором с папкой, или пастором в белых облачениях... В обоих случаях Бог слышит твое обдуманное и решительное - «ДА»!
И это, некая черта, некая незримая, но очень ощутимая граница твоей жизни, за которой начинается во всех смыслах иная, серьезная и ответственная семейная жизнь!
И, думаю каждый, пусть и по своему, желает сделать это торжество особенным и незабываемым! На свадьбе все красиво, и жених, и невеста, и само торжество...
Евангелие не просто описывает нам свадьбу в Канне Галилейской, оно переносит читателя в прекрасное место... Вы знаете как выглядела Галилея во времена Иисуса Христа?!
Галилея, которую Иисус избрал для проповеди, была мало похожа на выжженную солнцем и каменистую Иудею... В те далекие времена, она представляла собой цветущий и благоухающий край. Проходя по Галилее, повсюду можно было видеть колосившиеся хлеба, обширные фруктовые сады, виноградники, свежие источники воды, луга, покрытые цветами, на которых паслись многочисленные стада овец...
Если описывать «райские места», то Галилея, как нельзя лучше бы подходила под описание Эдема!
Берега Тивериадского озера, или, как его называли, «Галилейского моря», поражали разнообразием ландшафтов: масличные сады сменялись группами пальм и орешника. Так как озеро изобиловало рыбой, то на нем можно было видеть много рыбацких лодок и девушек, стирающих домашнее белье... Как мы помним, именно на берегах Галилейского озера, Иисус призвал на служение первых Апостолов, рыбачивших в его богатых водах...
На третий день, после встречи с Нафанаилом, а до этого с Петром, Филиппом и Андреем, Христос с первыми учениками подошел к Кане Галилейской. Это был небольшой городок, расположенный среди невысоких холмов Галилеи. Он находился примерно в двух часах ходьбы от Назарета.
В это время в городке у одних небогатых людей, вероятно, родственников Матери Иисуса, праздновалась свадьба... Христос с учениками тоже был приглашен на свадебный пир... Вообще, на Востоке были богатые традиции гостеприимства и никому не отказывали в участии в торжествах... Торжество бракосочетания сопровождалось большой пышностью и длилось иногда несколько дней, а то и целую неделю ...
Достаток — вещь наживная как говорится... Что уже говорить о свадьбе! И в наше то время, такое событие очень накладно, что уже говорить о свадьбе Восточной!
Во время этого торжества, когда гости беззаботно ели и веселились, к великому стыду и огорчению хозяев, закончилось вино... Ну, а какой праздник без вина? Такой случай, ввиду особенностей Восточного гостеприимства, был настоящей бедой и даже позором для приглашающей стороны...
Как восточная женщина, как родственница, да и просто, как хозяйка, Мать Иисуса помогала родным с хлопотами свадебного торжества... Естественно, она первая узнает о огорчительном недостатке... Желая помочь устроителям пира выйти из затруднительного положения, Она подошла к Сыну и тихо сказала Ему: «Вина нет у них...».
А собственно, почему Она подошла к Иисусу? Он пока не был широко известен и уж точно, у Него не было толстого кошелька набитого динариями... Думаю, Он сам пришел на пир не только из-за родственных связей, а чтобы повеселиться, поесть и попить, а заодно и несколько дней не думать о том, чем кормить пятерых учеников, которые уж точно не стеснялись уплетать за обе щеки угощения, и пить сладкое вино... Может, по этому вино так быстро и закончилось? Любой священник вам скажет, что не стоит на праздник звать студентов и особенно голодных семинаристов... Ну, мы точно не знаем, но, слова Матери к Иисусу, вполне могли звучать не только как «озабоченность» ситуацией, но и как упрек...
Однако, по человечески, Иисус точно не мог никак помочь беде... Наверное, именно по этому, Иисус сначала ответил Матери: «Что Мне и Тебе, Жено?».
Ну, действительно, угощение — это забота хозяев...
«...еще не пришел час Мой...»; продолжает мысль Иисус...
Он вообще не любил «публичности» в личных вопросах веры и особенно «чудес»... Здесь же, Мария напрямую ставит проблему перед Сыном, хотя Он и не совершил, по крайней мере перед свидетелями, ни одного чуда до сего времени... Не думаю что Сын был в восторге от того, как поступила Мама в данной ситуации, пошла к слугам и сказала: «Что скажет Он вам, то сделайте...».
