Проповедь к 3 вс. Адвента, 12.12.2004.
Послание: 1-е Кор. 4,1-5
Евангелие: Матф. 11,2-6
Главная песня: Mit Ernst, o Menschenkinder = Омойте безотложно (в папке 10,1-2)
Перед проповедью: Омойте…(в папке 10,3-4)
После проповеди: Врата отверзьте! Час настал (в папке 9,1 + 4-5)
Дорогая община!
Мы идём вперёд во время Адвента. Адвент, это мы знаем, значит Пришествие. Приходит что-то, приходит кто-то. На первый Адвент мы слышали: приходит что-то новое, приходит день спасения. Потому что так мы слышали в главе 13 послания к Римлянам, стихи 11+12: “так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам ото сна. Ибо ныне ближе нам спасение, чем когда мы уверовали. Ночь прошла, а день приблизился“ , и блажен тот, кто „облечётся во Христа“ (стих 14).
Во второй Адвент мы слышали в тексте проповеди (Матф. 24,1-14): проходит что-то старое, а именно мир; или иначе говоря: приходит что-то, что пугает и волнует всех, а именно конец этого мира, и блажен тот, кто не позволяет лжепророкам сбить себя с толку или не определяет сам, когда приходит конец, но тот, кто терпеливо выдержит до конца: “Претерпевший же до конца спасётся“ (стих 13).
В сегодняшнее третье воскресенье Адвента нам снова сказано, что приходит что-то, что пугает целый мир, ставит под сомнение и меняет, приходит спаситель: “ И узрит всякая плоть спасение Божие“ (от Луки 3,6).
Но сначала прослушаем текст проповеди на сегодня. (Прочесть от Луки3,1-14)
Здесь снова говорится об этом: приходит что-то совершенно новое, что изменяет мир и общество, именно тем, что судит мир и общество. Сказать точнее: приходит кто-то, кто судит мир и общество, осуждает и приговаривает, и этот Кто-то – это Иисус Христос, Спаситель Господний: “И узрит всякая плоть спасение Божие“ (стих 6).
И тут все люди имеют дело со страхом, тут этот мир получает страх, и люди в конце концов спрашивают: „Что же нам делать?“ (стих 10). Это вопрос растерянности: Что же нам делать? Его мы тоже иногда ощущаем очень хорошо, когда мы напуганы: Что же мне теперь делать?
История в нашей истории такова: здесь появляется человек, Иоанн Креститель, который призывает людей, общество к покаянию, так сказано в 3-ем стихе: “…проповедуя крещение покаяния для прощения грехов“. И к этому он цитирует книгу слов пророка Исайи: „…глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему… и узрит всякая плоть спасение Божие“ (стихи 4-6).
Люди уже встречали это, они понимали это, потому что они же были израильтянами, принадлежавшими к избранному народу Бога, который знал эти обетования из своей Бибилии; итак, они понимаюи Иоанна Крестителя, потому что они имеют национальное чувство. И как хорошие израильтяне они думали: да, сейчас пришло время, теперь мы должны покреститься, и тогда всё будет в порядке. Но теперь нужно послушать Иоанна! : “…порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния, и не думайте говорить в себе: «Отец у нас Авраам»…“ (прочесть стихи 7-9).
И при этом этих людей охватывает великий ужас, и они спрашивают: „Что же нам делать?“ Итак, одного только крещения, и одного знания Библии, и одного национального сознания не достаточно. Это почти так же, как у нас в России некоторое время назад или также всё ещё сейчас: многие люди крестятся, потому что они думают: это принадлежит к нашей русской национальной культуре, … это даже почти мода, снова креститься. Но одного крещения недостаточно, в любом случае не такого крещения по национальной традиции. Крещение Иоанна было, конечно, ещё не христианским крещением, оно было крещением для очищения от грехов, чтобы иудейский народ мог праведно встретить ожидаемого Мессию. Это было крещение очищения.
