Проповедь на 04.08.2019 г.
Лк 12.13-21.
Сегодня начнем нашу проповедь с небольшого опроса. Кто среди вас — первый ребенок в семье? Точнее, кто из вас первый сын в семье? Вот вы — счастливчики. В древнем Израиле вы получили бы большую часть семейного наследства. Если вы родились девочкой — извините! Нет мест для вас в очереди. Вы ничего не получите, когда ваши родители переходят в мир иной. А для тех мальчиков, кто родился вторым или третьим... можно вас поздравить! Вы тоже получили бы часть наследства.... правда, только половину того, что получил старший....
В такой системе нет справедливости, не правда ли? Почему старший сын должен получить больше, чем все остальные? Что он сделал, чтобы заслужить такое? Может быть он ничего не сделал и это просто случайность. А все же благодаря этой случайности он может стать богаче, чем все остальные дети в семье.
Такое неравенство было большой проблемой в древнем мире. И до сих пор оно иметь место быть в странах развивающегося мира. Трудно найти справедливые и практические решения, когда детей много и наследство небольшое. Поэтому часто такие вопросы решаются случайным фактором (например, старшинством в семьи), а не справедливостью. Честно говоря, в глобальной экономии наших дней есть подобная динамика — уже не внутри конкретной семьи, а в большой семьи человечества — одни люди случайно родились там, где богатство и комфорт в то время, как другие родились там, где надо бороться просто за выживание. Вопрос наследства, тогда, существенный, и стоит на него посмотреть с точки зрения духовности.
Но кажется Иисус не очень хочет о нем говорить. Правда, ему задавали вопрос не к месту. В тот момент речь шла о другом - о поведении верующих во время гонения. И вдруг к нему обращается молодой человек с просьбой урегулировать семейный спор о наследстве. Человек хочет, чтобы Иисус заставил брату делиться; значит, просьба идет от 2-ого или 3-го брата в семье, от человека, кто получил неполную долю наследства. Для него, кажется, этот вопрос такого же порядка, как гонения.
В любом случае Иисус решил использовать момент для того, чтобы обсуждать более глубокую проблему, чем закон о наследстве. Он останавливается на проблеме жадности / любостяжания. Там, где есть финансовое неравенство, там существует опасность сосредоточиться на материальные вопросы. И жадность не столько вопрос о владении или не владении того или иного материального блага, сколько вопрос об отношении к этому благу. Все люди уязвимы к притяжения богатства. В здоровом отношении к материальным вещам, есть понимание, что все что есть у нас — временное. Русский язык в своей структуре грамматики указывает на подобное положение дело. Мы обычно говорим не «Я имею...», а «у меня есть....» Подумайте об этом буквально, и вы увидите, что в второй конструкции какая-то вещь существует рядом со мной… но не более того. Сейчас у меня кое-что есть; завтра его может и не быть. В строгом смысле, мы ничего не имеем, а просто временное владеем тем или иным предметом.
Библия полна примеров щедрости и ее противоположности — жадности. В нашем тексте сегодня Иисус рассказывает о землевладельце, у которого был весьма богатый урожай. Этот человек, как часто бывает с богатыми людьми, думает о том, как сохранить свое. Но его метод сбережения вызывает недоумения. Понятно, что он получит лучшую цену, если он продаст зерно не в сезоне урожая, а позже.... Но как он собирается хранить то, что было собрано? Он думает, что первый шаг должен быть разбирать старые зернохранилищи. Здесь не говорится, что старые были плохие; они просто были недостаточно объемными. Логично было бы не тратить ресурсы и время на разборку, а просто построить дополнительные амбары. Но наш “герой” страдает уже от мании величия, и он может довольствоваться только всем громоздким.
