Проповедь ко 2-му вс. После Рождества 2.1.2005.
От Иоанна 1,43-51
Послание: 1. Иоанна 5,11-13
Евангелие: Лука 2, 341-52
Вводная песня: Благослови, душа моя (Новые песни, №1)
Главная песня: Herr Christ der einig Gott’s Sohn = Иисус Христос, Сын Божий (№79)
Перед проповедью: «О утра яркая звезда…» (№17)
После проповеди: «Явлен Христос наm, обрадуйтесь люди» (№20)
Дорогая община!
Мы входим во время Epiphanias. Epiphanias значит явление. В наш мир является Божий Сын Иисус Христос. Он приходит к нам из вечности, это мы спели в главной песне „Иисус Христос, Сын Божий, Отцом к нам в мир явлён“ (в буквальном переводе с немецкого: «Сын Отца из вечности») Он также „Утренняя Звезда“, мы это так же спели в главной песне (обе первые строфы), и как раз только что мы спели это в песне перед проповедью: „О утра яркая звезда..” Поэтому Epiphania является также праздником света, который светит из вечности во тьму наше жизни, мы слышали это в прошлое воскресенье в Евангелии от Иоанна в 1-й главе: „Свет во тьме светит...“ Epiphanias, праздник света, праздник явления Бога в наш мир – это прежде всего праздник, на котором празднуется, что вечность, которая от нас так далека – что Бог, который так далёк от нас – что вечный Бог подходит к нам совсем близко, что пропасть между небом и землёй закрывается. Есть мост через эту пропасть, и это человек и Божий Сын Иисус Христос. Бог становится человеком, „И Слово стало плотию и обитало с нами“(Иоанн 1,14) – это смысл и содержание Epiphanias.
Вы скажете: да это же совсем как Рождество. Да, дорогая община, это тоже Рождество, Рождество = рождение Иисуса Христа, Крещение Иисуса Христа, когда Божий Глас с неба объяснил: „Это Сын мой возлюбленный“, все те события и явления, которые приводили людей к удивлённому восклицанию: „Ты Сын Божий“ – всё это праздновалось вместе первыми христианами. Рождество как праздник рождения Иисуса Христа – это довольно молодой праздник из 4-го столетия, когда рождение Иисуса стали считать таким важным. Намного важнее, чем рождение Иисуса Христа, - значение этого рождения, и это значит, В ЭТОМ ЧЕЛОВЕКЕ ИИСУСЕ ХРИСТЕ ЯВЛЯЕТСЯ БОГ НА ЗЕМЛЕ, и люди могли видеть это не только в рождении, но и намного больше во многих других чудесах, которые творил Иисус, и когда люди потрясённо говорили и признавали: „ТЫ ВОИСТИНУ СЫН БОЖИЙ“.
И такая история чуда, которая приводит людей к признанию: “Ты Божий Сын..“, это наш сегодняшний текст проповеди, от Иоанна 1, 43 – 51. (Прочитать)
Что же это за история? Встречаются два человека, Иисус и Нафанаил. И оба уже имеют мнение друг о друге, до того, как они увидели и узнали друг друга. Такое называют предубеждением. И особенность здесь состоит в том, что один имеет плохое предубеждение о другом, а другой о том – хорошее. Нафанаил говорит об Иисусе: ведь он не может быть никем хорошим, потому что „Из Назарета может ли быть что-то доброе?“, - и он говорит это до того, как он вообще познакомился с ним. По правде, это называют предрассудком, как это часто бывает среди людей. А Иисус говорит о Нафанаиле, как только он видит его, что тот подходит – и ведь он тоже ещё не познакомился с ним: “Вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства“ (Стих 47). Это по правде редкое суждение, которого почти никогда не бывает у людей: Иисус говорит Нафанаилу прямовлицо: „Ты хороший человек!“ Это ошеломляет Нафанаила, потому что он этого ещё не испытывал, он говорит изумлённо: „Человек оказывает мне так много доверия, как же он может это? Ведь он меня совсем не знает. Обычно ведь надо сначала наоборот не доверять в этом мире’. И поэтому перед ним возникает вопрос удивления: „ОТКУДА ТЫ МЕНЯ ЗНАЕШЬ?“
Дорогая община, это очень большой вопрос, с которым я также вновь и вновь сталкивался в этой истории. Как Иисус может сказать: „С любой стороны ты хороший человек“, хотя ведь он ещё совсем не познакомился с этим человеком и не проверил его?
