Тринадцатое воскресенье после Троицы.
Деяния 6: 1 — 7.
«Каждый из нас — дьякон!».
Проповедь:
Дорогие братья и сестры!
Кто мне скажет, какая главная заповедь дана Христом своей Церкви?
Верно: «19 Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,
20 уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Матф 28).
И так, главной задачей Церкви Христовой — является служение проповеди Слова и совершение Таинств, заповеданных Христом!
Духовное, Апостольское служение Церкви уникально и важно, можно сказать исключительно! Именно по этому, не каждый член Церкви способен его исполнять, необходимо как призвание свыше Духа Святого, так и много человеческих качеств, для его осуществления.
Любая Церковь, маленькая, или большая, прежде всего состоит из людей....
Людей со своими взглядами, проблемами, характерами....
Можно сказать, что Церковь — это в любом случае сложно, это собрание разных людей. Отсюда, что не удивительно, возникает и много проблем. Каждая община, по сути, как семья, а в семье, как известно не всегда бывает все хорошо.....
Вот и в Апостольской Церкви, исполненной Духа Святого, тоже не обошлось без неприятностей....
В книге Деяний мы читаем:
«1 В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей» (Деян 6).
Забота о вдовах, была прописана еще в Законе Моисея:
Книга Левит (19: 9-10) говорит нам о том, как нужно было заниматься сельским хозяйством:
«9 Когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай до края поля твоего, и оставшегося от жатвы твоей не подбирай.
10 И виноградника твоего не обирай дочиста, и попадавших ягод в винограднике не подбирай...».
Другими словами, следовало оставлять не убранной определенную часть урожая - как зерновых, так и винограда. Почему?
«... оставь это бедному и пришельцу. Я - Господь Бог ваш».
Всякий еврей был обязан проявлять заботу о бедных и пришельцах.
Наш Господь завершает это повеление словами: «Я - Господь Бог ваш».
Я бы истолковал это следующим образом:
«Я - именно такой, любящий и заботливый Бог, и Я хочу, что бы вы именно так являли Меня ближним - заботясь о бедных и пришельцах».
Видимо, в первой Христианской общине, обращенные Иудеи, сохранили некий дух своей исключительности и богоизбранности, а потому, не особо заботились о вдовах из язычников.....
В любой общине есть люди которые недолюбливают других, люди, которые вызывают раздражение или неприязнь.... От этого никуда не деться, главное, не отсутствие проблем, а решение их в духе христианской любви. И не только конфликты или неприязнь, вообще, любые проблемы решаются любовью, об этом мы часто забываем.....
Вот и Апостолы со вздохом признали очевидное:
«2 Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах» (Деян 6).
Как говорил Иисус: «....ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете» (Матф 26: 11).
Как часто, многие люди, даже члены общины, воспринимают Церковь как некую организацию социальной поддержки, забывая, что задачей Церкви является не помощь нуждающимся, а проповедь Евангелия. Помочь могут многие люди, специальные фонды, волонтеры....., а вот Христа и спасение дать может только Церковь!
Наверное, именно по этому, Иисус, помогая и исцеляя, просил людей не говорить об этом другим.... Он пришел не для человеческой славы, или для исцеления, или чтобы накормить....Он пришел чтобы вознестись на Крест!
Но все же, социальная помощь тем, кому можно помочь, необходима в Церкви.
В каждой общине, может возникнуть проблема угрозы подмены духовного основания Церкви материальными житейскими делами..... Как и в каждой семье, как говорит известная пословица - любовь разбивается о быт.....
Вернее, если есть любовь, не должна разбиваться!
Вот и Апостолам Бог дал и любовь, и понимание проблемы, и способность её решить.....
Далее мы читаем в книге Деяний:
«3 Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу,
4 а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова.
5 И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников;
6 их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки» (Деян 6).
Какие же важные уроки, мы можем извлечь из этой небольшой истории ранней Церкви?
Во первых, мы видим, что в Апостольской общине проблема была не в наличии самой помощи, а в ее распределении.... Обижаемы и обделяемы были вдовы из язычников, самой же еды и вещей хватало. А значит, чтобы Церкви начать кому-то помогать, необходимо иметь и то, чем можно человека поддержать.
Это, нас, как членов общины, учит жертвенности! Церковь — это сообщество верующих, и, если нет в людях духа жертвенности, значит и самой Церкви нечем будет помочь нуждающимся.....
А второе, это наличие в общине людей, готовых взять на себя определенное служение и ответственность!
Хорошо, когда в общине есть пастор, но совсем нехорошо, если на пасторе лежит вся ответственность за все дела общины.
Мало чего-то только желать от общины, мало одного желания чем-то заниматься, надо найти людей, готовых взяться за определенное дело!
Ну и самое важное, необходимо не просто найти людей с желанием, одного желания бывает мало! Необходим и опыт, и мудрость, и самое главное призвание на это служение свыше, от Бога!
Апостолы не просто избрали семь христиан из множества, они собрали всех, посовещались, избрали призванных и возложили на них руки, даровав им Святого Духа!
Именно так должны обстоять дела в Христианской общине.
Не оставлять Слова Божьего, заботиться о нуждающихся и люди, готовые послужить как проповеди Евангелия, так и ответственные за другие служения ближнему....
Этих семь мужей, избранных первой Апостольской общиной, Церковь позднее назвала «дьяконами», что в переводе означает - «служитель/слуга».
Этот титул, в Новом Завете употребляется даже по отношению к спасительной миссии Иисуса Христа:
«45 Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк.10:45).
Служение диакона (диакония) включило в себя все виды служения в Церкви, от заботы о столах, удовлетворения самых насущных хозяйственных нужд общины, до служения в качестве помощников Апостолов и пресвитеров, и даже служение Апостольское Павел называет «диакония».
«Итак, каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих» (1Кор.4:1).
Церковь возглавляется служителем Христом, Который через Святого Духа, призывает Себе в услужение служителей Церкви с различными дарованиями и призваниями. Все духовные дары Церкви направлены к созиданию Тела Христова, к созиданию Царства Божьего.
Вся церковь служит Христу, каждый член церкви служит Христу, служа друг другу. Привычная мирская иерархия, «начальник — подчинённый» упраздняется, служить ближнему, почитается за честь, и большим в Церкви и общине признаётся тот, кто по слову Христову - всем слуга!
Только тогда, Христианская община, будет живой и наполненной Духом Святым, служа Богу и ближнему.
Аминь.
п. Александр Лапоченко, г. Арсеньев 2020г.
|