По сути, Мария заставила Сына что-то предпринять в данной ситуации...
Иисус повелел слугам сначала налить воды в большие каменные сосуды, а затем, почерпнув из них, отнести к распорядителю пира. Когда же распорядитель отведал воды, которая по слову Христа превратилась в превосходное вино, то, подозвав к себе жениха, сказал ему: «Всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе...».
Примечательно, что даже видные гурманы, такие как «распорядитель пира», оценили превосходность качества вина, которое Иисус Христос даровал людям на свадьбе...
Свадьба — дело хлопотное... Сколько приготовлений, забот, волений и страхов сопровождают это радостное торжество! Наверное, как и любое человеческое дело... И не всегда, даже если мы прилагаем старание, нас ждет успех... Мы, должны быть готовы к трудностям и неудачам... Когда тебе уже кажется, что всему «пришел конец», как вину на свадебном столе, обратись ко Христу! Иисус предлагает тебе новый вкус человеческой жизни, радость, идущую из Вечности, превосходящую все в этом мире... Все, чего касается Бог, даже если это простая вода — преображается!
Евангелист Иоанн отмечает: «Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской...».
Так, по просьбе Своей Матери, Господь совершил первое чудо и явил Свою Славу... С этого времени Спаситель совершал множество различных чудес, которые были свидетельством Его Богоизбранности. Разумеется, как я уже отмечал, Спаситель не творил их с целью «поражать воображение» людей, все чудеса Иисуса — это дело Его служения людям!
Как Солнце излучает живительные лучи тепла и света, так и Христос в дни земной жизни непрестанно совершал дела любви, добра и милосердия... В Его лице «Богочеловека» и «Сына Божьего», «Единородного от Отца», на земле, отчасти, отразился свет Царства Божьего...
Как сказано: «Свет засиял во тьме...». Чудо ворвалось в серую обыденность бытия! Полнота Божьего присутствия заполнила недостаток человеческого бытия!
И все это - было чудом любви Бога к миру и Сына Божьего к человеку...
Иисус не был «занудой», проповедующим только «Божественную мораль» несчастному человечеству...
Он умел и любил радоваться, мог сопереживать горю и плакать со скорбящими... Ничто человеческое Ему не было чуждо, кроме, как сказано - «греха»...
Первое чудо в Кане Галилейской полно глубокой символики... Именно здесь, в небольшой и незначительной Кане, Христос претворил воду в вино и сделал всех участниками радостного и светлого земного веселия... А на Тайной Вечере, в конце Своего служения, Он превратил вино в Свою Святую Жертвенную Кровь... Как жених и невеста, незримо и одновременно реально для Бога становятся «единой плотью», так и, дав испить из общей и Святой Чаши Своим ученикам, сделал их, а после и всех верующих в Него, членами Своего Святого Тела — Церкви, и участниками Небесного пира в Царствии Божием... Иисус вообще, часто сравнивал Царство Божие со свадьбой или пиршеством...
И действительно, как замечательно начать Свое служение именно с торжества брака! Со свадебного и радостного пира, где нет места печали, где все радуются, поют и танцуют... И, наверное, вполне можно представить свадебный пир, где посреди гостей Сам Иисус, как образ Христианского богослужения, отражающего грядущее Царство Божие, посреди прекрасных, «райских» пейзажей Галилеи...
Именно таким, радующимся, не чуждым чужих проблем, чудотворящим и любящим является нам сегодня Господь... Нельзя и даже невозможно положить в основание веры печаль или тревогу, страх или озабоченность... Во Христе нам является вся «полнота Божества», даже если дело касается простого недостатка вина...
И как сказано: «...и уверовали в Него ученики Его».
И, если Господь еще не коснулся твоей жизни, пригласи Его! Пригласи Христа на свою свадьбу, позови Его на свою работу, приведи Спасителя в свою семью, озвучи Ему свою, пусть даже, как тебе кажется, большую и неразрешимую проблему... Поверь, все, абсолютно все преобразится и заиграет новыми красками бытия!
Как сказал Сам Иисус, в первой своей проповеди, приведя слова Пророка Исаии:
«Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное...».
Мир вам и благодать во Христе... Аминь.
Проповедь пастора Александра Лапоченко, г. Арсеньев 2023г.
|