13-ое воскресенье после Троицы. 15.09.19
Мк 3.31-45
(NB! Проповедникам рекомендуется читать также 3.20-22 т.к. они указывают на важный момент в тексте Евангелия для понимания проповеди).
Члены семьи Иисуса беспокоились о Нем и понятно, почему. Он ведь вел себя не так, как положено. Он ушел из дома, пошел по стране проповедовать, и сейчас, кажется, Он начал провоцировать конфликты с религиозными авторитетами из Иерусалима. Он так погружался во всё это, что даже перестал заботиться о себе; Он был так занят другими людьми, что «невозможно было и хлеба есть» (Мк 3.20). Неудивительно, тогда, что «ближние Его пошли взять Его» (.21) Дошло до того, что люди уже говорили, что он с ума сошел. (.21)
Что мотивировало членов семьи взять Иисуса, мы не знаем. Может быть они искренне переживали за Его здоровье и безопасность. А может быть они хотели Его спрятать от чужих глаз, потому, что Он навлек позор на семью. Но в любом случае они хотели, чтобы Он сидел дома. Из-за толпы они не смогли собственноручно забрать Его, поэтому звали (3.31) «Иисус, дорогой, иди с нами! Идем домой!»
Его послушание им, в этот момент был особенно важно так, как благосостояние семьи в древности очень часто зависело напрямую от действий старшего сына. Если девушки, когда они выходили замуж, покидали родной дом, от юношей ожидалось, что они станут добытчиками и что именно они обеспечат пожилых родителей достойной старостью. Это еще одна причина, почему поведение Иисуса беспокоило его родных и других окружающих Его. Когда Иисус ушел из дома и пошел проповедовать, Он тем самым заявил, что Он не собирается поддерживать родителей материально. Благо, что в его семье были другие братья. А как же другие семьи? Не дурной ли пример подает Иисус? Не дает ли Иисус дурной пример? И не вытаскивает ли Он других молодых людей из их семей, чтобы те следовали за Ним? Как их родители должны были на это смотреть? Здесь становиться очевидным, что Иисус был общественно опасным человеком! Поэтому абсолютно логично, что родные Иисуса хотели его затащить домой, чтобы всем было спокойнее.
Но давайте представим на минуту, что было бы, если бы они добились в этом успеха. Представим, что ради блага семьи Он бросил бы свою затею проповедовать и вернулся бы домой. Там он бы кормил себя и других членов семьи, работая плотником. Наверно, родственники были бы довольны этим. Кроме того, они могли все время общаться и работать с Ним, как было раньше, пока Он не пошел к Иоанну Крестителю на Иордан. Для семьи в таком сценарии все прекрасно.
Но как такое решение повлияло бы на других людей! Больных Он бы не исцелял. Не раскрывал бы Он людям Истину о Боге. Он бы не пошел на крест. Какими были бы огромные последствия для всего мира, если Иисус остался бы «порядочным» сыном!
Нет причин сомневаться, что Иисус любил свою родную семью. Но Он знал, что самое важное для него, да и для каждого человека — все время стремиться жить по воле не земного, а Небесного Отца. Он никогда не ставил перед собой цель разрушить свою семью, причинить ей страдание. Но, с другой стороны, наше чтение сегодня указывает на то, что даже такая важная часть жизни, как семья не важнее, чем воля Божья. [Проповедник может это место пропустить, если хочет: Послушайте другое место, у Евангелиста Матфея, где Иисус еще более жестко говорит: “Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. 36 И враги человеку - домашние его. 37 Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф 10.35-37)]. Иисус, своими словами и действиями показал, что наша связь с родственниками по крови — производная, а не абсолютная, ценность.
Это, конечно, не значит, что мы, христиане, должны быть одиноки, ни с кем не связаны, т.е. быть не семейными людьми. Нет. Наоборот, Иисус хочет, чтобы у нас была семья. Только в Его понимание «семья» уже значит нечто другое, чем группа людей, с кем мы связаны на генетическом уровне. Если раньше семья состояла преимущественно из родственников, теперь мы видим в словах Иисуса, что семья для христианина не ограничивается привычными нам границами. Послушайте еще раз 34-ый и 35-ый стихи: «И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои; ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь».
Давайте представим это. Он смотрит вокруг и говорит - «вот моя семья». Затем Он добавляет, как в Его семье исполняют волю Божию. Стоит заострить наше внимание здесь на порядок этих высказываний. Сначала Иисус говорит не разборчиво — «обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои.» Должно быть понятно, что «семья» в понимании Христа не совпадает с понятием своего «клана.». у семьи другие границы, чем просто люди своего «клана». Единство всей человеческой семьи — тема, которая имеет место быть в разных частях Священного Писании - у пророков, в Евангелиях, в посланиях Павла... Во многих местах мы читаем о том, что все люди — дети Божие. Безоговорочно. Он Творец всех и любит всех, даже тех, кто не признает Его Отцом. Жалко тех людей, которые Его не знают; и не знают, как хорошо жить в соответствии с тем, что Бог хочет для нас исполнить Его волю. Но и они все же — Его чада.
Слава Богу, что нет предварительных условий, чтобы мы входили в Его семью, потому, что и мы сами-христиане тоже далеки от идеала в исполнении Божьей воли. Мы непослушные дети и не заслуживаем называться Его сыновьями и дочерьми. Но Благая весть свидетельствует о том, что мы можем жить в радости, что у нас есть любящий небесный Отец, Который от нас не откажется никогда. Исходя уже из этого, можно перейти на то, что Иисус говорит об исполнении Божьей воли, о том, как в Его семье живут по другим правилам.
Когда Иисус расширяет границы семьи, Он дает нам понять, что не только наши родственники важны; не только в наших отношениях с ними — смысл нашей жизни. Когда мы знаем, что Его семья очень и очень большая, мы можем начинать относиться к другим людям по-другому, они представляются нам в другом свете. Есть в этой связи короткая история, которая содержится в книге лютеранского богослова, Доретеи Соле.
Там рассказывается о раввине, который спросил у своих учеников: - "Как можно понять, когда ночь заканчивается и день начинается?" Один ученик ответил: - "Когда издалека можно отличить собаку от овцы?""Нет",- говорил раввин. "Может быть, - другой ученик сказал: - ночь заканчивается, когда можно издалека отличить пальму от смоковницы?" Нет, ответил раввин. "Тогда, когда же начинается день?" - спрашивали ученики? "День начинается” - говорил раввин - “когда ты можешь смотреть в лицо другого человека, и видеть брата или сестру. Пока это невозможно для тебя - еще ночь".
Дорогая община! Для нас большое благословение, что наша семья больше, чем мы могли только представить! И пример Иисуса дает нам силу для того, чтобы ввести себя соответственно, как настоящие братья и сестры.
Аминь.
Б. Бюркле, пропст
|