2-е воскресенье до Страстного времени. 16.02.2020
Иез. 2.1-3.3
Падения. Они бывают разные.
Первый образ падения у нас в голове – это когда под человеком ускользают ноги, и он оказывается лицом или пятой точкой на земле. Такие падения бывают комичными; на днях один мой друг отправил мне видеоклип с разными смешными падениями (Проповедник может найти такой видеоклип или обратиться ко мне, и я могу скинуть в ВаттсАпп. Если община маленькая и использует гаджеты, проповедник может даже думать о том, чтобы поделиться таким клипом прямо во время проповеди). Неловко, когда так подаешь, но нет угрозы для здоровья.
Но в зимнее время года падения происходят слишком часто и бывают куда серьезнее. На Дальнем Востоке можно легко падать из-за порывов ветра. А по всей стране есть опасность падения из-за гололеда на тротуарах. Такое падение особенно для пожилых людей может быть чревато неприятными последствиями. Мы это знаем не понаслышке. В наших общинах бывает, что мы замечаем, что один или другой человек отсутствует, и потом узнаем, отчего он не ходит - он сломал руку, ногу или, не дай Бог, бедро.
А пророк Иезекииль тоже упал. Прямо на лицо. Но не из-за погодных условий. Мы читаем об этом в нашем тексте на проповеди сегодня:
Читается текст
Этот отрывок рассказывает о призвании пророка Иезекииля на служение. В нем - разные яркие образы, к некоторым из которых мы вернемся позже. Но для начала важно понимать падение (в буквальном смысле слова) пророка. Несколько недель назад, на Преображение, мы читали о подобном случае - падение от священного страха. В Библии нередко человек бросается на землю, чтобы укрыться от мощи божественной силы, которую он испытывает в тот момент. Это падение — спонтанная реакция человека, которое осознает свою беспомощность перед Всевышним.
А для нашего текста уместно говорить о падении не только в таком ключе, но и также в связи с главной проблемой, с которой будет сталкиваться пророк во время своего служения. Ведь в Библии есть и другой, еще более глубокий вид падения. В богословии мы его называем «грехопадение». Именно против последствий грехопадения пророки старались бороться. Из-за греха мы не видим мир как он есть на самом деле. Из-за греха мы даже самих себя не понимаем. Поэтому пророки постоянно указывали на то, как далеко человечество упало от идеала, от Божьего плана для нас. В особенности пророки упрекали руководителей народа в том, что они вели народ по скользкой дороге, где они имеют склонность падать.
Но не одни правители виноваты. Последствия грехопадения - искаженные сердце и злые помыслы - касаются каждого из нас. В разных эпохах и в разных местах конкретные греховные поступки могут отличаться друг от друга, также как в каждом из нас есть свои собственные слабые места, но общечеловеческая проблема в том, что мы не живем по завету Божьему. Мы, по сути, те же отступники и изменники (2.3), которые жили во время Иезекииля. Мы такие же упрямые и наглые (2.4 перевод РБО или “с огрубелым лицем и с жестоким сердцем,” как в Синодальном переводе). Против Бога мы - все люди - устроили мятеж (2.3,7-8), и это отражается в конкретных греховных поступках, которые мы совершаем друг против друга.
Теперь мы уже понимаем, что падение - это не смешно. Смех после падения - просто защитный механизм, который выражает нашу надежду, что все обойдется. Но падение – вещь весьма серьезная. В физическом плане надо быть аккуратнее, чтобы не падать. А в духовном - падение неизбежно. Перед Божьей славой и в свете нашей собственной греховности мы постоянно валяемся на земле. И мы неспособны самостоятельно вставать.
Но Бог не оставляет нас в таком положении. По каким бы причинам мы не падали, Его дело - поднимать. Он это сделал для пророка избранного народа, Иезекииля, и Он это делает для каждого из нас благодаря жертве Иисуса Христа на кресте. Бог нам и всем верующим говорит: “Встань, человек!” И Он дает силу выполнить Его повеление. Теперь все крещенные могут говорить слова Иезекииля: “Вошел в меня Дух, поднял меня и поставил на ноги.”
Бог поднимал пророка для особой миссии. Он должен был говорить горькую правду о последствиях греха. Он должен был сам пережить “плач, и стон, и горе” (.10), но Господь этот свиток страдания превратил в сладость.
Так и мы подняты Богом во Крещении и призваны в нем же для особой миссии. Для одних из нас – это служение Слову, как было у Иезекииля. Но это не единственный способ, через который Бог борется с последствиями падения. Бог также действует через нас, когда мы, поднятые Им, в свою очередь поднимаем других падших добрым словом или протянутой рукою.
Аминь.
Б.Бюркле, пропст
|