Проповедь: «Третье воскресенье Поста - Oculi»
Еф 5: 1 – 8.
Лк 9: 57 — 62.
«Пусть очи твои, всегда взирают на Господа...»
«Благодать вам и мир, от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа. Аминь».
Дорогие братья и сестры, практически каждый из нас в свое время был крещен! Как это хорошо и замечательно, быть в водах крещения погруженным в смерть и Воскресение Христа...
Между тем, христианская жизнь не исчерпывается самим Крещением, с него всё только начинается.... Так что же делать дальше?
В древней Церкви, Крещение совершалось только раз в год – в Пасхальную ночь.
После совершения Таинства крещёные облачались в белые одежды и процессией шли в церковь, дабы принять участие в полном богослужении и, самое главное, в Причастии!
Не Крещеные, не могли участвовать во всей Литургии, но уходили из храма, после прочтения Евангелия...
Белые одежды в данном случае символизировали чистоту, обретаемую крещеными в Крещении, потому что в момент совершения Таинства все совершённые ранее грехи прощаются, и человек обретает святость и праведность Христа...
Кстати, именно поэтому в те времена были люди, принимавшие Святое Крещение буквально на смертном одре... Чтобы максимально сохранить и святость, и благодать...
Как, например, Император Константин, узаконивший Христианство в Римской Империи и, в последствии, канонизированный Церковью.
Многие в наше время, тоже, откладывают мысли о Боге, и тем более о Церкви, где-то на конец жизни... Думают успеют и покаяться, и со Христом познакомиться, и в Церковь войти... Но, если у тебя в зрелом возрасте нет ни времени, ни желания, не думаю, что в старости, оно появится... Как говорится, если все время что-то откладывать «на потом», все это выльется в «никогда».... Император Константин откладывал Святое Крещение, но не веру, не молитву, не богослужение.....
Наоборот, он внешне и духовно, многие годы готовился к Таинству Крещения!
Итак, в Крещении человек обретает чистоту и Христову праведность. Но проблема не в том, чтобы получить, а в том, чтобы сохранить! О людях, крестившихся формально, речи нет – таковые как жили в грехе, так и продолжают в нём жить....
А вот как быть с истинно верующими? Хотя, слово «истинно», довольно относительно... Понятно, что и они не перестают грешить, потому что первородный грех никуда не уходит, и испорченность природы остаётся...
Однако, прежде всего, верующий не считает грех нормой бытия... Соответственно, он внимательно относится к тому, что делает и старается по мере сил, и с Божией помощью отстраниться от действий, так или иначе, не соответствующих воле Бога...
Но от каких именно поступков следует отстраняться? Для ответа на этот вопрос обращаемся к Св.Писанию, в том числе к услышанному сегодня Посланию к Ефесянам:
«А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым. Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны [вам]».
Обратите внимание, Павел не говорит о подвигах аскезы, о каком-то специфическом благочестии, ночных бдениях и строгих постах... Сказанное им, относится к вещам простым и обыденным: ругань, разговоры ни о чём, смех, как реакция на непристойность, стяжательство и т.д...
Я, как-то не думаю, что мы, здесь присутствующие, одержимы стяжательством, или что мы – большие любители непристойностей, но вот всё остальное… Вот тут есть о чём задуматься... Задуматься потому, что для Бога нет разницы между большими и малыми грехами!
В Писании сказано, что любой грех - к смерти! Между тем, отстраняясь от «больших» грехов, человек не придаёт большого значения «мелким», не замечает их, не понимая, что мелкие, несущественные на первый взгляд грехи, разрушают единство с Богом не менее, чем крупные... И вообще это подразделение грехов на «мелкие» и большие», «смертные» и «не смертные», чисто человеческое...
Писание ясно говорит, что любой грех – к смерти!
В этом ужас мелких грехов – на них не обращаешь внимания, их забываешь, соответственно и покаяться в них не можешь.... Они накапливаются например как «шлак» в водопроводе, но скорее, как токсины в организме, разрушая душу...
Спрашивается, как всему этому противостоять?
Причина всех внешних действий находится внутри и, если ты хочешь, чтобы внешнее изменилось навсегда, а не на время, то следует менять внутреннее... А это можно сделать только одним образом – первое место в сердце предоставить не миру, а Господу...
Не мир указывает мне, как поступать в том или ином случае, а Господь! Если это произойдёт, то жизнь реально изменится – как в малом, так и в великом....
Именно поэтому говорит нам Апостол: «Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас».
Для того, чтобы внешняя жизнь изменилась, душа должна заполниться Божественным Словом, а не, например – сквернословием... Потому что, если отношение к ближнему определяется для тебя Словом Божьим, то никогда не захочется говорить о нём что-то дурное, да и многого другого делать не захочется... Потому что как можно делать что-то неподобающее по отношению к человеку, к которому относишься с любовью и уважением?! Разве что по неосторожности, но в этом случае понимаешь, что сделал именно недолжное, каешься и просишь о прощении....
« Вы были некогда тьма, а теперь - свет в Господе: поступайте, как чада света».
Это означает, что у христиан свой путь, иная жизнь, основанная на подражании не людям, но Богу, на стремлении к соблюдению Слова Божьего, на желании стать Святым в Господе... Это очень важно!
Важно понимать, что вся твоя «святость», все твои духовные подвиги и добрые намерения сердечные, все это не стоит и капли Крови Христа, пролитой за тебя на Кресте!
Ты, как Христианин «свят» не собой, не своими делами, а Святостью Христа! Именно по этому, так важно, соединиться с Ним в вере! Стать членом Его Тела — Церкви! И чем раньше ты встанешь на этот путь, тем более будешь укрепляться в вере, и совершенствоваться в добре...
Только не надо путать Святых со «святошами»... Мы стремимся не к фарисейской, не к ханжеской и внешней святости, а к внутренней святости идущей от источника всякой святости - Христа... Пришедшего послужить и пожертвовать Собою для нас... Являвшего нелицемерную любовь, и стремившегося не погубить, а спасти, не возвыситься, а стать всем слугою...
Таков путь, на который направляет нас Павел, и по которому мы можем идти, назидаясь его словами:
«Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу … Вы были некогда тьма, а теперь - свет в Господе: поступайте, как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине».
Ведь истинно сказано сегодня Христом:
«...никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия»...
«И пусть мир Божий, который превыше всякого нашего разумения, сохранит наши помышления и намерения сердечные, во Христе Иисусе. Аминь».
Пастор Александр Лапоченко, г. Арсеньев, 2022г.
|