Но главная проблема даже не в неразумности богача. Иисус называет его «безумцем» не поэтому, что он плохо управлять, что есть. Главное, что не понимает землевладелец — что все в этой жизни временное. Он — как и все люди — смертны. Жадность ослепила его, и он забыл, что его земные богатства не помогут ему, когда он уйдет из этого мира. В конце концов объем твоих амбаров ничего не значит. Забыть об этом — безумие.
Но есть еще одна проблема с жадностью. Она не дает человеку видеть других людей. Жадный человек — эгоист. Это особенно ярко видно в этой притче. Он относится к богатству, как к решению всех внешних и внутренних вопросов. Не только тело, но и «душа» (.19) должна радоваться большими планами богача... Как будто бы только он один существует во всей вселенной и как будто бы проблемы решаются автономно от других людей. Богач, когда разговаривает здесь, говорит только о самом себе и только с самим собой. У него больше богатство, чем он даже может использовать, но у него даже нет мысли делиться с другими людьми — ни с теми, кто помог ему собрать урожай, ни с своими родственниками, ни с его общиной или обществом.
Жадность именно такая. Она — неразумна и эгоистична. Ее главная опасность заключается в том, что она может овладеть человеком. Она может человека «поглотить», чтобы он ничего не видел, кроме материального блага. Парадокс жадности заключается в том, что ее никогда невозможно утолить. Тем больше ты ее «кормишь», тем больше она требует. Такая проблема может встречаться и у богачей и у бедняков. Главное — внутреннее отношение к внешним, материальным вещам. Если тебя охватила жадность, ты забываешь что в любой момент может быть такое, что «душу твою возьмут у тебя.» (.20)
Самая эта фраза необычно, не так ли? Кто возьмет душу? Не совсем понятно. С одной стороны может предполагаться, что действующее лицо - Бог. А с другой стороны, отбирает жизнь у жадного человека - самые вещи, которые они стремиться приобрести. Они заявляют человеку — ты наш, ты в нашей власти. Мы, материальные блага - уже не служим тебе, а ты - нам.
Аргументы избегать жадности достаточно сильны. В нашей притче Иисус помогает нам видеть наше истинное положение в мире. Когда мы становимся жертвами жадности, мы слепнем, глупо стремимся к тому, что не дает нам настоящую радость, разрушает наше отношения с другими людьми, и перестаем владеть нашей собственной жизнью.
Иисус предлагает своим ученикам не только моральный урок. Он пришел для того, чтобы предлагать Жизнь с большой буковой. Он предлагает свободу от рабства материальному миру, свободы от ложного доверия в богатство. Он раздает свое наследство всем чадам Небесного Отца — мужчинам и женщинам, первому ребенку и всем остальным, вырастившим в богатстве и в нищете. Через Него мы понимаем, что настоящая ценность в жизни не во владении, а в доверии к Богу и в любви. В других местах этой главы он призывает своих слушателей смотреть вокруг, и видеть заботу Бога о них: «Разве не пять воробьев за два гроша продаются? А Бог не забыл ни одного из них. А у вас и волосы на голове сочтены все. Не бойтесь! Вы стоите много дороже воробьев!” (.6-7) И позже: «Посмотрите на воронов: не сеют они и не жнут, нет у них ни кладовых, ни закромов, но Бог их кормит. А вы намного дороже, чем птицы!.... И вы не думайте о том, что вам есть и что пить, и не заботьтесь об этом. Это главная забота всех язычников этого мира. А ваш Отец знает, что вам все это нужно. Стремитесь к одному - к Его Царству, а все остальное Он даст вам в придачу.” (.24,.29-31)
Иисус хочет, чтобы мы знали что Бог - не имущество — источник счастья. Именно в Нем наше наследство в этой жизни и в жизни за гробом. Доверяя Ему, мы можем работать, отдыхать, есть, пить, наслаждайся жизнью, быть щедрым к Богу и к ближнему так, как Он щедр к нам, через Иисуса Христа, Господа нашего. Аминь.
Б.Бюркле, пропст.
|