Наше христианское крещение намного больше, чем крещение очищения: это крещение на Иисуса Христа и в Иисуса Христа. Это мы знаем из послания к Римлянам 6, 3+4: “…неужели не знаете, что все мы, крестившись во Христа Иисуса, в смерть его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мёртвых славою Отца, так и нам ходить в обновлённой жизни“. Ведь это значит: кто крещён, тот как-то делит – конечно, по-своему – жизнь и судьбу Иисуса Христа в этом мире, тот живёт во Христе, тот облёкся в Иисуса Христа, или вновь и вновь облекается в Него, как мы слышали это на первое воскресенье Адвента в тексте проповеди (Римл. 13, 14). Кто крещён, тот живёт во Иисусе с Иисусом и из Иисуса Христа, конечно, каждый по-своему в своей жизни; но вновь и вновь крещёный христианин будет спрашивать себя: „Что сказал и сделал бы здесь Иисус Христос?“ (см. проповедь к 1-му Адвенту), потому что он живёт в этом мире во Христе, со Христом и из Иисуса Христа. Видите, дорогая община, это крещение – это что-то совсем другое и намного большее, чем только омовение от грехов, здесь оно тесная, глубокая, всеобъемлющая и прочная связь с жизнью и судьбой другого человека, который является здесь Сыном Божьим!
И так этот животрепещущий вопрос напуганных людей: „Что же нам делать?“, получает сразу совершенно простой ответ, и он звучит так: Думай и живи так, как Иисус Христос, в твоей жизни, на твоём месте! Павел однажды сказал это очень хорошо и ясно: “Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе…“ (Фил. 2, 5). И каково это – чувствование и мышление во Христе, каково это – мысли и жизнь христианина в этом мире? Они таковы: Иисус Христос ожидает всего, всего действительно важного в его жизни, от Бога, не от себя самого, но от Бога, и он взял всё действительно важное в своей жизни из рук Божьих и сказал на это «Да» и «Аминь». Это значит 1.) он сказал: „Твоя воля, мой Бог, хороша для меня“, и 2.) он ждал и не говорил: „но сейчас мы должны быть действительно хорошими и активными и изменить мир и общество“, нет, он ждал и знал: мир не изменится с моей помощью, но с помощью Бога, я могу только свидетельствовать о Боге, я могу быть только его свидетелем и так жить и умереть – все изменения мира и сердец случаются по воле Бога. Это: “Знать, что ты находишься в Божьих руках“ и „ждать, терпеливо ждать и быть свидетелем в своей жизни“ – ведь это мы слышали на прошлом воскресенье Адвента „Претерпевший же до конца спасётся“ (Матф. 24, 13).
И поэтому Иоанн Креститель даёт здесь на испуганный вопрос людей „Что же нам делать?“ правильный, даже христианский ответ, он звучит так: Каждый оставайся на своём месте и в своей профессии и работай там дальше порядочно и аккуратно/прилично. Не делай большой революции в твоей жизни и в мире, но оставайся там, где ты есть и где ты имеешь значение, и делай там свою работу, как раньше. Можно было бы сказать по-русски: “Оставайся и живи нормально!“ Можно было бы сказать почти: “Вообще ничего не делай!” Да, это тоже очень по-христиански и по-лютерански: вообще ничего не делай! Жди! Живи на своём месте и в своей профессии! Но, конечно, это отличие от жизни до этого момента: делай это с чистой совестью, проводи свою жизнь и работай порядочно (прочесть стихи 11 – 14 и обратить внимание на проблематичные должности, пожизненные должности и профессии: богачи, мытари и солдаты – интересно, что им говорит и советует Иоанн!). Делай добро на своём месте, живи нормально как христианин на своём месте и в своём положении, но как христианин! Не делай большого спектакля и большой революции, оставайся и живи на своём месте – но именно как христианин! И что это значит „жить как христианин“, это мы теперь уже достаточно часто слышали, это значит „жить во Христе, со Христом и из Христа, каждому в своей жизни”.
На этом, дорогая община, я мог бы уже закончить свою сегодняшнюю проповедь к 3-му вс. Адвента. Но я думаю, мы должны также коротко обратить внимание на то, что нам сказано сегодня в Евангелии. Там этот Иоанн, который здесь всё ещё крестит, уже сидит в тюрьме и спрашивает Иисуса: „Ты ли тот, который должен прийти, или ожидать нам другого?“. И Иисус даёт ученикам Иоанна известный ответ: „Пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: Слепые прозревают и хромые ходят, прокажённые очищаются и глухие слышат, мёртвые воскресают и нищие благовествуют, и блажен, кто не соблазнится о Мне“ (Матф. 11, 3-6). Как раз за это сердились люди на Иисуса: этот человек не делает совершенно ничего большого, он совсем не делает никакой революции, он совсем ничего не делает, что произвело бы эту большую перемену мира!
Да, это правда: Иисус, собственно, ничего не делает, он не делает совсем ничего, как только помогать бедным людям и ждать Бога. Так мы должны думать и жить как христиане.
Аминь.
|