Иисус даёт ответ на это: „Я уже видел тебя прежде, когда ты был под смоковницей“. Но и тогда Иисус мог бы подумать: “Сначала нужно его узнать, прежде чем я смогу сказать что-то о нём“. Но нет, Иисус сразу говорит что-то совсем хорошее об этом человеке. И потому нужно понимать этот ответ так: „Я знаю тебя уже давно“ „Да, но откуда же?“ должен спросить тогда человек снова. И ответом будет просто: “Я знаю тебя уже из вечности. Я видел тебя уже из вечности“.
Знаете, это обращение с людьми, которое не из опыта этого мира, не в этих мелких отношениях, когда один другому сначала не доверяет; но наоборот, которое предусматривает хорошее мнение о другом человеке, это приходит Иисус из вечности Бога. Да. Об этом я однажды (в Швеции) слушал очень хорошую проповедь. Там проповедник спросил: “Как же получается, что Иисус общался с фарисеями и мытарями, с праведниками и грешниками, и ел вместе с ними со всеми?“ И он сразу дал правильный и удивительный ответ: „Это Иисус пришёл из вечности Бога, и это показывает, что он там дома“
Бог в своей вечности, Бог в своём величии, Бог в своей доброте, который не делает таких маленьких различий, как мы, который прежде всего любит людей, потому что Он ведь хотел создать их, Он создал их. И сначала он создал их как хорошее („И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма.“ 1-я книга Моисея 1,31). Что происходит потом, грехопадение и т.д., это что-то другое, но сначала у Бога было тоже „хорошее, позитивное суждение“ о Его человеке. И если в этом мире недоверия - где, собственно, ещё только дети могут действительно доверять, и поэтому им принадлежит царство Божье, - если кто-то может иметь там это „хорошее суждение“ о другом человеке и показывает его, тогда это уже западает человеку в сердце, тогда это уже чудо в этом мире, которое может заставить человека расплакаться!
Да, ведь это может заставить расплакаться тебя и меня, если кто-то скажет мне, мне, который знает, какой же бедный я грешник, впутанный во все злые сплетни, во все слабости и подлости этого мира, если тут мне или тебе кто-то говорит прямо в лицо: “ТЫ ПО СУТИ ХОРОШИЙ ЧЕОВЕК, Я ВЕРЮ В ЭТО ТАК ЖЕ, КАК ВИЖУ ТЕБЯ“, да, это может заставить кого-то расплакаться, - это уже иногда заставляло расплакаться и меня, - и тогда ты спрашиваешь изумлённо и с тронутым сердцем: “ОТКУДА ЖЕ ТЫ МЕНЯ ЗНАЕШЬ?“ и тогда тот другой, этот Иисус Христос, говорит: “Я УЖЕ ВСЕГДА ЗНАЛ ТЕБЯ И ВИДЕЛ, ИЗ ВЕЧНОСТИ, Я УЖЕ ВСЕГДА ЛЮБИЛ ТЕБЯ“ (Бог говорит так однажды также в Ветхом Завете: “Любовью вечною я возлюбил тебя..“ Иеремия 31,3).
Кто слышит подобное, тому это западает в сердце, и тому открывается небо, и он может только сказать: „Ты, Иисус Христос, из вечности, в которой царит ширь и доброта Бога, ТЫ – СЫН БОЖИЙ“ (Стих 49). Итак, это фактически истинная история чуда и история Epiphanie: человеку становится непреодолимо ясно, что Иисус Христос – Сын Божий, что в этом человеке явился Бог на Земле! Небо открылось с его ширью и вечностью.
И теперь наконец Иисус Христос говорит ещё больше: “Увидишь больше сего....Истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божьих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому“ (Стихи 50c+51). И это потом случается при распятии Иисуса Христа, которое является величайшим и первым откровением тому, что этот человек есть Сын Божий. Но об этом позже.
Аминь
|