8-ое воскресенье после Троицы. 11.08.19
Ис 2.1-5
Если ты стоишь у церкви св. Павла во Владивостоке со стороны Пушкинской улицы и поворачиваешься спиной к храму, перед тобой — сопка Орлиная или Орлиное гнездо. Это не самая высокая точка в городе, но все таки она впечатляет. Снизу не так много видно из-за деревьев и домов, но когда ты видишь фуникулёр и лестницу неподалеку, хочется подняться наверх. Сопка как будто-то бы притягивает тебя на вершину, манит обещанием прекрасного вида на мост через Золотой рог на город. Если над городом не стоит туман, твои ожидания будут оправданы — со смотровой площадки ДВФУ действительно открывается красота столицы Приморья.
Пророк Исаия тоже видел сопку, которую тянула к себе людей. Она называется в тексте «гора», но это не Саяны и не камчатские сопки-вулканы. «Гора» о котором идет речь в текст — на самом деле больше похожа на холм. Впрочем, есть разные мнения о каком именно возвышении идет речь — либо о Сионе либо о храмовой горе, “Морие”. Не одна из них даже не самая высокая точка в Иерусалиме. Там нет никакого фуникулера и даже нет нормальных лестниц, но столица Израиля манит к себе людей. И здесь дело не в прекрасном виде на город, а в истории и значимости этих мест для избранного народа.... да не только для них. Храмовая гора и Сион стали символы для многих, кто мечтает об установлении Царства Божьего на земле и освобождении от всякого угнетения.
Пророк в нашем тексте говорить о небывалом. Если учитывать, что он говорил сотни лет до рождения Христа, его слова кажется еще более фантастическими. Во древнем мире, когда у древних израильтян еще было клановое мышление, они получают весть о том, что границы их представления должны расширяться. Пророк буквально “видел слово;” эту фразу мы здесь встречаем вместо обычного “слышал Слово.” Кажется, что одни человеческие уши недостаточны для того, чтобы убедиться в достоверности этого нового откровения будущих благ в «последние дни».
Пророк продолжает говорит о небывалом. Люди из всего мира заметят маленький и тогда еще совсем незначительный городишка на дороге между Сирией и Египтом. Они будут считать это местом особенным, и будут отправляться туда ради приобщении к народу Божьему и к Его завету. Еще подчеркивая неестественность этого момента - Исаия говорит, что народы “потекут” на гору. А в мире все, что течет, течет вниз; никто не отметил силу притяжении! Вода не может течь вверх самостоятельно, и даже людям чтобы подниматься требуется усилие. Подобно воде люди часто ищут путь наименьшего сопротивления, гораздо легче “скатываться вниз,” чем “быть выше” того низкого и мерзкого, которое порой нас окружает. Но в видении пророка такой проблемы нет - все с радостью “потекут” на гору.
Пророк говорит о небывалом. Он говорит об отсутствии насилия и войны. С самого рождения человеческой цивилизации, кажется только одна вещь ценилась всеми, везде и всегда — способность воевать. Спартанцы были современниками Исаии, а в другом конце мира примерно в это время (немного позже) Сунь-цзы написал “Искусство войны”. К огромному сожалению, делать мечи - естественно. Готовиться к войне - разумно. Конечно наиболее развитые культуры говорят о войне как о печальной необходимости, как о явлении, которое имеет место быть только ради самообороны или защиты слабых. Они говорили, что никто не хочет войну... но все равно ковали мечи. А Исаия видит, что в Царстве Божьем все иначе - “и будет Господь судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои - на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать.” Чтобы мы понимали, здесь не просто отказа от насилия; он сопровождается установлением новых взаимоотношений между народами. В видении Исаия, люди, которые стоят перед Богом и доверяют Ему перестают сами судить; они возвращают это полномочие Всевышнему. Он, в свою очередь, обличит там, где требуется и устранит несправедливость. В ответ люди поймут, что насилие — всегда результат нашего провала, что его применение — трагедия. Они сделают выводы, откажутся от бесполезных инструментов насилия и направят свои стремления к тому, что принесет всеобщее благо.
Все это красиво. Но мы пока еще не поднялись на гору; мы ее находимся только у первой ступеньки наверх. Что это древнее пророчество говорит нам сегодня?
Первое, что бросается в глаза - несоответствие заявленного с действительностью. Люди должны были заметить, что происходит в Иерусалиме и тянуться туда чтобы стать часть семьи Божьей. С того момента, как Исаия говорит, человечество прошло огромный путь прогресса; оно набрало огромное количество опыта...негативного опыта о том, как не надо себя вести. Мы игнорировали Божий закон и устроили кровопролитие друг против друга… а мир-то… не стал более безопасным местом. Мы, люди, словно ничего не научились от того, что мы прошли, в особенности в XX в. Мы не только не перековали мечи в орала, а усовершенствовали инструменты насилия, стали делать мечи такой мощности, что можем сделать нашу планету несовместимой с жизнью. Гремим мечами - “кинжалами” или “томагавками” - чтобы показать, что наш клан - самый лучший и мы будем здесь хозяевами.
Но и это уже указывает на второй урок из нашего текста для нас, современных людей. Пророческий текст говорит о том, что Бог дает надежду на то, что мир может быть устроен иначе. Верующий человек живет этой надеждой, видением ее. Христиане видят символ победы люди над силами ненависти в смерти и воскресения того, кто поднимался на гору Голгофы ради нас, Иисуса Христа.
Когда у нас всегда есть перед глазами контраст - мир как он есть и мир как он должен быть - мы стремимся в наших делах принести мир в гармонию с Божий планом для него. Видение, которое было у Исаии, тянет нас наверх. Для нас самих и для всей человеческой цивилизации крайне важно, чтобы мы стремились к справедливости и безопасности не только для “своих”, а для всех. В нашей эпохе глобализации мы все связаны друг с другом. [Мы об этом говорили как раз во время летнего семинара.] Мировая экономика так устроена, что движения в одном месте дают эффект в другом конце мира. И перед всем человечеством стоит вызов экологических катастроф...лесные пожары и наводнения в Сибири напоминают нам об этом.
Поэтому мы призваны представить мир, каким он может стать. Нет, не только как “может стать”, как обязательно станет, потому, что Бог не даст своему плану любви и справедливости провалиться. Почему бы нам, тогда, не начать жить по тому видению пророка прямо здесь и сейчас? Почему не представит объединенную человеческую семью перед Богом и почему бы не действовать ради осуществления этой мечты? Почему бы не рассказать людям о том, какой прекрасный вид открывается сверху горы? Почему бы им не любоваться и не приглашать других туда же, не по пути наименьшего сопротивления, а по пути более сложному, в царство справедливости, красоты, любви и истины?
И мир Божий, который превыше всякого ума да соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Иисусе Христе. Аминь.
Б.Бюркле, пропст
|